text
Генеральный Директор

Деловые игры в обучении рабочих предприятия: как сделать невозможное возможным

  • 13 июля 2015
  • 2556
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Роман Партин, Директор по развитию практики компании «Оргпром», Екатеринбург



Деловые игры в обучении взрослых людей (андрагогика), обремененных жизненным опытом, – особое направление, предполагающее несколько иные подходы, нежели те, которые применяются к молодым и неокрепшим умам. Взрослому человеку воспринимать лекции не просто утомительно, но и порой бесполезно, ибо в голове сидит мысль: «Да я здесь уже 20 лет работаю, ну что мне нового могут рассказать». Примеров подобного скептицизма много.

Так, в рамках одного из курсов, посвященных быстрой переналадке оборудования, после изучения теории участники, скрестив руки на груди, посыпали фразами: «Все Вы рассказываете интересно, да только оборудование на нашем производстве мы знаем как свои пять пальцев, пробовали различные варианты и точно знаем – ускорить переналадку невозможно». Словесная полемика тут бесполезна, так как те, кого нужно убедить, – опытные наладчики, механики, операторы.

В подобных ситуациях выручают деловые игры в обучении рабочих.

Как использовать деловые игры в обучении рабочих предприятия

Вспомните: прежде чем выехать в первый раз в город на автомобиле, сначала нужно отработать простейшие навыки на автодроме и тренажерах. Точно так же и деловые игры на производстве способствуют формированию новых мыслительных конструкций, ставят под сомнение привычные парадигмы, вырабатывают навык творческого, нестандартного подхода к обыденным процессам.

В данном случае мы использовали простой тренажер по быстрой переналадке оборудования, имитирующий процесс замены большой катушки станка на малую. В исходной ситуации участникам для решения задачи нужно было открутить три гайки, изменить высоту прижимной платформы, отцентровать катушку, выставить зазор и т. д. Очень важно, чтобы в деловой игре на предприятии рабочие столкнулись с максимальным количеством проблем, присущих реальному производству, без использования каких-либо редких форс-мажорных обстоятельств. Это повышает уровень доверия производственников к деловой игре.

На выполнение перечисленных операций участники затратили три минуты. Затем им поставили задачу ускорить процесс и выполнить задание за три секунды. От трех минут до трех секунд! И если бы это было их реальное оборудование, то все закончилось бы на фразе «Это невозможно!».

Деловые игры в обучении рабочих предприятия: как сделать невозможное возможным

Но в игре все кажется проще, к тому же налицо все привычные атрибуты: гайки, болты, пластины, линейки. Да и пытливый ум инженера не может просто так взять и спасовать перед легкой на первый взгляд игрой. На выполнение задачи потребовалось всего 30 минут: 10 – на инструктаж и 20 – на три раунда работы, обсуждение производственных потерь и выработку решения для следующего раунда. Первый раунд занял 13 минут: три минуты на работу по переналадке и по пять – на обсуждение и выработку решения. Второй раунд продолжался около семи минут, две из которых ушли на работу по переналадке. Третий раунд состоял только из переналадки, которая заняла всего три секунды.

Шаг за шагом, в процессе мозгового штурма, у рабочих начали возникать идеи, предложения по улучшению. Этому процессу можно помочь наводящими вопросами. Например: «Какая деталь в механизме самая надежная?» Люди думают, предлагают… А правильный ответ подсказываем в результате мы: «Та, которой нет! Думайте не над ускорением потери, а над ее устранением». Еще примеры вопросов: «Что вам мешает делать это быстрее?», «Зачем вы крутите эту гайку?», «Что еще можно улучшить?» Эти вопросы помогают изменить сам принцип мышления рабочих. Основное решение в деловой игре предполагает избавление от откручивания и закручивания гаек, а изначально все мысли участников направлены именно на ускорение процесса.

Результат

После осмысления произошедшего (смогли выполнить игровое задание за три секунды!) рабочие сказали: «Когда мы, наконец, пойдем в цех и сделаем это с нашим оборудованием. У нас уже есть некоторые соображения по этому поводу». Вдохновившись деловой игрой в обучении, они сделали самый первый и важный шаг: перешли от мысли «это невозможно» к мысли «надо подумать». В конечном итоге время простоя обрабатывающего центра сократилось из-за переналадки с 60 до 8 минут.

Справка


ГК «Оргпром»
Сфера деятельности: полный спектр услуг по разработе, реализации и поддержке корпоративных программ на основе бережливого производства для организаций всех отраслей
Численность персонала: 41
Количество корпоративных клиентов: 360
Количество участников обучающих программ: 6905 (за 10 лет)

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный Директор»
Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 10 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.