Экономическое планирование на предприятии: уроки кризиса

2806
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Вадим Штракин, Независимый эксперт, Москва


О чем мы вам расскажем в этой статье

  • Как экономическое планирование проводится в России в период кризиса
  • Чем нынешнее бюджетирование отличается от докризисно
  • Как сделать планирование хозяйственной деятельности предприятия более эффективным
  • Какие специалисты и организационные изменения необходимы, чтобы улучшить планирование деятельности предприятия

Немногие компании осознают, что экономическое планирование на предприятии на фазах спада и роста экономики разнится. Наша статья и рассмотрит различия в предложении и методике новых инструментов для оптимального планирования.

Процесс бюджетирования[i] достаточно давно используется большинством компаний. Казалось бы, уже ничего невозможно усовершенствовать. Однако в действительности ситуация совершенно другая.

Особенности бюджетного процесса во время экономического подъема

Для докризисного периода был характерен перманентный рост спроса, цен и большинства рынков – это способствовало получению многими предприятиями прибыли и осуществлению инвестиционных вложений, ориентированных для роста в дальнейшем. Обычно источник экспансии и в большей пропорции заключался в получении кредита. В основном институтами долгосрочного кредитования были иностранные банки[ii]. При этом просто игнорировались возможные валютные риски. Но зарабатываемая прибыль предприятий и возможность привлечения заемного капитала сглаживали возможные потребности в планировании и последствия в стратегических, тактических и инвестиционных решениях.

Экономики всех стран вов ермя кризиса 2008 года оказались серьезной чередой системной глобальной турбулентности, что привело к многократному росту рисков для корпораций, повышению неопределенности и сужению горизонта корректного планирования. Руководители компании столкнулись с невиданными либо давно забытыми проблемами. Возникла необходимость выработки механизмов и подходов для стабилизации положения и перспективного развития корпораций.

Подходы к планированию в условиях спада

Компании при реагировании на внешние изменения сформировали различные подходы к бюджетированию в период рецессии. Остановим внимание на основных.

От «прожиточного» минимума

Фирма опирается на минимально подтвержденном спросе, на основании которого разрабатываются бюджеты производства и продаж. С учетом данных бюджетов предприятие будет планировать кредитную политику и заемные средства. Обеспечивается максимальное сокращение всех затрат и инвестиционных вложений. Однако такой метод предполагает очевидные недостатки использования – сужение горизонта планирования до месяца, компании не имеют перспективное видение хотя бы на квартал-полгода. Подобная методика предполагает сложности в расчете какого-либо осмысленного развития.

От целевых показателей, заданных в начале года (полугодия)

В период кризиса некоторые компании решают не отказываться от годичного планирования. Но последний год подтвердил неэффективность такого подхода для большинства компаний, учитывая высокую амплитуду отклонений фактически получаемых показателей в сравнении с планируемыми. По существу, такой метод может использоваться лишь монополистами, которые цены на свою продукцию (услуги) формируют в «длинных» контрактах. Следовательно, не стоит останавливать на нем особенное внимание.

Сценарный вариант планирования

Компания обычно формирует несколько сценариев по развитию событий – включая пессимистичный, оптимистичный либо радикальный[iii]. При этом информационная база представлена:

  1. Аналитическими данными, подготавливаемыми крупными банками, включая иностранные.
  2. Прогнозами разных инвестиционных фондов (компаний) и международных регуляторов (в том числе Всемирный банк, МВФ, Всемирная торговая организация).
  3. Прогнозами органов исполнительной власти.

Но такой подход предполагает ряд недостатков, ведь получаемые из внешних источников первоначальные данные являются обычно неформатными и неполными, а прогнозы нередко оказываются ошибочными, в основном ангажированными. Инвестиционные компании, банки подготавливают материалы с учетом достижения своих целей. Поэтому компаниям стоит самостоятельно собирать исходные макроэкономические и прочие сведения для последующего планирования, а не собирать мнения других фирм и консультантов. Для этого требуется экспертное понимание текущей сложившейся макроситуации в стране и мире, роль регуляторов, её динамику, учась «читать» международные рынки – товарный, фондовый, валютный.

Как повысить качество планирования на предприятии

Список проблем, которые возникают на этапе планирования деятельности предприятия с горизонтом, рассмотрен в таблице. Структурированы проблемы по своим функциям с привязкой к основным бюджетам. Большинство указанных вопросов – критичные с позиции существования и развития организации.

Экономическое планирование на предприятии: уроки кризиса

Необходимо учитывать, что валютные и кредитно-денежные организации (сгруппированные в соответствующих разделах таблицы) связаны с ликвидностью организаций. Следовательно, крайне существенны риски ошибок в прогнозировании данных аспектов, поскольку может и не быть времени на исправление ситуации. Для вопросов из прочих разделов характерен более широкий временной лаг по реагированию на существующие проблемы.

  1. Фундаментальный анализ – предполагает изучение взаимосвязанных ключевых факторов (включая финансовые, экономические, социальные, политические и др.), которые воздействуют на окружающую среду, прямо либо опосредованно влияющую на ваше предприятие. Проводится анализ на макро- (отдельный регион, страна, мировые тенденции) и микроуровне (отдельная отрасль, конкретная компания). Будет полезно поручить ответственным за планирование составить для вашего предприятия стратегическую карту «Взаимосвязь формализованных проблем планирования с макроэкономическими индикаторами».
  2. Технический анализ – заключается в проведении анализа рынков ценных бумаг, валют и товаров для выявления и прогнозирования тенденций цен. Существуют различные методы технического анализа многие годы, их эффективность проверена временем. Однако раньше они использовались лишь в области биржевой торговли. Руководителям необходимо учесть, что технический анализ может выполнять роль эффективного и действенного инструмента планирования определенных видов деятельности, особенно в деятельности крупных организаций реального сектора в различных отраслях в средне- и краткосрочных периодах.

Какие организационные изменения провести для улучшения экономического планирования

Важно понимать, не могут быть универсальные инструменты и индикаторы для каждого случая. Для достижения запланированного результата необходимо глубоко понимать и творчески использовать весь доступный инструментарий технического и фундаментального анализа, способствуя улучшению экономического планирования предприятия и обеспечивая стабильность работы компании.

Внедрение рассмотренных нами методик потребует некоторых организационных изменений. В частности, будут внесены изменения для организационной структуры и штатного расписания компании. Рекомендуем ввести должность главного экономиста в компании – такой принцип широко используется инвестиционными банками и фондами. Но в идеале, чтобы способствовать контролю и принятию окончательных решений, использоваться указанные инструменты должны финансовым директором либо директором по стратегии и инвестициям корпорации.

Справка


Вадим Штракин окончил Московский авиационный институт и Государственный университет – Высшую школу экономики. Опыт руководящей работы – более 15 лет. До сентября 2007 года занимал пост исполнительного директора металлургического холдинга «Эстар», ранее работал на руководящих должностях в холдинге «Евраз Груп»

[i]  В данной статье термины «бюджетирование» и «планирование хозяйственной деятельности» употребляются как тождественные.

[ii] Даже в тех случаях, когда компании кредитовались в российских банках и в рублях, «длинные» деньги были обеспечены зарубежным банковским капиталом. Именно поэтому кризис ликвидности на Западе спровоцировал сжатие кредитных мультипликаторов и мгновенно отразился на отечественной банковской системе.

[iii] Компания McKinsey рекомендует составлять два или четыре сценария. Когда рассматриваются три варианта, менеджеры всегда ориентируются на средний, в то время как наличие двух или четырех вариантов заставляет их более внимательно анализировать предлагаемые сценарии. – Примеч. редакции.

Экономическое планирование на предприятии: уроки кризиса

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль