Фото: Flickr
По материалам проекта «Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении»
У Коко было много друзей среди художников, поэтов, артистов, музыкантов. Со многими из них, например с Дягилевым, Стравинским, Пикассо, она работала. Шанель признавалась, что дружба и любовь – ее главные учителя. У нее был необычный, присущий только ей подход к близким отношениям. Она считала, что именно так можно добиться успеха и сохранить свой неповторимый стиль.
У своих друзей: художников Ренуара, Дали, Пикассо, музыкантов Стравинского, Эрика Сати, Жоржа Орика, писателей Жироду, Дрие ла Рошелля, театрального деятеля Дягилева, прозаика, поэта, драматурга, режиссера театра и кино Жана Кокто, герцога Вестминстерского и многих других, Коко многому училась, многое брала от них. Но и сама могла, например, заплатить их долги, финансировать постановки, оплачивать проживание. «Деньги дают возможность помочь тем, кем восхищаешься, создавать замечательные вещи. Я много помогала русскому балету и просила только об одном: чтобы никто об этом не знал».
При этом и в любви, и в дружбе Коко была очень избирательна. «Всякое превосходство, как правило, приводит к своего рода изоляции. Оно заставляет выбирать друзей и знакомых». Став знаменитой, Шанель придирчиво начала относиться к своим знакомствам. Она дружила и работала только с теми, кто был интересен ей и кому была интересна она — как личность, как талант. Но в то же время она чутко распознавала тех, кому не нравилась, и уходила от них.
Дружба прекращалась и с другими, знавшими ее в то время, когда она еще не была «вооружена славой Шанель». Она избегала, например, бывшей танцовщицы Элиз Жуандо (Кариатис), которая в начале карьеры Коко помогала ей дружескими советами. Она могла повернуться спиной, сделав вид, что не узнала, к человеку, который подходил к ней, улыбаясь и протянув руку. Так она уничтожала прошлое, которое хотела забыть.
«Каждый день я начинаю жить заново», - говорила Коко. Она вычеркивала из своей жизни и памяти целые куски жизни, если они ей были неприятны или невыгодны. Ее детство и юность — путаница дат, событий и фактов. Она без сомнения вычеркнула 10 лет своей жизни, которые хотела забыть, так как считала бездарными и порочащими ее, и больше никогда не вспоминала о них. И, как ни странно, словно действительно помолодев, стала «меньше нуждаться во сне, плодотворнее творить».
ТОП-6 самых важных статей для руководителя:
- Куда вложить деньги в 2018 году
- 16 вопросов «с подковыркой», которые стоит задавать на собеседовании
- Что сказать клиенту в ответ на фразу «Нам ничего не нужно»
- 11 мошеннических схем, о которых должен знать каждый
- Что делать, если к Вам пришли люди в масках
- 10 фраз, которые не следует говорить своим сотрудникам
Любовь — главный учитель
В отношениях с мужчинами Шанель придерживалась еще большей избирательности. Она предпочитала умных, талантливых, удачливых, умеющих «делать состояние». И сама Коко неустанно училась у них: верховой езде, английскому языку, игре в теннис, охоте на лис и кабанов, рыбной ловле, изданию газет. Каждый из них привносил в ее моду что-то новое. К примеру, в результате отношений с великим русским князем Дмитрием возникла «Русская коллекция», которую Коко предложила Парижу: вышитые мужицкие рубахи с сапогами и меховыми шапками. Познакомившись с гениальным парфюмером Эрнестом Бо, сама ничего не понимая в химии, но опираясь на уникальные парфюмерные познания Бо, она смогла найти неповторимый аромат духов, ставший легендарными «Chanel № 5».
> ;Независимость — аксиома жизни Коко
Коко не выносила быть кому-либо обязанной. Как только у нее появились деньги, она «захотела платить за всех и за все». Друзья роскошно жили за ее счет, путешествовали, она покрывала их огромные долги. «Платя долги других, она уничтожала собственные».
Она говорила: «Для меня деньги всегда означают только одно: свободу». Став состоятельной, она, «такая застенчивая, не смеющая ни с кем заговорить», раскрепостилась, прибрела способность говорить, публично выступать.
Главный принцип Коко: заставь себя уважать
Коко Шанель всю свою жизнь неистово завоевывала и защищала свое «высшее равенство», которое она никому не позволяла оспаривать. Подобная позиция явилась следствием ситуации, в которую попал другой великий мастер — ювелир Картье — и свидетелем которой невольно стала Шанель.
На прием к Морису де Ротшильду по ошибке пригласили великого ювелира Картье, спутав его с бельгийским послом Картье де Маршьенном. Когда доложили о супругах Картье, Морис де Ротшильд с грубостью, которую признают за ним даже его друзья, напрямик заявил им, что произошло недоразумение и что он не принимает своих «поставщиков». «Конечно, если вы хотите пройтись по гостиным, чтобы увидеть картины и мебель...» Картье повернулись и ушли. «Естественно», — заметила Коко.
Другая Ротшильд, жена барона Анри, попросила ее прийти к ней, чтобы посмотреть «кучу вышедших из моды украшений»: «Посоветуйте, что можно из них сделать». Она способствовала известности Дома Шанель при его возникновении. Коко согласилась и занялась драгоценностями, разложенными на бархатной скатерти в будуаре баронессы. Ввели господина в рединготе, великого ювелира Картье, с которым она тогда и познакомилась. С ним обращались, как с подчиненным. «Как с выдающимся подчиненным, разумеется», — говорила Коко. Но все-таки как с подчиненным. Коко запомнила это на все жизнь.
О других поучительных историях из жизни Коко Шанель вы можете узнать прямо сейчас всего за 15 минут, прочитав книгу «Загадочная Коко Шанель» в кратком изложении в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении».