Как понять, что на уме у другого человека

1418
Фото: Flickr
Фото: Flickr

По материалам проекта "Главная мысль. Бизнес-книги в ркатком изложении"


В середине 90-х годов прошлого века итальянский ученый Джакомо Риццолатти сделал открытие: чувствовать то, что думают и переживают другие, нам помогают зеркальные нейроны. С их помощью мы интуитивно распознаем желания и намерения другого человека, и можем предсказать его поведение. Но зачастую мы просто не развиваем в себе эту способность. Что же нужно, чтобы настроить свои зеркальные нейроны на прием информации?

Когда мы наблюдаем за действиями другого человека, в коре нашего головного мозга активизируются зеркальные нейроны, которые создают точную копию наблюдаемых действий. Мы начинаем непроизвольно и синхронно имитировать мимику, позы, жесты другого человека. Так запускается механизм «зеркального отражения». Благодаря ему мы сопереживаем чужой боли или радуемся успехам наших близких. Благодаря ему мы можем «заражать» своими эмоциями других. Давайте разбираться, как с помощью зеркальных нейронов понять, что на уме у вашего собеседника.

Техника «зеркального отражения»

Техника «зеркального отражения» - один из самых эффективных приемов, чтобы установить контакт с собеседником и понять, что у него на уме. Эту технику используют агенты ФБР в особо сложных случаях. О том, как она работает, рассказал в своей книге «Я слышу вас насквозь» известный психиатр, тренер сотрудников ФБР Марк Гоулстон.

«Стать зеркалом» — значит, на деле проявить понимание желаний собеседника и сразу же отреагировать на них или, как еще говорят, «отзеркалить».

Вот пример «зеркального отражения» из книги Марка Гоулстона:

На двухдневной научной конференции были заявлены два докладчика — психиатры из Канады и Англии. Каждый из них должен был показать видеозаписи сеансов со своими пациентами, прокомментировать их, ответить на вопросы и провести дискуссию.

Канадец был ярким оратором, аудитория ловила каждое его слово. По сравнению с ним англичанин казался блеклым и скучным, нужно было прилагать определенные усилия, чтобы слушать его внимательно.

Но за два дня все поменялось. Энтузиазм канадца заставлял его постоянно выходить за рамки регламента и захватывать время, предназначенное для перерывов. Это вынудило организаторов конференции сократить перерывы до минимума.

В результате 300 человек не могли отдохнуть, были вынуждены перекусывать наспех и, сидя в аудитории, все время смотрели на часы. Но этот факт мало волновал канадца: он намеревался сказать все, что запланировал, независимо от того, слушал его кто-нибудь или нет.

Психиатр из Англии, наоборот, всегда начинал свои выступления с вопроса: слышно ли его на задних рядах? Он постоянно отслеживал малейшие признаки того, что внимание аудитории рассеивается, и в эти моменты демонстрировал один из самых мощных примеров зеркального отражения. Он обрывал себя буквально на полуслове и говорил: «Вы услышали достаточно на данный момент. Давайте сделаем перерыв и продолжим через десять минут».

К концу конференции симпатии и повышенное внимание слушателей полностью перешли со стороны харизматического, но эгоистичного канадца на сторону англичанина, понимающего и отражающего состояние других людей. Он завоевал большую и требовательную аудиторию, почти не приложив к этому усилий.

В этом примере мы увидели, как психиатр из Англии мастерски применил технику «зеркального отражения» и легко угадывал настроение аудитории. Что же он для этого делал?

Первое, что советуют психологи, - это перенести «центр тяжести» на собеседника, то есть слушать его, а не себя, не думать ежесекундно, что вам еще надо сказать, не перебивать, забыть на время о собственных взглядах, не пытаться все время оценивать, что и как говорит ваш собеседник. Чем нейтральнее вы будете, тем легче вам будет предугадать мысли и поведение другого человека.

Во-вторых, дайте другому человеку (или другим людям, если вы выступаете перед аудиторией) почувствовать, что в данный момент для вас нет ничего важнее, чем разговор с ним. Для этого вам нужно сознательно удерживать все свое внимание на собеседнике. Это непросто, но оно того стоит. Старайтесь поддерживать контакт эмоционально: кивайте головой, периодически повторяйте «да», «ага» и т.п., чтоб собеседник чувствовал, что мы его внимательно слушаете. Повторяйте речевые обороты, которые часто использует наш собеседник, как бы «отзеркаливая» его. Задавайте дополнительные вопросы: «Что вы имели в виду?», «Я не совсем понял, поясните, пожалуйста», «Иными словами, вы хотели сказать, что …..», «Значит, с вашей точки зрения…»

В-третьих, если вы будете слушать так, как описано выше, то через какое-то время начнете понимать даже то, что собеседник только собирался сказать. Это связано с тем, что ваши зеркальные нейроны будут не только дублировать активность собеседника, но и работать на опережение. Если вы будете постоянно тренироваться, то скоро начнете легко «считывать» других людей.

Прочитать книгу тренера сотрудников ФБР, известного американского психолога и психиатра Марка Гоулстона «Я слышу вас насквозь» вы можете всего за 15 минут в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении».  

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль