Почему во время кризиса одни попадают в ловушки, а другие нет?

766
Фото: Wix
Фото: Wix

По материалам Библиотеки "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении"


В период любого кризиса люди опасаются одного и того же: потерять работу, деньги, привычный образ жизни, не осуществить планы, которые строили. Иногда может возникнуть ощущение, что от нас уже ничего не зависит, но мы все равно продолжаем что-то делать, по-своему реагируя на стрессовую ситуацию. И здесь есть большая вероятность попасть в ловушки. Что же это за ловушки и почему одни попадают в них, а другие нет?

Всего психологи выделяют 4 (четыре) основных ловушки, которым мы подвержены в кризисной ситуации. По-другому их называют защитными механизмами. Потому что они могут помочь нам в сложной ситуации стабилизировать свое состояние, дать передышку. Но если вовремя не остановиться, эти ловушки перейдут в разряд опасных. Расскажем о них подробнее.

Эти ловушки хорошо описаны в книге известного психолога Марины Мелия «Бизнес – это психология».

Ловушка 1. Отрицание

Человек отказывается принять сам факт существования кризиса. Он может говорить так: «кризиса нет – это все придумано», «это все слухи», «разруха в головах», «надо мыслить позитивно». Иногда человек готов признать, что кризис есть, но утверждает, что его он никак не коснулся. Человек столкнулся с кризисом, но вместо того, чтобы что-то делать, он бежит от реальности.

Ловушка 2. Лихорадочная активность

Человек, попавший в эту ловушку, начинает активно заниматься какими-то делами в ущерб основному делу. Это так называемая видимая активность. Он хватается за разные авантюрные проекты, начинает играть на бирже, постоянно сыплет терминами, в которых не очень разбирается: «рецессия», «дефляция» и т.д.

Легко представить такого человека – с горящими глазами и двумя мобильными телефонами в руках – в постоянных переговорах. Но эта активность – всего лишь реакция на тревогу, которой буквально пропитана атмосфера. Попытка справиться с тревогой и приводит к лихорадочным действиям. Как правило, в эту ловушку попадают люди энергичные и деятельные. Эти импульсивные действия не приносят облегчения. Более того, они могут нанести финансовый вред. 

Ловушка 3. Псевдоконтроль

Попав в ловушку псевдоконтроля, человек начинает усиленно контролировать те несущественные элементы, на которые он еще может повлиять в нестабильной ситуации кризиса. Ему хочется думать, что все под контролем. К примеру, руководитель обязывает сотрудников печатать материалы на черновиках, экономить или приносить с собой из дома туалетную бумагу, мыло, салфетки. Подобные «антикризисные меры» не приводят к значимому сокращению расходов. Это как тушить большой пожар игрушечным ведерком.

Ловушка 4. Перевод стрелок

Человек, попавший в ловушку № 4, начинает искать виновных в том, что с ним происходит. Это своеобразная защитная реакция: «Не я источник этой ситуации, а значит, я ничего не могу сделать». Не справляясь с ситуацией, человек стремится переложить ответственность на других: американцев, начальника, семью и т.д. Другое проявление этой ловушки – поиск защитника, спасителя, того, кто решит все проблемы.

Как не попасть в ловушку в кризис?

Марина Мелия предлагает несколько шагов, которые помогут не попасть в ловушку. Перечислим их.

Шаг 1. Принять ситуацию. Для начала надо признать, что кризис имеет место быть. Это уже полдела.

Шаг 2. Принять на себя ответственность за то, что происходит именно с тобой. При этом не надо впадать в крайности: плоха как полная безответственность, так и чрезмерная ответственность – когда берешь на себя больше, чем можешь сделать. Концентрируйте свои силы на том, что можете реально изменить, и не тратьте их на то, что изменить не можете.

Шаг 3. Нужно выделить главное, расставить приоритеты. На этом этапе важно понять, что нужно сделать в первую очередь. И не оправдывать свое бездействие недостатком информации.

Шаг 4. Заниматься своим делом, вкладываться в него, делать то же, что и раньше. Не надо снижать тревогу какими-то специальными способами. Просто продолжайте делать свое дело. Марина Мелия привела в своей книге пример, как женщина, пережившая во времена репрессий 37-го года арест мужа и ссылку с двумя маленькими детьми, на вопрос, что помогло ей выстоять, ответила: «Я всегда переодевалась к обеду, хотя обед был не всегда». Следуйте девизу: «Делай, что должно, а дальше будь, что будет», и помните, что каждый из нас обладает силой превратить свои проблемы в задачи.

Предлагаем вам почитать о том, что делали и как вели себя в кризис такие великие руководители, как Джек Уэлч, самый популярный СЕО General Electric (книга «Победитель»), Джеймс Килтс, экс-СЕО Gillette (книга «Ничего лишнего»), и легендарный Коносуке Мацусита, глава Panasonic, который во время Великой депрессии не уволил ни одного сотрудника, в то время как тысячи фирм обанкротились. «Успех в бизнесе не приходит благодаря хорошим временам, как и неудача — не следствие плохих времен», - говорил он (книга «Лидерство Мацуситы»). Все эти книги представлены в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении». 

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль