5 нарушений в розничной торговле, отвечать за которые придется крупными суммами

9656
Фото © gubdaily.ru
Фото © gubdaily.ru

Константин Галин, Партнер, старший юрист компании «Некторов, Савельев и партнеры», Москва

Олег Чунарев, Юрист компании «Некторов, Савельев и партнеры», Москва


  • Ответственность за продажу алкоголя в ночное время: как 260 рублей превратились в 50 тысяч 
  • 5 нарушений продавцов розничной торговли, отвечать за которые придется директору лично
  • Какая ответственность ждет директора за невыдачу кассового чека

В силу своей должности Генеральный Директор отвечает практически за все, что происходит в его компании. Однако в сфере торговли причиной наказания часто становятся необдуманные действия подчиненных. Рассмотрим самые распространенные нарушения в розничной торговле.

Нарушения в розничной торговле: 5 ошибок продавцов, отвечать за которые придется директору

Ошибка 1. Алкоголь продается в «запрещенное время»

Продажа спиртного крепостью более 16,5% запрещена с 23:00 до 8:00 (ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ). При этом региональные органы власти могут устанавливать иные ограничения. Так, в Тверской области реализация алкоголя крепостью свыше 15% запрещена с 21:00 до 10:00, за исключением мест общественного питания (ст. 1 Закона Тверской области от 29.10.2010 №86-ЗО).

Ответственность за продажу алкоголя в ночное время. Если сотрудник продаст алкоголь хотя бы на минуту позже, компанию могут наказать на 50–100 тыс. руб., а директора на 5–10 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ).

Пример. Тверской кафетерий «Казачья Застава» оштрафовали на 50 тыс. руб. за продажу спиртного в 22:05 в непорционном виде, то есть не откупорив бутылку и не обеспечив клиента посудой для употребления. Косвенным доказательством послужил тот факт, что клиент не заказал питание – это видно из чека. Значит, заведение незаконно реализовало в розницу спиртную продукцию в неустановленное время. Фактически продажа бутылки водки стоимостью 260 руб. обернулась штрафом, в 192 раза превышающим эту сумму (постановление Тверского областного суда от 22.01.2015 по делу №4-а-39).

Ошибка 2. Сигареты оказались в поле зрения покупателя

С 1 июня 2014 года вступило в силу правило, согласно которому продавать табачные изделия можно только за специальной ширмой (ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ). При этом вместо самой продукции на прилавке размещается ее перечень в алфавитном порядке, причем исключительно на белом фоне со шрифтом черного цвета одинакового размера. Демонстрацию сигарет можно осуществлять только по требованию клиента. Кроме того, необходимо убрать из поля зрения покупателей и надписи «табак». За нарушение этих правил директора могут оштрафовать на 5–10 тыс. руб., компанию на 30–50 тыс. руб., а самого продавца на 2–3 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ).

Пример 1. Представители Роспотребнадзора по жалобе покупателя провели проверку ЗАО «Тендер». Они обнаружили, что табачные изделия в магазине, выложенные на рабочем месте продавца, ничем не прикрыты. Данный факт подтверждал протокол осмотра, составленный в присутствии двух понятых, а также фотографии. Компанию оштрафовали на 30 тыс. руб. В суде руководство магазина привело в свою защиту такой аргумент: снимки были сделаны в тот момент, когда продавец отпускал товар клиенту. Но этот довод действия не возымел (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 №08АП-822/2015).

Пример 2. Скрыв за ширмой табачные изделия, не забудьте убрать и само слово «табак», если оно как-либо фигурировало на стенах помещения или витринах. За это тоже могут наказать. Волгоградскую компанию «Велес» и ее Генерального Директора признали виновными в нарушении законодательства, поскольку на фасаде павильона обнаружили рекламные конструкции, пропагандирующие табачную продукцию. Компанию оштрафовали на 150 тыс. руб., а директора на 10 тыс. руб.

Ошибка 3. Продавец не проверил возраст клиента

Одна из распространенных нарушений в розничной торговле – продажа алкоголя и табака несовершеннолетним. Проверяют возраст покупателя единицы. И выходит, что одна пачка сигарет оборачивается штрафом для всех: компанию могут наказать на 100–150 тыс. руб., директора на 30–50 тыс. руб., продавца на 3–5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ). За продажу несовершеннолетним алкоголя штрафы заметно выше: для организации – 300–500 тыс. руб., для руководителя – 100–200 тыс. руб., для продавца – 30–50 тыс. руб. (ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ). Обратите внимание, что этим ответственность руководителя не ограничивается.

Во-первых, напомним, что собственники могут взыскать с него все убытки организации.

Во-вторых, если директор компании хотя бы уже раз привлекался за подобные нарушения, ему грозит уголовное наказание: штраф в размере 50–80 тыс. руб., исправительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ст. 151.1 УК РФ).

Примеры. Полицейские поймали на продаже горячительных напитков продавца магазина «Пестречинка», реализовавшего бутылку пива несовершеннолетнему. В результате компанию оштрафовали на 300 тыс. руб. (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.09.2014 по делу №А79-158/2014).

Ошибка 4. Весы показывают на пару граммов больше

До 2003 года ответственность за нарушение правил розничной торговли (обвес и обсчет покупателей) была уголовной, однако сейчас подобные правонарушения квалифицируются как административные и рассматриваются как обман. Ответственность за обвес покупателя наступает, если покупатель обращается с жалобой в Роспотребнадзор, который инициирует проверку. Если клиент докажет, что его обсчитали хотя бы на пару копеек, компанию оштрафуют на 20–50 тыс. руб., директора на 10–30 тыс. руб., а продавца на 3–5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ). Кроме того, недовольный покупатель может еще обратиться в суд с требованием возместить моральный ущерб.

Пример. В ходе проверки магазина одной из крупнейших сетей гипермаркетов было обнаружено, что вес, заявленный на этикетке расфасованной продукции, отличался от фактического буквально на несколько граммов. Общая сумма обсчета покупателей составила бы менее 6 руб. Но магазин все равно оштрафовали на 20 тыс. руб. (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 по делу №А60-2408/2013).

Ошибка 5. Сдачи нет, банковские карты не принимаем, а чек выбросили

Бывает, что продавец принимает оплату, но сдачу не дает, говоря, что нет мелких денег. Подобное нарушение квалифицируется как обсчет покупателя. Штраф для руководителя – 10–20 тыс. руб., для организации – 20–40 тыс. руб. Иногда продавец и вовсе отказывается обслуживать клиента, который дает ему в качестве оплаты, например, пятитысячную купюру. Такие действия продавца незаконны. Он обязан обслужить покупателя, а руководитель компании должен обеспечить сотрудника необходимым количеством сдачи. Случается, продавец отказывается принимать к оплате банковскую карту, хотя обязан это делать с 1 января 2015 года. За все подобные нарушения компания может быть оштрафована на 30–50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ). Банковские карты вправе не принимать микропредприятия, штат которых не больше 15 человек, а выручка – 60 млн руб.

И наконец, рассеянный клиент может забыть свой чек на кассе, а вернувшись, попросту его не обнаружить. Как правило, продавцы моментально выбрасывают их. Но если принципиальный покупатель пожалуется в налоговую инспекцию, компанию ждет выездная проверка. Ответственность за невыдачу чека составляет для директора 3–4 тыс. руб., а для организации – 30–40 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Но нужно учитывать, что штраф может накладываться за каждый отдельный случай. Вот тогда сумма будет значительной.

Нарушения в розничной торговле: советы Генеральным Директорам

1. Разработайте для продавцов подробные должностные инструкции, с которыми они должны ознакомиться под роспись. Поручите отделу кадров заключить с продавцами договор о полной материальной ответственности. Поясните, что за все нарушения, допущенные по их вине, придется расплачиваться из собственного кармана.

2. Наиболее важные выдержки из должностных инструкций разместите на рабочем месте продавца – в зоне его видимости. Например, там можно указать, что если продавец сомневается в совершеннолетии клиента, то он обязан запросить у него документ, удостоверяющий личность.

3. Регулярно инициируйте тайные закупки, например, при помощи Ваших знакомых – это даст возможность понять ошибки продавцов.

4. Если продавца поймали с поличным и на вашу компанию наложили штраф, обращайтесь в суд. Здесь можно попытаться снизить сумму наказания при помощи таких аргументов.

  • в правонарушении виноват продавец, именно он и должен нести ответственность, а не компания (штрафы различаются в разы). При этом необходимо доказать, что вы как работодатель предприняли все возможное, чтобы предотвратить нарушение (обучили продавца, повесили инструкцию в зоне его рабочего места, выдали продавцу значок «Я не продаю табак и алкоголь лицам моложе 18 лет» и др.). Один российский розничный магазин сумел переложить вину на продавца за то, что тот дал скидку на сигареты в размере 50 руб. При этом продавец, объясняя, почему он продал табак или алкоголь несовершеннолетнему, должен указать в пояснительной записке, что клиент выглядел значительно старше 18 лет.
  • нарушение совершено впервые, и оно малозначительно. Магазин продал несовершеннолетнему пиво за 43 руб., однако суд посчитал, что такие действия не содержат угрозы охраняемым общественным отношениям (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.09.2013 по делу №А29-10846/2012).

Константин Галин окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт законодательства и сравнительного правоведения, Российскую школу частного права при Президенте РФ. Специализируется на оказании юридических услуг в области защиты активов общества, взыскания убытков с менеджмента общества и др.

Олег Чунарев окончил Российскую правовую академию Минюста РФ. Специализируется на проведении экспертизы в области корпоративных споров.

ООО «Некторов, Савельев и партнеры»
Сфера деятельности:сопровождение сделок, разрешение судебных споров, консультации по вопросам налогообложения, банкротства и антимонопольного регулирования
Численность персонала: 25
Основные клиенты: «Интер РАО ЕЭС», «Кортрос», «Мираторг», «О’КЕЙ», «Росводоканал», «Эвалар», Irish Bank Resolution Corporation, международная авиакомпания Emirates

5 нарушений в розничной торговле, отвечать за которые придется крупными суммами

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль