Простой прием, помогающий принять непростое решение

2775
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

По материалам Библиотеки «Главная мысль»


Как порой бывает непросто принять единственно верное решение. С кем из деловых партнеров заключить договор? Нужно ли поговорить с боссом о повышении зарплаты?  Уволить своего сотрудника или дать ему еще один шанс? Сказать другу о каких-то неприятных, но важных для него вещах? Такие вопросы подстерегают нас на каждом шагу. Принятие решения по ним отнимает массу сил. И каждый раз мы все равно не до конца уверены, что поступаем правильно. К счастью, есть один психологический прием, который помогает увидеть ситуацию максимально объективно и четко понять, какое решение в данной ситуации будет лучшим.

Это прием предложила Сьюзи Уэлч — бывший главный редактор Harvard Business Review, популярный автор, телекомментатор и журналист. Он называется 10/10/10 и заключается в следующем. 

Прием 10/10/10 подразумевает принятие решений сквозь призму трех разных временных рамок.

  • Как вы будете относиться к этому спустя 10 минут?
  • Что будете думать об этом решении спустя 10 месяцев?
  • Какова будет ваша реакция на это через 10 лет?

Принять верное решение нам мешают сиюминутные эмоции. Концентрируя свое внимание на этих трех сроках, мы как бы дистанцируемся на некоторое расстояние от проблемы и не даем эмоциям взять верх.

Правило 10/10/10 помогает нам одержать победу на эмоциональном поле игры. Чувства, которые мы испытываем сейчас, в эту минуту, кажутся насыщенными, а будущее — наоборот, расплывчатым. Поэтому эмоции, испытываемые в настоящем, всегда на первом плане. Стратегия 10/10/10 заставляет сменить угол своего зрения: рассмотреть момент в будущем (например, через 10 месяцев) с той же точки, что мы смотрим в настоящем.

Этот метод позволяет представить наши краткосрочные эмоции в перспективе. Речь вовсе не о том, что мы должны игнорировать их. Зачастую они даже помогают получить то, что мы желаем в той или иной ситуации. Но мы не должны позволить эмоциям возобладать над нами. Давайте рассмотрим действие этого приема на конкретном примере.

Допустим, вы хотите поговорить со своим боссом о повышении заплаты, но никак не можете решиться на это. Краткосрочные эмоции — страх, нервозность и боязнь получить отказ — являются сильными сдерживающими факторами.

Применим к этой ситуации правило 10/10/10. Представьте, будто прямо сейчас вы должны решиться на разговор с боссом.

Вопрос 1: Как вы отнесетесь к этому решению спустя 10 минут?

Возможный ответ: «Я думаю, я бы переживал, но в то же время гордился собой, что рискнул».

Вопрос 2: Что бы вы подумали о своем решении, если бы прошло 10 месяцев?

Возможный ответ: «Я не думаю, что буду жалеть об этом спустя 10 месяцев. Кто не рискует, тот не пьет шампанского!»

Вопрос 3: Как вы отнесетесь к своему решению спустя 10 лет?

Возможный ответ: «Независимо от того, как отреагирует мой босс, через 10 лет решение поговорить с ним о повышении зарплаты вряд ли будет иметь для меня значение. К этому времени слишком много воды утечет».

А что, если вы хотите поощрить работу отличного сотрудника и собираетесь предложить ему повышение: будете ли вы сомневаться в правильности своего решения через 10 минут, будете ли вы сожалеть о содеянном спустя 10 месяцев (вдруг другие сотрудники почувствуют себя обделенными), и будет ли это повышение иметь какое-либо значение для вашего бизнеса спустя 10 лет?

Правило 10/10/10 работает и при решении личных вопросов. Например, вы не можете решиться обсудить с другом важный вопрос или признаться в любви своему близкому человеку. Попробуйте это прием, он поможет вам посмотреть на ситуацию как бы со стороны и принять верное решение.

Об авторе метода 10/10/10

Мы уже писали, что Сьюзи Уэлч ранее возглавляла редакцию Harvard Business Review. Кроме того, она популярный автор, телевизионный комментатор и журналист. Ее последняя книга как раз посвящена методу 10/10/10, о котором мы только что рассказали: 10-10-10: A Life Transforming Idea.

Но нам хотелось бы обратить ваше внимание на менее известный факт: Сьюзи также является соавтором вместе с мужем Джеком Уэлчем международного бестселлера «Победитель». Эта книга – одна из лучших по управленческой тематике. Она входит в Топ-3 лучших книг по бизнесу по версии журнала «Генеральный Директор». Билл Гейтс назвал ее «самым важным учебником для всех, кто хочет научиться побеждать».

Соавтор Сьюзи Уэлч по книге «Победитель» – ее муж Джек Уэлч, самый знаменитый босс General Electric.

В эпоху развития GE имя Джека было у всех наслуху. Его неординарный напористый стиль управления сделал его очень популярным. Журнал Fortune в рейтинге «самых суровых боссов» поместил его на первую строчку. Его даже прозвали «Нейтронный Джек» - явный намек на нейтронную бомбу, уничтожающую все живое. Прозвище появилось в результате ведения жесткой кадровой политики в GE.

Прочитать книгу Сьюзи Уэлч и Джека Уэлч «Победитель» вы можете в нашей Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении»

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль