Антикризисный ИТ-аутсорсинг

3832
На фото Александр Файнбойм. Иллюстрации © Shutterstock
На фото Александр Файнбойм. Иллюстрации © Shutterstock

Александр Файнбойм, руководитель направления ИТ-аутсорсинга компании КРОК


С наступлением непростого в экономическом плане периода – кризиса или стагнации – сразу возрастает и спрос на услуги ИТ-аутсорсинга. Это время, когда ИТ-бюджеты сокращаются, и компаниям становится морально проще отдать на «сторону» непрофильные функции. Сейчас это уже заметно - по растущему количеству конкурсов, возросшему уровню готовности заказчиков, более комплексным запросам на сервис и пр. Какие ИТ-услуги сейчас наиболее востребованы, с какими проблемами приходится сталкиваться заказчикам, а с какими - сервисным ИТ-компаниям - на эти и другие вопросы в отношении ИТ-аутсорсинга в период кризиса попробуем ответить ниже.

Отпечаток кризиса на рынке, или С чем приходиться сталкиваться на практике

Антикризисный ИТ-аутсорсинг

Ситуация на рынке ИТ-аутсорсинга сейчас очень похожа на 2008 год. В частности, тогда, так же как и сейчас, наблюдалась волна интереса к проектам перехода с инсорсинга на аутсорсинг, а также повальная смена внешних подрядчиков в пользу компаний, предоставляющих более качественные услуги. Также участились запросы со стороны крупных организаций на трансформацию аутсорсинговой модели. Например, в одной производственной компании для сокращения внутренних затрат было решено полностью перейти на сервисную модель, в то время как раньше действовала схема из инсорсинга и аутстафинга. Аналогичная задача решалась КРОК в нескольких организациях как раз в 2009 году. 

Когда на повестку дня встают вопросы оптимизации собственного штата, переход на сервисную модель помогает и в этом. Для заказчика это означает возможность перенести затраты на персонал в расходы на аутсорсинговый контракт, получив при этом измеряемый уровень сервиса, соответствующий четко прописанному SLA и лучшим мировым методикам.

Есть, к сожалению, и несколько негативных трендов. Один из них связан с участившимися случаями проведения «ложных» конкурсов на заключение контракта в сфере оказания услуг. Тендер проводится, но проект так и не стартует. В 2008-2009 годах мы сталкивались с подобными случаями, когда компания, проводящая конкурс, оказывалась близка к банкротству, либо стояла на грани массового сокращения ИТ-специалистов.

Второй неутешительный тренд, аналогичный предыдущему кризисному периоду, – возросшие масштабы демпинга. Причем демпингуют сейчас не только мелкие игроки, но и достаточно серьезные конкуренты, заведомо осознающие все риски оказания всего объема услуг в рамках указываемой стоимости. В этом случае выбор в пользу меньшей цены может обернуться для заказчика серьёзными потерями за счет скрытых при подаче предложения затрат, например, в виде transition cost – расходов на выстраивание процессов с новым поставщиком, формирование новой проектной команды и пр. К сожалению, это становится понятным заказчику уже после проведения конкурса, а иногда даже после подписания договора, когда от красивых презентаций нужно переходить к практической реализации, а поставщик внезапно выдает список дополнительных затрат или требований, про которые скромно умалчивал по причине «вы же не спросили».

И, наконец, несмотря на сокращение бюджетов на информационные технологии, растут ожидания заказчиков. Желание сократить затраты, получив тот же набор услуг, либо оставить их на прежнем уровне, но повысив качество сервиса, совершенно понятно. Поэтому идти на уступки своим заказчикам мы, безусловно, готовы. Однако работать в минус не может ни одна компания. Например, на западе средняя рентабельность аутсорсинговых проектов колеблется на уровне 2-3%. На российском рынке она, к сожалению, также снижается – вплоть до 5-10%. Однако рентабельность долгосрочного аутсорсингового проекта не может быть ниже ставки по депозитам в банке. В противном случае компании проще положить деньги на счет в банке, чем вложить их в команду и прочие проектные затраты. Этот фактор важно учитывать при выборе поставщика услуг: если рентабельность проекта представляется ниже порогового уровня, вероятны скрытые затраты, которые всплывут уже после заключения контракта.

Куда дует ветер, или Что отдать на аутсорсинг?

Антикризисный ИТ-аутсорсинг

На аутсорсинг по-прежнему отдают комплексную техническую поддержку пользователей, включая рабочие места, оргтехнику и администрирование учетных записей. Дальше – все довольно индивидуально и зависит от отрасли, бизнес-процессов, политик информационной безопасности и т.д. Так, компании из финансовой и ритейл-отраслей заинтересованы в поддержке открытия новых или трансформации существующих точек присутствия. Услуги могут включать в себя прокладку СКС кабеля, подключение и тестирование оборудования, стартовую техподдержку бизнеса. Территориально распределенные компании интересуются доступом к виртуальным АТС и инструментам проведения web-конференций, а также круглосуточной технической поддержкой сетей и телефонии. Например, последней услугой пользуется один из наших ритейл-заказчиков с несколькими сотнями торговых площадок по всей стране.  Востребован также и аутсорсинг услуг дата-центра, это заметно уже по росту соответствующего направления КРОК почти на 20%.

Постепенно проявляется повышенный интерес к облачным сервисам. Так, прошлом году несколько заказчиков компании перешли на аутсорсинг сервиса управления транспортной логистикой (TMS) из облака. В их числе крупная производственная компания, которая формирует до нескольких тысяч заявок на перевозки в день. При этом заказчик может самостоятельно управлять ресурсами и подключать к системе новых подрядчиков и логистов. Другим облачным сервисом - системой мониторинга сетевой инфраструктуры - пользуется компания «Мон’дэлис Русь». По подсчетам самого заказчика, затраты на управление сетью с новым инструментом снизились на 60%. А, например, аренда услуги contact-центра из облака может быть интересна в рамках сезонной маркетинговой кампании.

Число запросов на краткосрочные проекты на аутсорсинг также возрастает. Например, на массовую миграцию нескольких тысяч территориально разбросанных рабочих мест с одной версии операционной системы на другую. Такие запросы возникают, в частности, из-за нехватки собственных ИТ-кадров. Однако в целом короткие аутсорсинговые проекты по определению дороже долгосрочных. Конечно, это не касается сервисных проектов по замене запчастей – здесь как раз длительность не самый важный фактор. Но если речь идет, например, о поддержке инфраструктурных программных комплексов или работы региональных пользователей с бизнес-критичным приложением, то это требует существенных инвестиций в команду и выстраивание процессов. Поэтому чем больше срок контракта, тем менее чувствительны затраты для заказчика.

Подводим итоги

Антикризисный ИТ-аутсорсинг

Кризис – время, когда бюджеты минимизируются, и затраты, как временные, так и финансовые, оптимизируются. Поэтому многие распространенные стереотипы или неверное понимание преимуществ ИТ-аутсорсинга постепенно снимается. Например, далеко не всегда внешняя техподдержка оказывается дешевле собственной службы Help Desk, но при правильном выборе внешнего подрядчика это всегда выигрыш по гибкости, оперативности и экспертизе, а это в совокупности дает преимущества в основном бизнесе.

В среднем по данным аналитиков рынок ИТ-аутсорсинга растет ежегодно на 10-15% в год в последнее время. Думаю, эти темпы как минимум сохранятся и в ближайшие несколько лет. Начав с простейших услуг обслуживания оргтехники и аутстаффинга, российские заказчики уверенно идут в сторону комплексных задач и сервисной ИТ-поддержки бизнеса в целом, сокращая издержки в непростое кризисное время.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль