text
Генеральный Директор

Почему во время кризиса одни попадают в ловушки, а другие нет?

  • 29 июля 2015
  • 770
Фото: Wix
Фото: Wix

По материалам Библиотеки "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении"


В период любого кризиса люди опасаются одного и того же: потерять работу, деньги, привычный образ жизни, не осуществить планы, которые строили. Иногда может возникнуть ощущение, что от нас уже ничего не зависит, но мы все равно продолжаем что-то делать, по-своему реагируя на стрессовую ситуацию. И здесь есть большая вероятность попасть в ловушки. Что же это за ловушки и почему одни попадают в них, а другие нет?

Всего психологи выделяют 4 (четыре) основных ловушки, которым мы подвержены в кризисной ситуации. По-другому их называют защитными механизмами. Потому что они могут помочь нам в сложной ситуации стабилизировать свое состояние, дать передышку. Но если вовремя не остановиться, эти ловушки перейдут в разряд опасных. Расскажем о них подробнее.

Эти ловушки хорошо описаны в книге известного психолога Марины Мелия «Бизнес – это психология».

Ловушка 1. Отрицание

Человек отказывается принять сам факт существования кризиса. Он может говорить так: «кризиса нет – это все придумано», «это все слухи», «разруха в головах», «надо мыслить позитивно». Иногда человек готов признать, что кризис есть, но утверждает, что его он никак не коснулся. Человек столкнулся с кризисом, но вместо того, чтобы что-то делать, он бежит от реальности.

Ловушка 2. Лихорадочная активность

Человек, попавший в эту ловушку, начинает активно заниматься какими-то делами в ущерб основному делу. Это так называемая видимая активность. Он хватается за разные авантюрные проекты, начинает играть на бирже, постоянно сыплет терминами, в которых не очень разбирается: «рецессия», «дефляция» и т.д.

Легко представить такого человека – с горящими глазами и двумя мобильными телефонами в руках – в постоянных переговорах. Но эта активность – всего лишь реакция на тревогу, которой буквально пропитана атмосфера. Попытка справиться с тревогой и приводит к лихорадочным действиям. Как правило, в эту ловушку попадают люди энергичные и деятельные. Эти импульсивные действия не приносят облегчения. Более того, они могут нанести финансовый вред. 

Ловушка 3. Псевдоконтроль

Попав в ловушку псевдоконтроля, человек начинает усиленно контролировать те несущественные элементы, на которые он еще может повлиять в нестабильной ситуации кризиса. Ему хочется думать, что все под контролем. К примеру, руководитель обязывает сотрудников печатать материалы на черновиках, экономить или приносить с собой из дома туалетную бумагу, мыло, салфетки. Подобные «антикризисные меры» не приводят к значимому сокращению расходов. Это как тушить большой пожар игрушечным ведерком.

Ловушка 4. Перевод стрелок

Человек, попавший в ловушку № 4, начинает искать виновных в том, что с ним происходит. Это своеобразная защитная реакция: «Не я источник этой ситуации, а значит, я ничего не могу сделать». Не справляясь с ситуацией, человек стремится переложить ответственность на других: американцев, начальника, семью и т.д. Другое проявление этой ловушки – поиск защитника, спасителя, того, кто решит все проблемы.

Как не попасть в ловушку в кризис?

Марина Мелия предлагает несколько шагов, которые помогут не попасть в ловушку. Перечислим их.

Шаг 1. Принять ситуацию. Для начала надо признать, что кризис имеет место быть. Это уже полдела.

Шаг 2. Принять на себя ответственность за то, что происходит именно с тобой. При этом не надо впадать в крайности: плоха как полная безответственность, так и чрезмерная ответственность – когда берешь на себя больше, чем можешь сделать. Концентрируйте свои силы на том, что можете реально изменить, и не тратьте их на то, что изменить не можете.

Шаг 3. Нужно выделить главное, расставить приоритеты. На этом этапе важно понять, что нужно сделать в первую очередь. И не оправдывать свое бездействие недостатком информации.

Шаг 4. Заниматься своим делом, вкладываться в него, делать то же, что и раньше. Не надо снижать тревогу какими-то специальными способами. Просто продолжайте делать свое дело. Марина Мелия привела в своей книге пример, как женщина, пережившая во времена репрессий 37-го года арест мужа и ссылку с двумя маленькими детьми, на вопрос, что помогло ей выстоять, ответила: «Я всегда переодевалась к обеду, хотя обед был не всегда». Следуйте девизу: «Делай, что должно, а дальше будь, что будет», и помните, что каждый из нас обладает силой превратить свои проблемы в задачи.

Предлагаем вам почитать о том, что делали и как вели себя в кризис такие великие руководители, как Джек Уэлч, самый популярный СЕО General Electric (книга «Победитель»), Джеймс Килтс, экс-СЕО Gillette (книга «Ничего лишнего»), и легендарный Коносуке Мацусита, глава Panasonic, который во время Великой депрессии не уволил ни одного сотрудника, в то время как тысячи фирм обанкротились. «Успех в бизнесе не приходит благодаря хорошим временам, как и неудача — не следствие плохих времен», - говорил он (книга «Лидерство Мацуситы»). Все эти книги представлены в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении». 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 10 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.