Возрастные кризисы компании: когда, какие, что делать?

1736
Фото: Consultall
Фото: Consultall

По материалам проекта Библиотека "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении"


Компания, подобно человеку, тоже проходит через так называемые «возрастные кризисы»: в один, три, семь и десять лет. В более зрелых компаниях (10 лет и старше) тоже случаются кризисы, но они не столь типичны и в большинстве случаев окрашены личностью самого руководителя. Расскажем о наиболее типичных проблемах в компаниях разного возраста.

Помните известную шутку: если ты утром проснулся и у тебя ничего не болит, значит, ты умер? Увы, проблемы в компаниях буду всегда, так как компания – живой организм. Ее возрастные кризисы очень хорошо описаны в книгах известного эксперта по вопросам лидерства и менеджмента Ицхака Адизеса и психолога Марины Мелия. 

Начнем с возрастных кризисов, которые описала известный психолог Марина Мелия.       

Кризис 1. Один год: «марш энтузиастов»

Зачастую в компаниях, созданных около года назад, возникает такая проблема: за одно дело хватаются все, а другое не делает никто. Это происходит потому, что в компании, которая еще недавно была просто «клубом единомышленников», не сформировалось четкой организационной структуры. Со временем бизнес расширился, а бессистемность осталась. Этот кризис дает руководителю возможность наконец-то сформировать в своей компании четкую иерархию и распределить обязанности.

Ицхак Адизес в своей книге «Как преодолеть кризисы менеджмента» называет этот период «детством» компании. Вот как он его характеризует. Решения часто принимаются на уровне интуиции, а не опыта, практически каждая новая возможность становится приоритетной. Все, что было заработано с большим трудом, может быть потеряно в одночасье. Проблема в том, что такая компания нуждается в организации и стабилизации. Однако ее сотрудники слишком заняты, чтобы тратить время на организацию рабочих процессов. Они не видят краткосрочной пользы от такой траты времени.

Если организации не удастся стать более организованной, она попадет в «ловушку основателя». Для выживания растущая организация нуждается в почти материнской опеке. Но любящие объятья могут стать удушающими, если основатель компании не захочет формализовать свое лидерство, то есть выработать рабочие правила, процедуры и политики, которые бы позволили решать вопросы без его участия.

Кризис 2. Три года: «борьба за роль в истории»

Среди основных проблем фирм-трехлеток главной, как правило, является массовый уход сотрудников. Каждый из них считает, что его вклад в компанию неоценим и что именно он достоин занять более высокую позицию, самостоятельную и самодостаточную. На этом этапе руководителю предоставляется возможность сплотить вокруг себя наиболее преданных людей и сформировать команду, которая будет с ним сотрудничать еще, возможно, не один десяток лет.

Ицхак Адизес добавляет, что именно в это период – период «юности» - возрастает значение административной роли, больше времени тратится на планирование и координацию собраний. Спад процесса созидания может привести к недовольству: ожидания быстрого роста как будто не оправдываются. Меняется климат организации, негативно влияя на творчество. Сотрудники тратят время на планирование как в ущерб времени, необходимому на анализ зачем. На этой стадии партнеры-совладельцы могут разойтись: кого-то могут раздражать бесконечные собрания, консультанты и рост числа и объема должностных инструкций.

Кризис 3. Семь лет: «теплое местечко»

По истечении семи лет часто возникает ситуация, когда топ-менеджеры теряют драйв и направляют все свои силы на сохранение стабильности своего положения и тех льгот, которые они сумели получить к этому моменту. На данном этапе главное — не допустить, чтобы в компании начали процветать интриги и подсиживание, чтобы образовался центр неформальной власти, иначе это может привести к потере управляемости компанией.

Ицхак Адизес пишет, что в зрелой компании все чаще люди опираются на прецедент и повторяют прошлый опыт. Начинают доминировать упорядоченность и консерватизм, позволяющие сохранить уже созданное. Затраты ресурсов на исследования сокращаются в пользу затрат на развитие. Больший вес приобретают соображения краткосрочной прибыльности. Адаптация новых руководителей становится все более сложной. Чем старше организация, тем больше ее коллектив будет сопротивляться различным индивидуальным стилям менеджмента.

Кризис 4. Десять лет: «организационная шизофрения»

Частая проблема во «взрослых» компаниях — несоответствие формальных и неформальных структур, когда между тем, что написано на бумаге, и тем, что происходит в реальности, нет ничего общего: формальными руководителями являются одни люди, оперативные решения принимают совсем другие. Это ведет к неэффективному растрачиванию огромного количества ресурсов. Этот кризис дает руководителю шанс провести полную инвентаризацию своей компании и сделать процесс управления прозрачным для себя.

Подробнее о возрастных кризисах вы можете прочитать в книгах Ицхака Адизеса «Управление жизненным циклом корпорации» и «Как преодолеть кризисы менеджмента». Они представлены в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении». Кроме того, рекомендуем вам обратить внимание на книгу Ари де Гиуса «Живая компания»

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль