Низкая производительность труда персонала: что вы сделали не так?

4413
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Моженков Владимир
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», член совета директоров группы компаний «АвтоСпецЦентр», Москва

В Европе менеджмент развивался более века и в настоящее время пришел к пониманию, что в основе успешной работы лежит уважение к личности сотрудника. В нашей стране история бизнеса гораздо короче, и сегодня еще принято думать, что самая значимая фигура в компании – это руководитель и что он должен использовать персонал как ресурс для достижения своих целей. Однако, как показывает практика, в 90% случаев метод кнута и пряника не работает с людьми, получившими высшее образование. Если сотрудника использовать только как ресурс, он съеживается, теряет интерес. Все это ведет к низкой производительности труда. В результате по этому показателю наша страна отстает, например, от Бразилии и Мексики в два раза, а от США и Германии в четыре.

Что мы делаем не так

Сегодня приходится вести бизнес в среде, характеризующейся скоростью, сложностью и неопределенностью, а с недавнего времени – еще и страхом. Большинство предпринимателей озабочены тем, как сохранить свое дело, и, стремясь остаться на рынке, выжимают из сотрудников все соки. Персонал тоже пребывает в напряжении: сократят или нет, понизят ли зарплату и насколько. В такой обстановке бизнес не может быть эффективным.

Согласно недавнему исследованию, руководители в течение одного дня готовы уволить до 40% своих сотрудников, так как те плохо работают. Возникает вполне логичный вопрос: а кто набрал этих людей? На это менеджеры сетуют, что, дескать, на рынке кадровый дефицит, а большинство кандидатов – «сырые» или неподготовленные. Я считаю, что руководители сами совершают ошибку при найме, поскольку ищут специалистов с развитыми компетенциями. Подбирать же людей следует, основываясь на общих ценностях и принципах, которые являются брендом компании. Если сотрудник всецело разделяет корпоративные ценности и стратегические цели компании, работа идет куда более эффективно.

Как надо делать

Руководителям пора переходить на новый стиль управления – позитивный (гуманистический), в основе которого лежит не только стремление к прибыли, но и проявление интереса и уважения к личности, знаниям, талантам каждого сотрудника вне зависимости от должности. Позитивный менеджмент способен помочь компании развиваться даже в кризис.

Для многих менеджеров крайне сложно отказаться от модели управления «я – начальник, ты – никто» и перейти к равным и уважительным отношениям. Но повысить эффективность бизнеса можно, только изменив свои привычки.

  1. Начните с того, что каждый день благодарите сотрудников за работу. Мой опыт показывает, что подчиненные работают заметно лучше, когда видят такое отношение к себе. Они боятся уже не того, что их накажут, а того, что подведут своего руководителя.
  2. Забудьте про свою значимость и поверьте в сотрудников. Предоставьте им возможность хорошо выполнять свою работу. По моим наблюдениям, желание быть полезными компании и больше зарабатывать у россиян выше, чем у европейцев. За последние десять лет мы стали жить лучше и не желаем возвращаться назад, а наоборот, хотим более интересной жизни. Руководители любого подразделения должны исполнять сервисную функцию по отношению к сотруднику – организовывать удобное рабочее место, предоставлять правильный инструмент, обеспечивать нормальные бытовые условия. Тогда каждый сможет работать в два раза эффективнее, на все сто процентов проявляя свои сильные стороны.
  3. Дайте понять сотрудникам, что инициатива не будет наказана. У нас до сих пор бытует такой стереотип; люди убеждены, что их идеи никому не нужны и не будут оценены, поэтому лучше молча выполнять поручения. Каждый на своем рабочем месте знает, как работать лучше, но зачастую молчит. Ломайте этот стереотип, создавайте позитивную среду: улыбайтесь, здоровайтесь, выслушивайте, хвалите.
  4. Создайте условия для раскрытия потенциала сотрудников. Например, я проводил такой эксперимент. Принимал на работу новых сотрудников и две недели не ставил перед ними ни одной задачи. По истечении этого периода интересовался, что они успели сделать. То, что человек сделал за это время, свидетельствовало о том, что у него лучше получается и где проявляются его таланты. Обычно я безошибочно угадывал сильные стороны сотрудника, после чего определялся с его должностными инструкциями. Еще один способ оценить потенциал человека – спросить, чему он научился у своего отца. Эти навыки, как правило, составляют основу его поведения.

От осознания необходимости изменения стиля управления до его внедрения и создания соответствующих условий могут пройти годы. Если провести аналогию между спортом и бизнесом, то команду чемпионов нельзя построить за один год. Для этого нужно создавать предпосылки, формировать среду творчества и компетентности. Важно, чтобы на каждом участке работали лидеры, у которых бы учились менее опытные коллеги. Именно поэтому я регулярно повторяю своим сотрудникам: «Ты не механик, ты генеральный мастер по ремонту данного автомобиля!», «Ты не парковщик, ты Генеральный Директор по культурной встрече клиентов, здесь ты первое и самое важное лицо!»

Успешным бизнес делает команда, а команда – это все сотрудники. Последние исследования показали, что успех компании только на 15% зависит от руководителя и на 85% – от остального коллектива. Настала пора задействовать эти 85% на все сто!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный Директор»

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль