Как проводить реформы в кризис: 5 правил Александра II

4355
Фото © Flickr
Фото © Flickr

По материалам проекта «Главная мысль. Бизнес-книги  в  кратком изложении»


Александр II  вступил на престол в крайне трудный для страны момент. Неэффективная экономика, коррупция в правительственных кругах, внешнеполитическое давление, и на этом фоне неуклонно растущее народное недовольство – вот лишь часть тех проблем, с которыми пришлось столкнуться юному императору. Затеянное им реформирование всех основных политических и социальных институтов страны было мерой необходимой, но очень опасной.  Александру было необходимо привести к взаимопониманию самые различные общественные силы, не настроенные вести диалог. Добиться этого, не приведя страну к гражданской войне, императору удалось, руководствуясь несколькими правилами эффективного управления.

Правило 1. Инициировать изменения 

Александр II успел провести крестьянскую реформу практически в последний момент. В год его восшествия на престол внутренняя ситуация в стране была накалена до предела: крестьянские восстания следовали одно за другим. Александр II отчетливо видел, что изменения неизбежны, вопрос лишь в том, от кого они будут исходить. Император сумел взять события под свой контроль и провести преобразования так, чтобы они выглядели его личной инициативой.

Вывод: проводить преобразования надо тогда, когда вы еще можете сделать это сами. Главное в период кризиса – взять контроль над ситуацией, чтобы реформы были управляемы «сверху», а не навязаны вам извне.

Правило 2. Обеспечить гласность обсуждения

Умиротворению внутриполитической ситуации способствовала полная гласность, введенная Александром на этапе подготовки и обсуждения проекта реформы. Все граждане получили возможность присылать в комиссии свои предложения и замечания, на страницах газет регулярно печатали отчеты о ходе подготовки реформы. Эта работа помогла императору сплотить общество, настроить его на позитивный лад  и продемонстрировать серьезность намерений правительства.

Вывод: реформатор должен стараться обеспечить свободную дискуссию с участием всех заинтересованных лиц. В этот момент подается наибольшее число предложений, проводится «мозговой штурм». Кроме того, это проявление уважения со стороны руководителя, несомненно, поможет улучшить моральный климат в коллективе. Перемены будут менее болезненны, если все будут чувствовать себя сопричастными к их подготовке.

Правило 3. Окончательное решение не должно обсуждаться

Насколько либерально и демократично был настроен Александр II в процессе подготовки и обсуждения проектов реформ, настолько жесток и категоричен он стал после того, как проект был одобрен. Все претензии и замечания к окончательному тексту закона были решительно отклонены императором. Такая непреклонная позиция Александра помогла ему укрепить свой авторитет и наладить механизм исполнения новых законов в кратчайшие сроки.

Вывод: обеспечение исполнения задуманных преобразований может быть возможно только тогда, когда ни у кого не возникает сомнений в их окончательности и безоговорочности.

Правило 4. Проводить преобразования системно

Проведение такого масштабного проекта, как крестьянская реформа, потребовало от Александра II принятия других серьезных решений. Изменение правого статуса 23 миллионов граждан страны вызвало к жизни необходимость самых разных преобразований: в сфере муниципального управления, судейства, образования и т.д.  Император оказался готов к этому: все необходимые реформы были проведены в кратчайшие сроки и умело вписаны в общий контекст преобразований. Так, образовательная реформа помогла подготовить кадры для осуществления муниципальных преобразований, новые местные органы власти, в свою очередь, помогали внедрению новой судебной системы и т.д.

Вывод: радикальное преобразование нельзя проводить изолированно. Старая конструкция или рухнет под давлением новых веяний, либо затормозит и поглотит их. Необходимо так скоординировать изменения, чтобы каждое новое преобразование опиралось на предыдущее.

Правило 5. Оставаться открытым для общения

Александр II никогда не жалел времени на общение с подданными. Он регулярно устраивал совещания с делегатами от разных областей, ездил по стране с визитами. Кроме того, он приветствовал, чтобы во время его ежедневных прогулок по городу к нему подходили люди со своими вопросами и прошениями. Их все Александр решал лично. Это способствовало тому, чтобы император имел реальное представление о ситуации в стране и о нуждах своих подданных.

Вывод: в период преобразований руководитель как никогда нуждается в эффективной системе обратной связи. Регулярное открытое общение с коллективом позволит, с одной стороны, развеять сомнения и тревоги людей, неизменно проявляющиеся в переломные моменты, и, с другой стороны, обеспечат руководителя наиболее полной информацией о том, что происходит «на периферии». Адекватное представление руководителя о внутренней ситуации – залог успешности  внедряемых преобразований.

Прочитать книгу об Александре II «Великие реформы» вы можете всего за 15 минут в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль