Ваш начальник – бюрократ. Как вести себя с ним?

2821
Фото: Nnm
Фото: Nnm

По материалам книг Библиотеки "Главная мысль"


Это самый узнаваемый из всех типов руководителей: «Не важно, что мы делаем; важно, как мы это делаем». Бюрократ обычно продвигается по службе за счет того, что соблюдает правила, нередко не зная меры. Он считает, что лучше выполнять работу правильно, чем выполнять правильную работу. Иными словами, он предпочитает образцово неверный образ действий приблизительно верному. Бюрократ тратит уйму времени на детали и упускает из виду общую картину. Он не будет рисковать, не желая опозориться, приняв неверное решение. Его заблуждения образцово точны. Он строго контролирует надвигающуюся катастрофу: компания непременно разорится, но это произойдет в назначенный час.

Как распознать Бюрократа

Когда он приходит на работу? Вовремя. Когда он уходит с работы? Вовремя. Как выглядит его стол? На нем – идеальный порядок, все бумаги сложены аккуратными стопками. У Бюрократа всегда наготове организационная схема – если не на бумаге, то в голове. Он без труда моментально отыщет нужную процедуру или правило. Он управляет с помощью директив, обычно в письменном виде. Даже если нарушение необходимо для получения результата, он не потерпит, чтобы его подчиненные действовали вразрез с правилами. В свободное время Бюрократ выявляет посягательства на систему. Когда ему удается обнаружить нарушение, он разрабатывает новый бланк, новый вид отчетности или новый принцип, которые не допустят его повторения. Бюрократам свойственно то, что автор называет «манией составления инструкций»: всё документируется, для любого процесса составляется детальное описание, организация не может и шагу ступить без письменного распоряжения.

Подчиненные Бюрократа

Бюрократ берет на работу себе подобных – людей, которые делают всё так, как им сказано, и не проявляют инициативы. Они не задают вопросов и не сомневаются в существующем положении вещей. Доктор Ицхак Адизес в своем бестселлере «Идеальный руководитель» называет их соглашателями или канцелярскими крысами.

Вот что Адизес советует, как вести себя с такими начальниками.

Как вести себя с Бюрократом

Если вы хотите завладеть внимание Бюрократа, непременно покажите ему, что ваша проблема – нарушение согласованных ранее договоренностей. Чтобы доказать обоснованность решения, которое вы предлагаете, составьте длинную пояснительную записку. Покажите, что ваше решение одобрено всеми светилами и авторитетами, что оно не сопряжено с риском. Если вам нужно встретиться с Бюрократом, непременно заранее попросите его назначить встречу и сообщите, о чем пойдет речь, чтобы дать ему время подготовиться. Не вздумайте нагрянуть к нему как снег на голову. Вы должны заранее оговорить продолжительность встречи и придерживаться этой договоренности. 

Снизьте скорость до того, как вы оказались в кабинете Бюрократа, - физически, в буквальном смысле сбавьте темп. Дышите глубже. Излагайте свой вопрос неспешно и спокойно. Начните с вопроса № 1. Очень важно двигаться по порядку и начать с первого пункта повестки дня. Если взгляд вашего начальника станет отсутствующим, значит, он больше вас не слушает. Прервитесь. Дайте ему переварить информацию. Обычно, придя в себя Бюрократ задает какой-нибудь незначительный вопрос. Не расстраивайтесь. Поблагодарите его, запишите вопрос и продолжайте презентацию, пока взгляд босса снова не затуманиться. Тогда опять прервитесь. Подождите. Поблагодарите за вопрос. Запишите его. Продолжите изложение. При таком подходе Бюрократу не удастся возразить или наложить вето на вашу идею, пока он не поймет, в чем она состоит, а вам не придется обсуждать как, пока вы не изложите что и почему.

Разговаривая с Бюрократом, помните, что он понимает сказанное буквально. Не смешивайте идеи с фактами. Если вы упомяните как факт то, что им не является, как только Бюрократ заметит вашу ошибку, вам конец. Вы навсегда утратите его доверие, и он будет отвергать всё, что вы скажете, как недостойное внимания.

О том, как вести себя с другими типами руководителей, вы можете прочитать всего за 15 минут в книге Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель», представленной в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении».

Небольшая справка об авторе

Доктор Ицхак Адизес известен как автор популярных во всем мире теорий жизненного цикла организации и преодоления проблем без конфликтов, а также методологии, носящей его имя (методология Адизеса). Свою методику доктор Адизес строит на так называемом коде PAEI, включающем в себя четыре управленческих стиля: 1. стиль производителя – ориентация на конкретный результат (Р); 2. стиль администратора – ориентация на администрирование, создание и соблюдение четких норм и правил (А); 3. стиль предпринимателя – ориентация на инициативу и преобразования (Е); 4. стиль интегратора – ориентация на объединение, сплочение коллектива компании (I). Играть сразу все четыре роли одному человеку не под силу. Как бы он ни старался, все равно какая-то роль у него будет получаться лучше, какая-то - хуже. Выход: создание команды, участники которой владеют разными стилями управления и компенсируют слабые стороны друг друга. Среди членов команды обязательно должен быть признанный лидер, способный организовать работу и поддерживать дух коллективизма. Иначе команда может зайти в тупик, что в итоге приведет к ее распаду. Задача лидера – не допускать доминирования одного из стилей. И тогда, как считает Ицхак Адизес, кризис компании не грозит. Эта методика прошла «клинические» испытания на сотне компаний. И везде эта антикризисная технология сработала. 

Подробнее об этих концепциях вы узнаете всего за полчаса в книгах Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель» и «Управление жизненным циклом корпорации». Эти книги представлены в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении»

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль