text
Генеральный Директор

Изучение статистики как навигатор развития бизнеса

  • 9 августа 2015
  • 3146
Фото © Flickr
Фото © Flickr

Жанна Мартынова, Генеральный Директор Информационно-аналитическая компания «ВладВнешСервис», Владимир


Как сегодня бизнесу ориентироваться в рыночном пространстве? Доступный способ – изучение статистики, собираемой Росстатом и Федеральной таможенной службой. Уверена, что, прочитав названия этих ведомств, читатели отрицательно покачают головой: информация из этих источников не вызывает доверия. Почему? Потому, что бизнес, который отчитывается перед этими инстанциями, понимает, какую липу подчас сдает. Возьмем такой показатель, как объем произведенной продукции, и рассмотрим причины искажений:

  • предприятия неправильно выбирают отчетную позицию (так, фирма, производящая и бутылки, и банки, не задумываясь, относит всю стеклотару к позиции «бутылка»);
  • некорректность формулировок классификаторов (например, часть производителей листового стекла отчитывается по позиции «оконное стекло», часть – по позиции «строительное стекло»);
  • приписки по просьбе местной администрации: завышенные объемы нужны, чтобы создать благополучный имидж региону; ± сокрытие реальных объемов в целях создания «неучтенки»;
  • отсутствие названия товара в классификаторе.

Если говорить о статистике ФТС, то здесь чудес не меньше. Главная причина – стремление минимизировать ввозные пошлины. Вот и становятся на бумаге компьютеры – мышками, обувь – шнурками, а кузова новых грузовых автомобилей – деталями. Получается: не доверяем, потому что сами искажаем.

Некоторые скажут, что готовы положиться на данные маркетинговых исследований на основе опросных методов. Но цена таких исследований резко увеличивает затраты на бизнес, а вот утверждать, что достоверность цифр при этом значительно возрастает, сложно.

Предпринимаются попытки создания альтернативных статистических ресурсов. В качестве примера можно упомянуть деятельность Ассоциации европейского бизнеса (англ. Association of European Business – AEB) – организации, объединяющей иностранные бизнесы в России. Один из комитетов ассоциации проводит мониторинг продаж автомобилей в России. Все участники рынка отчитываются перед ним о продажах без искажений, потому что понимают: итоговые сведения дадут точное представление о тенденциях автомобильного рынка и сэкономят драгоценное время для принятия решений.

Вместе с тем во многих случаях идея объединения конкурентов для создания «продуктов навигации» заканчивается ничем.

В общем, трудностей и так было немало, но в этом году бизнесу стало еще сложнее следить за ситуацией на рынке. Росстат в мае закрыл возможность пользования статистикой производства продукции отдельными предприятиями. Причина – заявление одной компании, что объемы производства ее продукции – это большая тайна.

Рискну оспорить это решение. Практика многих стран показывает, что балансы предприятий – вещь открытая. Да и мы уже начали привыкать к тому, что выручка и прибыль – предмет не только гласности, но и гордости компании. Так почему же кто-то настаивает на сокрытии данных? На ум приходит только один ответ: потому что у кого-то не все чисто. В итоге пострадало все бизнес-сообщество, поэтому решение Росстата я считаю как минимум недальновидным, особенно с учетом такого непростого для бизнеса времени.

Мы предлагаем создать быстро обновляемые, достоверные и доступные всем статистические ресурсы. Зарубежные аналоги есть, и как же они облегчают жизнь бизнесу и, конечно же, делают его производительность выше! Чтобы создать подобные ресурсы, требуются старания и чиновников, и бизнесменов. Причем первым лицам компаний только и нужно, что подавать статистическую отчетность как она есть. Иначе – жизнь по закону бумеранга. Сегодня – липа в своих цифрах, завтра – недоверие и осуждение всего, что из них получилось, послезавтра – поиск своей стратегии и заказ маркетинговых исследований стоимостью в цифру с пятью нулями и пятимесячное ожидание (или работа вслепую).

Что же касается представителей государства, то мы предлагаем следующее:

1. Открыть бизнесменам доступ к данным о производстве продукции предприятиями России.
2. Скорректировать действующие классификаторы продукции с учетом пожеланий отраслевых союзов и ассоциаций.
3. Усилить ответственность первых лиц предприятий за недостоверное декларирование объемов производства (сегодняшние 500 рублей штрафа за искажение данных никак не вяжутся с последствиями такой отчетности, ведь на ее основе разрабатываются правительственные планы).
4. К созданию федеральных статистических ресурсов привлекать отечественные статистические агентства.

Нам очень важно качество не только передачи информации, но и самой информации. Во многих случаях как раз оно и позволит повысить позорно низкую производительность труда.

Справка


Жанна Мартынова – основатель и Генеральной Директор информационно-аналитической компании «Владвнешсервис» (с 1997 года), эксперт в сфере использования и адаптации федеральных статистических ресурсов для анализа товарных рынков. Является автором десятков публикаций о состоянии стекольной, пищевой и автомобильной промышленности, автором информационного ресурса «Внешнеторговые растущие рынки» и инициатором проекта «Растущие рынки России», в рамках которого компания «Владвнешсервис» осуществляет информационную поддержку промышленных объединений и союзов по возникающим «точкам роста».

«Владвнешсервис»
Сфера деятельности: сбор и обработка статистических данных, анализ товарных рынков.
Форма организации: ООО.
Территория: головной офис – во Владимире, представительства – в Москве, Тольятти, Тюмени, Ульяновске.
Численность персонала: 17.
Основные клиенты: Борский стекольный завод, Минский автомобильный завод, ОАО «Саратовстройстекло», Сбербанк России, компании Iveco, Knauf, Lafarge, PricewaterhouseCoopers, Renault, Siemens, Toshiba, Volvo.
Стаж Генерального Директора в должности: c 1997 года.
Участие Генерального Директора в бизнесе: владелец.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 10 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.