Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета

4260
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Дарья Николаевская, Директор Дирекции Инновационного развития компании НФК, Москва


Идея рассчитывать индекс деловой активности не нова. В классическом своём понимании такой индекс характеризует состояние экономики страны, будучи рассчитанным на основе данных изменения деловой активности, импорта и экспортирования, цен, товарно-материальных запасов и прочих показателей.

Впервые индекс деловой активности был предложен в США, где рассчитывается наибольшее количество его вариаций на сегодняшний день. Такие индексы, в отличие от многих других индикаторов социально-экономической статистики, являются чисто субъективными показателями.

Они не измеряют объем выпуска, количество заказов, доходы и т.д., они являются лишь отражением того, как участники экономических процессов воспринимают происходящие изменения - к лучшему они (по их мнению) или же они ведут к ухудшению.

Несмотря на такую субъективность, эти индексы обладают чрезвычайно сильными предсказывающими свойствами, они являются опережающими индикаторами, сильно коррелирующими с основными параметрами экономических циклов.

Наша компания в большей степени работает с реальным сектором экономики. Каждый день мы оцениваем качество дебиторской задолженности сотен контрагентов. При принятии решения об оказании факторинговых услуг мы оцениваем конкурентоспособность продукции, которую производит и реализует клиент, а также объем платёжеспособного спроса на данный товар со стороны конечных потребителей. И потому нам так важно держать руку на пульсе.

Инструментом оценки и стал для нас индекс деловой активности. Мы рассматриваем его в качестве индикативного показателя, характеризующего интенсивность и качество деловой активности действующих и потенциальных клиентов.

Методика расчета индекса деловой активности

Для расчёта индекса мы выделили 15 ключевых факторов, которые, по нашему мнению, максимально влияют на бизнес, сгруппировав их в 5 основных категорий:

  1. Финансы - достаточность внешнего финансирования для компаний, объем прямых расходов и готовность компаний инвестировать в основные средства.
  2. Продажи и маркетинг - срок отсрочки, который предоставляют компании своим покупателям, доля отгрузок на условиях отсрочки в объеме продаж и доля новых продаж.
  3. Риск-менеджмент - количество поставок, оплаченных с просрочкой, доля проблемной дебиторской задолженности и затраты на ее возврат.
  4. Закупки - условия и объемы закупок.
  5. Рыночная среда и внешние факторы - уровень конкуренции, уровень спроса и наличие поддержки от государства.

Формируя базу респондентов, мы пришли к заключению, что для расчета индекса мы должны опросить не менее 150 компаний, из которых 120 – наши активные клиенты. Сейчас это примерно ¼ действующей клиентской базы компании. От одной итерации расчета индекса к другой база респондентов среди работающих клиентов нашей компании может обновляться в диапазоне 25-75%, и 30% – регулярно обновляемая база компаний - потенциальных клиентов НФК, то есть тех, кто на очередную дату расчёта индекса соответствуют утвержденному в компании портрету клиента.

Естественно, мы сформулировали также требования к выборке – не менее 40% компаний занимаются оптовой торговлей, также не менее 40% - производством и не менее 10% - оказанием услуг.

Также мы соблюдаем отраслевую и географическую диверсификацию, а также диверсификацию с точки зрения размерности бизнеса, то есть по сути выборка для расчета индекса – это репрезентативная группа из компаний, с которыми мы сейчас сотрудничаем или могли бы сотрудничать.

После формирования базы мы направили респондентам письма со ссылкой на анкету, которую мы разместили на нашем сайте,  и приглашением принять участие в очередном расчете значения индекса. Мы попросили их ответить, насколько каждый фактор влияет на их бизнес по шкале от 1 до 5, а зачем оценить изменения каждого параметра по шкале «улучшилось», «ухудшилось» или «осталось без изменения».

Через неделю мы обзвонили респондентов, от которых не дождались обратной связи по электронной почте, чтобы получить от них ответы. Весь процесс интервьюирования занял у нас примерно две с половиной недели. На этом проекте у нас были задействованы три сотрудника, более того, общение с респондентами – это была не единственная их задача.

На основании полученных данных рассчитали агрегированный индекс деловой активности, используя следующую методику.

Шаг 1. Расчет значимости (веса) факторов

Рассчитывается значимость каждой группы факторов и каждого фактора в отдельности согласно оценкам, проставленным респондентами в первом блоке анкеты.

Вес (значимости) каждой группы факторов рассчитывается как отношение суммы баллов, набранных всеми факторами, входящими в группу, к общей сумме баллов по всем факторам:

Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета

, где

Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета- вес (значимость) блока фактора, I = 1,2,3,4,5

Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета - кол-во баллов, набранных фактором j из блока i.

Вес (значимости) каждого фактора рассчитывается как отношение суммы баллов, набранных фактором, к сумме баллов факторов, входящих в данную группу:

Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета

, где

Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета - вес (значимость) фактора j

Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета - кол-во баллов, набранных фактором j из группы i

Шаг 2. Расчет диффузного индекса

По каждому фактору происходит трансформация в диффузный индекс, который рассчитывается как сумма доли ответов позитивного характера и половины ответов нейтрального характера:

Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета, где

Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета

 - диффузный индекс j-го фактора в i-м блоке.

Шаг 3. Расчет индексов каждой группы факторов

Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета

Индекс каждого блока факторов рассчитывается как средневзвешенная на значимость сумма диффузных индексов.

Шаг 4. Определение индекса деловой активности

Значение индекса деловой активности рассчитывается как сумма индексов групп факторов, взвешенных на значимость каждой группы

Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета

, при условии Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета

Индекс деловой активности в факторинге: формула расчета

, где w – значимость группы факторов.

По итогам первого расчета индекса деловой активности (в июле 2015 года) мы получили значение 42,80%. Интервал индекса составляет от 0-100%, при этом значение индекса, превышающее 50, обычно рассматривается как показатель роста активности экономических субъектов, а меньшее 50 - соответственно, падения.

Следуя взаимосвязи методики расчета индекса с экономическими циклами, можно с высокой долей вероятности утверждать, что в данный момент экономика России переживает период спада, и темпы роста ВВП имеют отрицательные значения. Эти выводы подтверждают и данные Росстата, и Министерства экономического развития.

В качестве самого значимого фактора, влияющего на бизнес, компании, принявшие участие в расчете индекса, отметили условия закупок сырья и товаров у поставщиков, в частности, срок отсрочки и доля отгрузок на условиях отсрочки.

Наименее значимым для бизнеса является фактор, связанный с динамикой роста проблемной дебиторской задолженности и ее взысканием.

По каждому анализируемому фактору наблюдается ухудшение ситуации (индекс каждого фактора ниже 50%).

Наиболее удручающая ситуация у фактора «Финансы». Учитывая сложности с доступом к внешнему финансированию, компании как никогда раньше начинают «играть» на разнице условий закупок и продаж. Это особенно заметно, если рассмотреть срок отсрочки, предоставляемый покупателям. Так, 38% респондентов сократили своим клиентам срок отсрочки. При этом для 40% таких компаний поставщики либо не изменили, либо даже увеличили срок коммерческого кредита.

Мы делимся аналитикой по индексу с нашими клиентами. Состояние рыночной среды определяет действия компаний при планировании коммерческой, производственной и финансовой деятельности. Таким образом, наши клиенты, располагая информацией о динамике индекса, получают дополнительный инструмент для повышения комфорта ведения бизнеса. И становятся более лояльны к бренду НФК. Так мы решаем еще и прикладную задачу, причем речь идет не только об активных, но и потенциальных клиентах.

Кроме того, впервые рассчитав индекс, мы получили дополнительный инструмент установления контактов с представителями бизнеса. Посудите сами: одно дело, если мы звоним потенциальному клиенту и сразу предлагаем свои услуги, другое, когда мы сначала устанавливаем с ним контакт, предлагая принять участие в опросе, приглашаем стать экспертом в исследовании. При первом звонке мы объясняем потенциальным клиентам, зачем мы проводим исследование, что им это даст сейчас и в будущем.

После этого первого общения потенциальный клиент уже знает название нашей компании, сферу деятельности, а также то, что компания занимается исследованиями, тем самым способствует развитию бизнеса своих клиентов и бизнеса в целом. А потом таким компаниям звонит консультант, предлагая ознакомиться с результатом исследования, а заодно деликатно предлагает сотрудничество.

Мы не выбираем клиентов исходя из исследования. Мы предлагаем принять участие тем компаниям, которых считаем потенциальными, исходя из нашей клиентской политики. Информация по результатам исследования носит ознакомительный характер. Всегда полезно знать, что происходит в данный момент и ближайшей перспективе на рынке, что ждет ту или иную отрасль в ближайшей перспективе. Ведь прогноз составлен на основе ответов руководителей ведущих компаний страны.

Мы отдаем себе отчет в том, что единожды рассчитанный индекс не представляет большой ценности, т.к. не позволяет объективно связать его значение экономические циклы и, соответственно, делать качественные прогнозы. Поэтому мы будем проводить исследование три раза в год. Уже в сентябре у нас стартует очередное исследование.

Справка


Компания НФК

Сфера деятельности: специализируется на оказании услуг факторинга и финансовой логистики.
Год основания: 1999 
Портфель компании к 1 января 2015 года достиг 13,45 млрд руб.
Собственный капитал на 1 января 2015 года: 3,05 млрд руб.
Численность персонала: 407

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль