Говард Хьюз: бизнес-фигура высшего пилотажа

4737
Говард Хьюз: бизнес-фигура высшего пилотажа

Фото: Flickr 

Текст: Зиновий Тугаринов


Хьюз-старший, тоже Говард, жил легко и весело – колесил по стране, участвовал в нефтяных авантюрах, скупая и перепродавая участки, изобретал и патентовал механизмы, которые не имели спроса, с ленцой непродолжительно учился в колледже и очаровывал женщин. Импозантность и обаяние принесли ему первые десять тысяч долларов – именно такое приданое он получил, женившись в 1903 году на дочери техасского судьи. Молодые обосновались в Хьюстоне, где 24 декабря 1905 года и появился на свет Хьюз-младший.

Когда от приданого остались сущие крохи и впереди маячила полная неопределенность, Хьюз-старший, что называется, вытащил лотерейный билет на миллион долларов. Он увидел в баре, как некий человек с горящим взором демонстрировал картонную модель замысловатого бура, на что посетители заведения реагировали дружным хохотом, словно имели дело с клоуном. Однако Хьюз, который был неплохим механиком, оценил идею и купил у «клоуна» модель за $50. Через два месяца был готов опытный образец: три асимметрично насаженных на ось конуса со 166 резцами, вращавшимися в противоположные стороны. Во время испытаний бур с легкостью продырявил 15-сантиметровую гранитную плиту.

В отличие от незадачливого автора идеи, Хьюз-старший запатентовал бур и, основав в 1907 году компанию Hughes Tool Company, начал производить чудо-буры и сдавать их в аренду по $30 тыс. за бурение одной скважины. В США тогда наблюдался нефтяной бум – через два года Хьюз-старший был миллионером. Всего он оставил сыну шесть миллионов – очень приличные по тем временам деньги.

Говард рано лишился родителей. В марте 1922 года во время несложной операции умерла мать – сердце не выдержало наркоза. В январе 1924 года скоропостижно скончался отец – тоже сердце. Хьюзу было 18 лет, и ему предстояло ждать еще три года, чтобы получить право распоряжаться отцовским наследством. Его опекуном должен был стать дядя по отцовской линии Руперт, весьма успешный сценарист, занимавший в Голливуде далеко не последнее место.

Однако у Хьюза было иное мнение на сей счет. Выудив из законодательства штата Техас параграф, где говорилось о том, что при определенных условиях гражданина штата можно признать совершеннолетним и в 19 лет, он ринулся в бой. И через год суд признал Хьюза полноправным субъектом со всеми вытекающими последствиями.

Молокосос с наличными

Говард Хьюз: бизнес-фигура высшего пилотажа

Первый самостоятельный шаг Говарда – женитьба на бывшей однокласснице Элле Райс. Молодожены уехали в Голливуд, где вели весьма необычный образ семейной жизни. У каждого из супругов все разное – номер в отеле, банковский счет, автомобиль, работа, досуг. Встречались изредка. Говарду жена требовалась в основном для самоутверждения. Для души же и тела у него, превратившегося из гадкого утенка не то чтобы в белого лебедя, но вполне себе импозантного красавца – множество актрис, за которыми он красиво – громадные букеты, сверкающие драгоценности, шумные вечеринки, шикарные лимузины – волочился. Ну а если на его пути встречались неожиданные препятствия, он устранял их самым решительным и циничным образом. Когда муж актрисы Билли Дав, женщины в высшей степени независимой, принялся протестовать против ее романа с Хьюзом, тот прислал ему чек на несколько тысяч долларов, и обманутый супруг утешился.

Но главное – у Хьюза было дело, которым он фанатично увлекся. Два года назад дядюшка Руперт ввел 17-летнего племянника в феерический мир Голливуда. И Хьюз решил стать режиссером номер один. Первый фильм, «Чудный Хоган», который он продюсировал, оказался так плох, что его даже не выпустили на экраны, в связи с чем Говарда прозвали в Голливуде «молокососом с наличными». Однако в процессе выпечки «первого блина» он досконально изучил технологическую кухню кинематографа. И его следующий фильм не только имел бешеный успех, но и вошел в историю мирового кино.

«Ангелов ада», где речь шла о пилотах Первой мировой войны, Хьюз снимал обстоятельно, не считаясь с затратами. Он не только собрал звездный актерский состав, но и закупил для съемок 45 боевых истребителей, наняв пилотов экстра-класса. И сам, сев за штурвал, демонстрировал отчаянные трюки. За время съемок погибли три пилота, а Хьюз чудом остался в живых, отделавшись сломанной челюстью. Когда картина была готова, в кино пришел звук – пришлось переснимать почти половину ленты. В результате работа растянулась на 3 года, а сам фильм обошелся в фантастическую для тех времен сумму – $4 млн. Даже рекордные кассовые сборы не смогли покрыть этих затрат.

Говард Хьюз: бизнес-фигура высшего пилотажа

Затем было еще несколько фильмов, весьма успешных в эстетическом отношении, но проблематичных с точки зрения консервативной американской морали: то насилие в них слишком шокирующее, то интим чрезмерно откровенный. Поэтому их выход на экраны был сопряжен со скандалами. Параллельно Хьюз все больше увлекается небом: механики устанавливают на его самолет супермощный мотор, и миллионер-авиатор начинает штурмовать мировые рекорды скорости и дальности. Триумфом стал кругосветный перелет: в 1938 году Хьюз на своем «Локхиде» обогнул земной шар за 3 дня 19 часов 8 минут и 10 секунд, что немедленно сделало его национальным кумиром.

Первым делом — самолеты

 Говард Хьюз: бизнес-фигура высшего пилотажа

Возникает естественный вопрос: а что же происходило с капиталами Хьюза, пока их владелец носился на самолете под облаками, снимал фильмы и менял звездных любовниц как перчатки? Он имел о том весьма смутное представление. Капиталами Хьюза распоряжался менеджер экстра-класса Ной Дитрих, необычайно преданный хозяину. Именно он на протяжении многих лет выкручивался из непростых ситуаций, приумножая миллионы Хьюза.

Во время Великой депрессии Дитрих спас от банкротства Hughes Tool Company, буквально дышащую на ладан. Добился отсрочки выплаты полутора миллионов Элле Райс, подавшей на развод. После отмены сухого закона вовремя занялся выгодным пивным бизнесом. В общем, Говарду не о чем было беспокоиться.

Правда, в конце 30-х годов у него начинает прорезаться интерес к коммерции – замешенной все на той же авиации. Хьюз основывает Hughes Aircraft – компанию по разработке новой авиационной техники и покупает 30% акций TWA, вскоре ставшей одной из ведущих пассажирских авиакомпаний. Когда началась Вторая мировая, Хьюз на свой страх и риск, впоследствии с лихвой окупившийся, приобретает авиационный завод и поручает двумстам инженерам создать скоростной бомбардировщик D-2.

Говард Хьюз: бизнес-фигура высшего пилотажа

Правительство объявило тендер на разработку самолета-разведчика. Hughes Aircraft наряду с «Боингом», «Локхидом» и «Дугласом» включается в конкурентную борьбу. Председателем государственной комиссии назначили сына президента Эллиотта Рузвельта, которого Хьюз очаровал не столько макетом D-2, сколько экстерьером голливудских красоток и задушевностью пикника. В результате в 1942 году Хьюз получил госзаказ на изготовление в самые короткие сроки ста разведчиков XF-11.

Однако первый опытный образец машины смогли сделать лишь после войны. В 1946 году Хьюз собственноручно поднял его в воздух… и в первом же полете потерпел катастрофу над Беверли-Хиллз, едва выжив после серьезной травмы. Через год второй XF-11 был передан армии.

Еще более странная история произошла с заказанной Hughes Aircraft гигантской транспортной амфибией «Геркулес». В конце 1947 года Хьюз оторвал от воды 180-тонную махину с восемью двигателями и с размахом крыльев в 96 метров. Пролетев два километра на высоте 20 метров, «Геркулес» опять опустился на водную гладь. Его отбуксировали в ангар, и со временем он плавно переместился прямиком в музей авиации.

Фигуры высшего пилотажа

 Говард Хьюз: бизнес-фигура высшего пилотажа

Естественно, никто не застрахован от ошибок и просчетов, которые при должном подходе подлежат исправлению. Однако Хьюзу такого шанса не дали. Республиканцы, пришедшие к власти, предприняли попытку заклеймить период правления демократа Рузвельта. Была создана сенатская комиссия, которой предстояло выяснить, на каком основании демократическое правительство за 4 года выплатило Hughes Aircraft более $40 млн. Из недавнего национального героя, покорявшего воздушный океан, решили сделать козла отпущения. Была и еще одна причина завалить Хьюза, которая не разглашалась, – его компания TWA начала угрожать благополучию «Пан Америкен».

За многолетнюю историю США было много такого рода расследований. Кто-то признавал вину и выходил из игры, кто-то, как Билл Клинтон, пускал слезу. Говард Хьюз закончил свою двухчасовую речь, транслировавшуюся на всю Америку, такими словами: «Обо мне могут сказать, что я капризен, эксцентричен, что я плейбой, но я не верю, что кто-то посмеет назвать меня обманщиком. За 23 года никто ни разу не усомнился в моем слове». Дело сделано – общественное мнение на стороне Хьюза, и сенаторы от него отступились.

С этого момента не раз решительные действия, зачастую более чем парадоксальные, не укладывающиеся ни в какие привычные бизнес-стратегии того времени, помогали Хьюзу одерживать победы в самых безвыходных ситуациях. В начале 50-х годов компанию Hughes Aircraft переориентировали на разработку и изготовление военной электроники. Командование ВВС, желая обезопасить себя от каких бы то ни было неожиданностей, выкручивало Хьюзу руки, требуя либо продать компанию, либо поставить у ее руля представителя военного ведомства. На ультиматум требовалось ответить через три месяца, иначе все военные заказы будут отозваны. В день истечения срока Хьюз зарегистрировал в штате Делавер «новую» компанию – Hughes Aircraft Corp. и Hughes Medical Institute, перед которым ставились исключительно благотворительные задачи. При этом все акции электронного гиганта передавались медицинскому институту, освобожденному по действующему законодательству от уплаты налогов. В результате и компания осталась в руках у Хьюза, и доходы от нее существенно возросли.

Говард Хьюз: бизнес-фигура высшего пилотажа

Отойдя от кинематографических дел, он порой устраивал весьма жестокие спектакли, в которых роль мальчиков для битья играли его конкуренты. В 1954-м он принял предложение троих бизнесменов – Лоренса Рокфеллера, Уильяма Зекендорфа и греческого судовладельца Аристотеля Онассиса – продать им всю свою империю. И как будто бы удовлетворился суммой в $400 млн. В назначенный день их встретили в аэропорту Лос-Анджелеса, посадили в потрепанный довоенный форд, у которого по дороге трижды глох мотор, и привезли к каким-то пакгаузам. В обшарпанной комнате с одним стулом их встретил затрапезно одетый Хьюз. Более часа он изучал договор, пока покупатели переминались с ноги на ногу. А потом сказал, что сумма его не устраивает. Рокфеллер накинул сотню миллионов и получил отказ. Онассис накинул две сотни с тем же самым результатом. В душе внешне невозмутимого Хьюза прокатывались волны гомерического хохота.

А историю с акциями TWA следует отнести к чисто абсурдистской постановке, которая прошла с фантастическим успехом. В 1966 году над компанией, 78% которой владел Хьюз, сгустились тучи, и лишь чудо было способно спасти его от громадных убытков. И вдруг он выбросил на рынок в открытую продажу все 6,6 млн акций, которые не обесценились, а ушли в полчаса за $566 млн, что мгновенно превратило его из мультимиллионера в первого в мире миллиардера. Не желая платить непомерные, на его взгляд, налоги в Калифорнии, Хьюз перебрался в Лас-Вегас, попутно приобретя шесть отелей-казино и обширные земельные участки…

Невидимый фронт

Говард Хьюз: бизнес-фигура высшего пилотажа

И тут Хьюза настигают последствия травм, полученных в авиакатастрофах. Сказывается постоянный прием обез-боливающих препаратов: у него развивается мания. Хьюз панически боится заразиться кишащими вокруг микробами, в связи с чем добровольно заточает себя в гостиничном номере.

В этот, последний период его жизни, он видится лишь с тремя нанятыми для обслуживания мормонами – чистыми и душой, и телом. Потом его начинает «преследовать» радиация, и Хьюз пишет письмо президенту Линдону Джонсону, на которого он в свое время потратил несколько миллионов, с требованием запретить ядерные испытания. Или хотя бы перенести их подальше от Лас-Вегаса, куда-нибудь в Нью-Мехико. И, между прочим, Джонсон задумался: очередные испытания были отложены на целых два дня. Но место их проведения, естественно, осталось прежним – полигон в штате Невада.

С поверенным в финансовых делах Робертом Мехью, бывшим агентом ФБР, сменившим Ноя Дитриха, Хьюз общался только по телефону. Однако, несмотря на явное психическое нездоровье, по части бизнеса Хьюз сохраняет ясность ума и твердость воли: каждая сделка приносит ему прибыль, приближая состояние к двухмиллиардной отметке.

Спасаясь от радиации, Хьюз в сопровождении своих верных мормонов перебрался в Канаду, затем на Багамы и в конце концов осел в Мексике, в Акапулько, где вел прежний «герметичный» образ жизни. 5 апреля в бессознательном состоянии его погрузили в самолет, чтобы доставить в госпиталь Хьюстона. Он умер в воздухе, как и положено летчику-асу. За 15 лет затворничества Хьюз изменился настолько, что в нем невозможно было узнать бывшего плейбоя. Поэтому для идентификации пришлось снимать отпечатки пальцев…

У Хьюза не было наследников. С двумя своими женами он давно развелся. Претензии на его наследство предъявили более четырехсот человек, по большей части аферисты и авантюристки. После тщательного отбора суд счел правомерными претензии лишь двадцати персон – двоюродных и троюродных родственников легендарного миллиардера.

Говард Хьюз: бизнес-фигура высшего пилотажа


Империя Хьюза процветает по сей день. В нее входят нефтяная компания Baker Hughes Incorporated, компания Hughes Space and Communications, занимающаяся системами связи, компания по производству оружия Raytheon Systems Company, компания Hughes Electronics, специализирующаяся в области электроники, компания Hughes Aircraft – разработчик высоких технологий для самолетов. А также золотые и серебряные рудники, отели, казино, аэродромы, несколько тысяч акров земли...

А еще от Хьюза остались две вещи, получившие повсеместное распространение. Это медицинская кровать, изменяющая профиль, и бюстгальтер без лямок, придуманный Хьюзом для одного из фильмов для пышных прелестей Джейн Рассел. Ведь Хьюз, помимо всего прочего, был еще и талантливым конструктором. 

Говард Хьюз: бизнес-фигура высшего пилотажа

Теперь вам есть что обсудить с друзьями



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль