text
Генеральный Директор

Кризис – время проакции

  • 7 августа 2015
  • 5358
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Арсен Рябуха, ведущий бизнес-тренер Business Relations


Реакция – это антоним слову проакция, одна из самый распространенных привычек человека или бизнес-команды взаимодействия с действительностью. Эта привычка проявляется каждый день, а особенно в момент изменений – таких, как кризис. Как только на накатанной колее, проложенной в сознании каждого участника команды, появляются непредвиденные изменения или кризис - возникает реакция. В этот момент человек концентрируется на препятствии, расстраивается из-за него и направляет всю энергию на него, а не на цель. Появляется страх, негативные эмоции, человек начинает действовать так, как привык поступать в прошлом. Он сравнивает эти события с тем, «как все должно быть». находит несовпадения с прошлым и ожидаемым, сопротивляется – и вот он готовый кризис, основанный на реакции. Когда случается кризис - прошлый опыт перестает работать, в новых условиях нужны новые ходы и действия.

Кризис – время проакцииЧто делать в сложившейся ситуации? Единственный выход – стать проактивным. Проакция –это принятие того, что есть, таким, какое оно есть. Это несопротивление внешним обстоятельствам и среде, принятие условий как совершенно нормальных.

Как только возникает мысль о кризисе, первое, что нужно сделать - обнулить все те ожидания от окружающего мира, которые есть на данную минуту, и начать действовать с нуля. При этом важно конценрироваться на своих сильных областях: настрое персонала, клиентском сервисе, новых рынках, программах лояльности. Чем быстрее мы (как руководитель или компания) действуем проактивно и заново ставим цели исходя из ситуации, тем большее конкурентное преимущество мы получим.

Второе – задать себе вопросы: какова моя цель, цель моей команды, на что мы можем влиять в новых сложившихся кризисных условиях, что мы можем добавить, перестроить, изменить? Когда проясняются эти цели, у людей появляется выбор, что делать для достижения этих целей. Если действия не приводят к цели, это нужно

принять, скорректировать эти цели и начать действовать по-новому.

Чаще всего во время кризиса люди ставят под сомнение несколько вещей. Во-первых, высокую зарплату: «Я больше не уверен, что получу хорошие бонусы». Во-вторых, гарантию занятости: «Наверно, в кризис меня сократят». В-третьих, человек не уверен, что работа все еще будет интересной: «Закрутят гайки – работа станет беготней, а на творчество времени не останется». Наконец, дальнейшие перспективы становятся туманными.

Как поддержать людей в такие моменты?

1) Вовлечь в цели, в которые они верят.

2) Отказаться от авторитарного стиля управления и наладить партнерскую работу в команде, где сотрудники участвуют в мозговых штурмах и влияют на принятие решений.

3) Благодарить за любую идею и инициативу, а не наказывать за ошибки.

4) Вкладываться в коллектив. Во время кризиса компании снижают издержки на корпоративы и праздники, что еще больше усугубляет и без того невдохновленного сотрудника. Имеет смысл экономить, находя другие способы, давать ощущение, что люди не винтики в большом механизме, а члены одной семьи.

Кризис – идеальное время проактивности. Представьте себе хоккей. Если российский опытный игрок вдруг попадает в другую команду и становится хоккеистом другой страны, он оказывается в непривычной для себя ситуации, где прежние приемы не работают. Все, что ему остается – начать действовать с нуля: ему нужно подучить язык, изучить приемы партнеров по команде, овладеть новой техникой. В бизнесе в кризис - тоже самое.

Если мы говорим о бизнесе в целом, какие проактивные цели нужно ставить во время кризиса? 99% собственников скажут, что это получение прибыли. Но если заглянуть в классический учебник по менеджменту, там написано: цель бизнеса – создание своего

потребителя. Деньги, которые получает бизнес, лишь показывают, насколько бизнес нужен людям. Если предприниматель получает получается небольшую прибыль, это говорит о том, что его бизнес потребителю не нужен. Любой кризис с точки зрения системы имеет очень правильную функцию. Кризис выметает из рынка бизнесы, которые в данных условиях не нужны обществу, от которых имеет смысл отказаться. Именно поэтому в это время важно концентрировать внимание не на том, как продавить или обхитрить конкурентов, а на том, что отдать потребителю. Но самые ценные вопросы, которые руководитель может себе задать в кризис, – это: «Как я, как руководитель, могу вдохновить своих сотрудников? Что сейчас наиболее ценно для моих клиентов и как из поддержать?» Ответы на эти вопросы, по окончании кризиса помогут создать неоспоримое конкурентное преимущество, сделать услуги более качественными, а атмосферу в команде - более дружественной. Это и есть проактивность в кризис и создание задела на будущее.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 10 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.