Как мотивировать персонал предлагать идеи и воплощать их в жизнь

2215
Фото © Flickr
Фото © Flickr

Елена Бабкина, Руководитель программы инновационной деятельности компании «Nokian Tyres Россия», Всеволожск (Ленинградская область)

Лилия Ясакова, Директор по персоналу компании «Nokian Tyres Россия», Всеволожск (Ленинградская область)


На какие вопросы вы найдете ответы в этой статье

  • Как мотивировать персонал предлагать идеи, а руководителей - не саботировать эту мотивацию
  • Как использовать желание сотрудников узнать тему новогодней вечеринки для увеличения количества рацпредложений

В нашей компании в 2008 году стартовала специальная программа, как мотивировать персонал предлагать идеи. Однако в первые три года мотивация сотрудников  и руководителей участвовать в этой программе была невысокой. Многие начальники воспринимали ее как дополнительную нагрузку, неохотно давали авторам предложений обратную связь или ограничивались критикой идей. Это сводило на нет желание рядовых сотрудников вообще что-то предлагать. В 2012 году мы решили реанимировать программу и запустили проект «Мысли инновационно». Результаты превзошли ожидания.

Как мотивировать персонал предлагать идеи

Конечно, мы используем стандартные подходы – платим за реализованную идею 180 руб., раз в квартал награждаем активных рационализаторов. Однако в нашем арсенале есть средства, которые делают весь процесс результативным и увлекательным.

1. Каталог сувениров. Вознаграждение за идею может быть материальным или нематериальным, например в виде сувенира из каталога призов. Мы сделали каталог, из которого можно выбрать себе подарок: большой чизкейк на 20 человек – за девять реализованных идей (его готовят специально), дорожная сумка – за семь, FM-радио для душа – за три, кружка – за две идеи. Чаще всего сотрудники выбирают чизкейк и радио. Чтобы призы не надоедали, их надо обновлять, на наш взгляд, не реже, чем один раз в полтора-два года. Каталог помог повысить вовлеченность исполнителей.

2. Две недели на обратную связь. Предложение должно подаваться на специальном бланке с обязательными полями: краткое описание ситуации, перечень подтверждающих документов (фотография места или узла, о котором идет речь, эскиз, чертеж), описание идеи и ожидаемого результата. Такой подход упростил процедуру регистрации, сотрудники не забывают указать важные детали и приложить документы. Затем все идеи фиксируются в общедоступной электронной базе. Руководитель, чьей зоны ответственности касается предложение, должен дать обратную связь в течение 14 дней. Кроме того, мы всегда стараемся подключать авторов к реализации предложений. Это почти 100-процентная гарантия, что идея будет внедрена.

3. Пазл-загадка. На стене столовой мы повесили огромный пазл, который скрывал идею новогодней вечеринки. Затем открывали столько ячеек, сколько идей предлагали сотрудники, делая это хаотично, чтобы сохранить интригу. Поскольку всем было интересно, какой будет тема вечера, мы отметили всплеск подачи предложений. Похожий принцип использовали еще раз при подготовке автограф-сессии с игроком футбольного клуба «Зенит». На этот раз каждая предложенная идея визуально обозначалась новым синим флажком на специально изготовленном плакате с дырочками. Постепенно синие флажки собрались в символ – логотип «Зенита», который анонсировал предстоящее мероприятие.

4. Борьба за качество и безопасность труда. Два–четыре раза в год мы проводим инновационные промо-кампании, каждая длится три недели. Тема может касаться как всего предприятия (например, как повысить качество обслуживания клиентов, как улучшить качество продукции и пр.), так и отдельной функции (например, как утилизировать старую компьютерную технику). Идеи оцениваются топ-менеджерами. Победитель получает подарочную карту, которой можно оплатить услуги или товары. В случае если идея, признанная лучшей, предложена группой сотрудников, мы оплачиваем совместный поход в ресторан или боулинг.

5. «Самый инновационный отдел». Этот тематический конкурс проводится один раз в квартал. Он призван стимулировать руководителей активизировать работу по предложению идей в своем подразделении. «Самый инновационный отдел» определяется как по итогам квартала, так и по результатам года. На новогоднем вечере сотрудников отдела-победителя награждает лично Генеральный Директор, кроме слов благодарности, они получают футболки, кружки и другие сувениры.

6. Грамоты-пазлы. Помимо призов мы вручаем рационализаторам грамоты, представляющие собой часть пазла. Когда сотрудник получит необходимое количество грамот, то сможет собрать из них целую картину.

До старта проекта «Мысли инновационно», с 2008 по 2011 год, мы зарегистрировали 1514 идей, в среднем по 380 в год. Количество идей от сотрудников по итогам 2011 года составляло в среднем 0,25 на человека. Процент реализации в среднем – 26. В течение 2012 года (когда стартовал проект «Мысли инновационно») мы зарегистрировали 929 идей, а в 2013-м – уже 1350. Количество идей от сотрудников увеличилось в среднем с 0,25 до 1,00 на человека. Процент реализации также существенно вырос и достиг 91. Благодаря такой программе, как мотивировать персонал предлагать идеи, мы добились экономии на затратах, хотя такой цели изначально не ставили: в 2012 году – 12,6 млн руб., в 2013-м – 28 млн руб.

Как мотивировать персонал предлагать идеи и воплощать их в жизнь

Справка


Елена Бабкина окончила факультет социологии СПбГУ. В компании работает около трех лет, в нынешней должности – с 2013 года.

Лилия Ясакова окончила Башкирский государственный педагогический институт. С 1996 по 2004 год работала в службе персонала компании «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». В «Nokian Tyres Россия» – с 2004 года.

ООО «Нокиан Тайерс»
Сфера деятельности: производство и продажа шин для легковых автомобилей, внедорожников под брендами Nokian Hakkapeliitta и Nokian Nordman
Численность персонала: 1323 (на 30 июня 2014 года)
Производственные мощности: 15,5 млн шин в год



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный Директор»

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль