Искусство нравиться: знаменитые уроки лорда Честерфилда

4245
Искусство нравиться: знаменитые уроки лорда Честерфилда

Фото: Flickr

По материалам проекта "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении"


«Куда бы мы ни шли, репутация наша — неважно, хорошая ли, дурная — нас обязательно опередит» — эту истину с юных лет усвоил лорд Честерфилд, известный английский дипломат и государственный деятель. Его знаменитые «Письма к сыну» — это наука о том, как стать обаятельным. Ведь перед обаятельными людьми всегда будут открыты все двери. На протяжении 30 лет лорд давал сыну советы о том, как стать настоящим джентльменом, подготавливая его к политической и дипломатической карьере. Жизненный опыт подсказывал Честерфилду, что неважно, каков твой статус и происхождение, важно, умеешь ли ты нравиться людям и быть приятным собеседником.

Лорда Честерфилда считали мудрым воспитателем, опытным педагогом, выработавшим законченную педагогическую систему, и в то же время объявляли беспринципным циником, проповедником эгоистической морали, вельможей, во всех тонкостях изучившим искусство придворного лицемерия. Сделав головокружительную карьеру на политическом и дипломатическом поприще, Честерфилд до совершенства отточил искусство нравиться людям и завязывать полезные знакомства. Его знаменитые «Письма к сыну» — это не просто собрание нравоучений и тщательных рекомендаций, как себя вести. Это наука о том, как стать обаятельным. Вот несколько его уроков.

Урок 1. Оказывать знаки внимания

Чтобы нравиться окружающим, Честерфилд советует оказывать им небольшие знаки внимания, подчеркивая их значимость. Эти знаки внимания — верное свидетельство вашей предупредительности и уважения к тем, кому они оказываются. Можно, например, приметить маленькие привычки, пристрастия, антипатии и вкусы людей, которых хотелось бы расположить к себе, и тогда постараться чему-то потакать и от чего-то уберечь их, при этом деликатно дав им понять, что вы заметили, что им нравится такое-то блюдо или такая-то комната, и поэтому приготовили для них то или другое. Внимание к подобным пустякам льстит самолюбию гораздо больше, нежели вещи более значительные, потому что люди начинают думать, что чуть ли не все ваши мысли и заботы направлены на то, чтобы сделать им приятное.

 

Урок 2. Избегать лжи

Честерфилд настаивает, что ложь в хорошем обществе не просто недопустима, но и опасна для самого лгущего: как только она будет обнаружена и разоблачена, репутация лжеца будет безвозвратно погублена. Так, если вы хоть раз солгали, преувеличив чьи-либо пороки, то в дальнейшем, что бы вы ни сказали в порицание этого человека, пусть даже это будет сущая правда, это сочтут клеветой. Впрочем, подобное правило не распространяется на преувеличение чьих-либо заслуг — лесть бывает не только полезна, но и необходима.

 

Урок 3. Проявлять осторожность в выборе друзей

Честерфилд советует: опасайтесь людей, предлагающих свою дружбу. Будьте с ними вежливы и учтивы, но вместе с тем и очень недоверчивы; отвечайте им любезностями, но только не откровенностью. Лорд Честерфилд советует с недоверием относиться к тем, кто стремится называться другом с первого взгляда или после непродолжительного знакомства. «Подлинная дружба, — уверяет писатель, — созревает медленно и расцветает только там, где люди действительно доказали ее друг другу».

 

Урок 4. Говорить коротко

Чтобы быть приятным собеседником, необходимо выработать в себе умение говорить коротко и всегда по делу. «Не надо докучать собравшимся, — учит лорд Честерфилд, — рассказывая какие-нибудь истории, это самое нудное и неприятное, что только может быть. Если ты случайно знаешь какой-нибудь очень коротенький рассказ, имеющий прямое отношение к предмету, о котором в данную минуту идет разговор, расскажи его как можно короче, но даже и тогда заметь, что, вообще-то говоря, ты не любишь рассказывать истории и в данном случае прельстила тебя только краткость». Кроме того, не стоит занимать собеседников личными переживаниями и рассказами о своих делах — это всегда порождает у людей раздражение и желание поскорее закончить разговор.

 

Урок 5. Овладеть искусством лести

Если вы хотите завоевать чье-либо расположение или дружбу, то Честерфилд советует всячески превозносить качество, которое этот человек считает своим достоинством, но еще более — качество, которое является его слабым местом. Хотя люди любят, чтобы им воздавали по достоинству там, где они знают, что действительно достигли чего-то значительного, им больше всего и вернее всего льстит похвала в том, в чем они хотят преуспеть и, однако, не совсем уверены, удается им это или нет. Так, Честерфилд не советует хвалить красоту по-настоящему красивой женщины. Истинная красавица не сомневается в своей привлекательности и похвалу воспримет как должное. Похвалите ее ум — и вам будет гарантировано ее расположение как человеку, разглядевшему в ней то, на что другие не обращали внимания.

 

Урок 6. Выработать дикцию и приятность речи

«Путь к сердцу лежит через чувства: сумей понравиться чьим-то глазам и ушам, и половина дела уже сделана», — утверждает лорд Честерфилд. Голос и манера говорить формируют то первое впечатление о человеке, от которого в дальнейшем очень трудно избавиться. Если человека приятно услышать, люди помимо своей воли сразу же проникаются убеждением, что у него есть достоинства, которых на самом деле у него может и не быть; с другой стороны, если речь его поначалу производит неприятное впечатление, у них сразу же появляется какая-то предубежденность и они не хотят признать за этим человеком заслуги, которые, возможно, у него и есть. Самым лучшим упражнением для выработки дикции Честерфилд считает чтение вслух, причем делать это желательно перед зеркалом, чтобы иметь также возможность следить и за своей мимикой.

О других уроках знаменитого лорда Честерфилда вы можете прочитать всего за 15 минут в его книге «Письма к сыну», представленной в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении»



Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль