7 правил ведения бизнеса Эрика ван Эгераата

3062
Фото © Flickr
Фото © Flickr
  • Почему не надо отказываться от своих идей, даже если все против них
  • Всегда ли стоит работать на самых выгодных рынках
  • Почему не надо разделять работу и частную жизнь

В этой статье я хочу поделиться своими правилами ведения бизнеса.

Я основал архитектурное бюро Mecanoo Architects, когда еще учился в университете, вместе с четырьмя коллегами, тоже студентами. Затем в 1995 году я открыл свою компанию Erick van Egeraat Associated Architects, которая через некоторое время превратилась в архитектурное бюро (Designed by) Erick van Egeraat. С тех пор моя фирма реализовала множество амбициозных проектов по всему миру. В России, например, это был кампус корпоративного университета Сбербанка России. Я часто действовал вопреки стереотипам и считаю, что это правильный подход.

Итак, 7 моих правил ведения бизнеса, которые помогли создать себя и свою компанию

Правило 1. Верьте в счастливый случай и в себя. С раннего детства мои родители твердили, что нужно много трудиться, чтобы хорошо жить. Когда мне было 12–13 лет, отец организовал мне подработку на заправочной станции. Однажды туда приехал роскошный красный Ferrari. За рулем был красиво одетый человек. Я был еще ребенком, поэтому ничто не мешало мне спросить у водителя, чем он занимается. Тот ответил, что работает архитектором, и еще сказал, что ни от кого не зависит. Так я решил, что тоже хочу быть архитектором.

Я поступил в университет и после его окончания планировал начать карьеру в большой компании, работать там над серьезными проектами, постепенно набираясь опыта и создавая себе репутацию. Однако все сложилось иначе. Мы с однокурсниками открыли бюро и сразу приняли участие в тендере на реализацию интересного строительного проекта. Мои коллеги хотели привлечь в нашу команду архитектора с именем, и только один я был против. В итоге мы сами разработали проект и, как это ни удивительно, выиграли тендер, обойдя 170 опытных архитекторов. Бюджет проекта позволил нанять квалифицированных архитекторов для реализации нашей идеи и получить первую прибыль. Мысль идти в большую компанию отпала, и я начал развивать свой бизнес. И ни разу не пожалел ни об одном из своих легкомысленных решений.

Правило 2. Не доверяйте брендам, доверяйте людям. Нам нередко приходилось конкурировать с крупными предприятиями. Главный вывод, который я сделал, заключается в том, что имя компании значит не так уж и много (по крайней мере, в нашей отрасли). В некоторых посредственных компаниях работают очень хорошие специалисты, которые делают потрясающие вещи. А в известных фирмах встречаются посредственные специалисты, которые, наоборот, тормозят хорошие проекты. Я не всегда сотрудничаю с ведущими инженерными компаниями, так как предпочитаю работать с конкретными людьми. С некоторыми из них мы поддерживаем деловые контакты уже несколько десятилетий. К слову, сказанное относится не только к сотрудникам, но и к клиентам компании. В разных странах мы работали и с государственными, и с частными заказчиками. В одних правительство – надежный и выгодный клиент (например, в Германии), в других лучше иметь дело с частным сектором (так, в Сургуте я строил торговый центр «Вершина» по заказу частной компании, которая была идеальным заказчиком). Но в конечном счете Вы всегда общаетесь с несколькими людьми, которые принимают решения и выполняют (или не выполняют) обязательства перед Вами.

Правило ведения бизнеса номер 3. Ищите не самый выгодный рынок, а самый приятный для Вас. Первые десять лет мы работали на рынке в Голландии. Но в те годы у меня на родине не была востребована эпатажная архитектура, а мне очень хотелось реализовывать нетривиальные проекты. Затем мы стали пробовать свои силы в других странах: в Германии (1991), Венгрии (1991), Англии (1997). Экспансия началась вместе с командой из Mecanoo Architects, но я продолжил ее еще активнее в рамках бюро Erick van Egeraat Associated Architects. Не везде все получалось. Например, английский рынок мне не подошел, а вот в Венгрии публика как раз жаждала новых экстраординарных идей, к тому же мы нашли там мастеров высокого класса. Многие другие архитекторы в то время проявляли большой интерес к Китаю. Однако мы не последовали их примеру, поскольку на растущих рынках обычно востребован объем, а не уникальность проекта. Нам же это категорически не подходило. В итоге мы сфокусировались на Центральной и Восточной Европе, где высоко ценят качество и оригинальность решений, – и не прогадали.

Правило 4. Верьте не в экономику, а в талант. В результате мирового финансового кризиса 2008 года моя большая и многонациональная к тому времени компания оказалась банкротом. Коллектив чувствовал себя отвратительно. Но я был не готов завязать с делом, которое люблю больше всего, и поэтому сразу зарегистрировал новые предприятия в каждой стране присутствия. Нам потребовалась всего одна неделя на перезапуск. Все наладилось. Конечно, масштаб уже не столь значительный, сегодня в нашей компании работает в три раза меньше людей, чем до кризиса. Зато мы стали эффективнее. Тщательнее учитываем разницу между странами и предоставляем больше свободы филиалам, мы уже не пытаемся работать как один большой офис.

В любых катастрофах главное – помнить, что специалисты остались все теми же специалистами, никто не растерял свое образование, навыки и мотивацию только потому, что экономика страны в упадке. А значит, можно и нужно работать дальше.

Правило 5. Собирайте в команду очень разных людей. Я никогда не опасался проблем, которые могут возникать в коллективе из-за культурных различий. В каждом нашем офисе работает интернациональная команда. Например, в голландском, помимо жителей этой страны, трудятся французы, британцы, немцы, итальянцы, китайцы, литовцы, поляки, украинцы, венгры, сербы и русские. В московском офисе работают представители восьми разных национальностей. По моим наблюдениям, в таких коллективах всегда особая атмосфера: люди учатся понимать друг друга, находить компромиссы, обычно они интересуются одновременно многими вещами, открыты для нового опыта и мобильнее во всех отношениях. Так что всякий раз, когда открывается новый офис, у нас находятся энтузиасты, готовые сразу поехать работать на новом месте.

Правило 6. Помните, гениальное не значит выгодное. Кризисы 2008–2009 и 2014–2015 годов заставили многих архитекторов изменить критерии оценки собственной эффективности. Теперь они вынуждены не просто создавать нечто прекрасное, но и считать добавленную стоимость того или иного проекта. Я не думаю, что это представляет какую-либо угрозу для творчества; даже хорошо, что теперь проекты перестанут быть чистым искусством и начнут строиться на принципах, по которым живет рынок.

Правило успешного ведения бизнеса 7. Не разделяйте бизнес и частную жизнь. Кому-то может не нравиться, когда стирается граница между личной и деловой жизнью. Я же не представляю своей жизни без работы, и она для меня всегда была на первом месте. Я живу своей работой и получаю от этого удовольствие. Каждый день я стараюсь делать максимум для своих клиентов, чтобы они были довольны, и уже много лет не сбавляю темп. Единственное, что я пересмотрел, – это отношение к самому себе и своей жене. Со временем я понял, что личное счастье – вовсе не помеха для бизнеса, а мощная подпитка для любого делового человека.

7 правил ведения бизнеса Эрика ван Эгераата



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль