text
Генеральный Директор

5 шагов от стресса к самоконтролю: как действовать под давлением

  • 7 апреля 2015
  • 7049
5 шагов от стресса к самоконтролю: как действовать под давлением

Фото: Flickr

По материалам проекта "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении"


По время стресса человек часто теряет контроль над ситуацией и, как результат, принимает ошибочные решения. Психологи уверены, что способность преодолеть страх и действовать правильно под любым давлением, можно натренировать. Для этого нужно знать 5 фаз, которые переживает психика человека в стрессовой ситуации. И понимать, как можно контролировать психические процессы в каждой фазе.  

Первое и самое важное правило для удержания контроля в ситуации стресса таково: возьмите себя в руки. Автор книги «Я слышу вас насквозь» психиатр Марк Гоулстон утверждает: «Самое главное, чему вы должны научиться — контролировать собственные мысли и эмоции. В большинстве случаев это основа успешных коммуникаций». В своей книге Гоулстон рассказывает, какие стадии или фазы проходит человек от состояния «Черт возьми!» до восстановления самоконтроля. Вот эти фазы.

 

5 фаз движения от стресса к самоконтролю

Фаза 1.

Фаза первичной реакции — «Черт возьми!»: это катастрофа, с этим справиться невозможно, надо удирать.

Фаза 2.

Фаза разблокирования — «Боже мой!»: да, ну и каша, как же все это разгрести? И почему это всегда происходит со мной?

 

Фаза 3.

Фаза перестройки — «Так…»: кажется, это можно исправить. Хотя, конечно, ничего веселого в этом нет.

 

Фаза 4.

Фаза перефокусирования — «Ну хорошо…»: я не позволю, чтобы это испортило мою жизнь/карьеру/семью/день/, и мне прямо сейчас нужно сделать вот что…

 

Фаза 5.

Фаза переподключения — «Согласен»: сейчас я все исправлю.

Если вы знаете о существовании этих стадий, то можете управлять своим эмоциональным откликом на каждой из них. В результате вы значительно ускорите весь процесс, сжав его до нескольких минут.

А как быть, если не вы, а ваш собеседник находится в состоянии сильного стресса и вам надо до него достучаться? Марк Гоулстон советует: помогите ему дать выход мыслям и эмоциям. Главный ключ к возможности помочь человеку дать выход эмоциям — «открыть клапан и выпустить пар» в ходе объяснения.

Например, если вы пытаетесь установить контакт с человеком, который явно зол или обижен на вас, но подавляет свои чувства, спросите:

«Я когда-нибудь давал вам почувствовать, что не уважаю вас?» или «Я когда-нибудь давал понять, что к вам не стоит прислушиваться?».

«Будьте готовы к очень эмоциональной реакции. Не перебивайте и не становитесь в защитную позицию, — рекомендует Гоулстон. — Позвольте человеку «выпустить пар» до конца. Когда это произойдет, на место негативных эмоций придет чувство облегчения и благодарности, а затем — готовность к диалогу».

Первую часть своей книги Гоулстон посвятил изучению человеческого мозга — средоточию нашего «я», отвечающего за мысли, чувства и способность вести переговоры.

Мозг имеет три слоя: нижний, средний и верхний.

— Нижний слой — мозг рептилии — отвечает за поведение типа «укусить или убежать», т.е. за действия и реакции, не требующие долгих размышлений.

— Средний слой — мозг млекопитающего — отвечает за самые мощные чувства — любовь, ревность, радость, печаль, удовольствие и т.д.

— Верхний слой — мозг примата — отвечает за рациональную оценку ситуации и разработку осмысленного плана действий. Этот слой мозга собирает информацию от нижних слоев и на ее основе принимает умные и этичные решения.

 

Почему это так важно знать? «Оказавшись в состоянии стресса, мы можем полностью попасть под контроль нижних слоев мозга. В таких ситуациях верхний слой — рациональный — временно «глохнет» и перестает оказывать на нас влияние, — поясняет Марк Гоулстон. — Вот почему бесполезно требовать внимания от человека, находящегося в состоянии гнева, раздражения или страха. Когда ваш босс, клиент, супруг или ребенок находятся под контролем нижних слоев мозга, вы на самом деле общаетесь с загнанной в угол змеей или, в лучшем случае, с перепуганным кроликом».

 

Практикум: как вести себя в сложной ситуации

 

Техники, описанные в книге Марка Гоулстона «Я слышу вас насквозь», подобны приемам боевых искусств: они эффективны сами по себе, но еще более действенны в комбинациях. В последней части книги автор приводит примеры того, как с помощью набора техник справляться со сложными и даже опасными ситуациями.

Например, для того, чтобы избежать ложного шага, способного помешать достижению ваших целей (необдуманного увольнения, скандала с коллегой, ссоры с супругом и т.д.), Гоулстон предлагает метод «пауза в шести частях».

 

1. Проведите физический самоанализ. Выявите и назовите ощущения, которые вы испытываете: например напряжение, сердцебиение, головокружение. Это поможет вам взять их под контроль.

2. Проведите эмоциональный самоанализ. Переведите физические ощущения на язык эмоций. Например, скажите себе: «Я очень зол» или «Я доведен до отчаяния». Точное определение названия эмоций позволяет предотвратить потерю контроля над ними.

3. Проведите самоанализ импульсов. Скажите себе: «Эти чувства заставляют меня __________________». Осознание импульса поможет вам сопротивляться ему.

4. Оцените возможные последствия. Ответьте на вопрос: «Если я последую моим импульсам, к чему это приведет?»

5. Примите решение. Закончите предложение: «Лучше для меня будет __________________».

6. Проведите анализ преимуществ. Скажите сами себе: «Если я сделаю то, что для меня будет лучше, это даст следующие преимущества: __________________».

В результате этих шести шагов, вы будете точно знать, как вести себя в конкретной сложной ситуации, чтобы избежать неприятных последствий.

 

Прочитать бестселлер Марка Гоулстона «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров» вы можете всего за 15 минут в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении».  

 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 10 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.