Профессиональная этика руководителя: понятие, проблемы и пути их решения

15998
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Профессиональная этика — собрание правил и принципов, помогающих поддерживать уровень нравственности в отдельных профессиональных сообществах. Главными задачами профессиональной этики являются определение моральных границ и ориентиров, понятий и суждений, которые становятся нравственными характеристиками поведения для представителей той или иной рабочей группы.

Нравственные ограничения, регулирующие отношения представителей какой-либо профессии с другими людьми, являющиеся необходимыми для осуществления их должностных обязанностей, а также пояснения к задачам и целям профессии в целом составляют содержание профессиональной этики. Оно заключается в следующем:

  • выявление мотивов и постановка целей служебной деятельности;
  • определение нормативов и способов достижения поставленных целей;
  • описание результатов труда и оценка их значимости для общества.

Несмотря на то что деловая этика обладает некоторыми универсальными принципами, область трудовой этики отличается четкой профессионально ориентированной спецификацией.

Чаще всего с требованиями к следованию профессиональной этике соприкасаются специалисты в области медицины, образования и сферы обслуживания. Этика профессионального поведения востребована там, где специалист находится в непосредственном контакте с другими людьми и где необходимы особые требования нравственного характера.

Зарождение профессиональной этики произошло вследствие выявления общих культурных ценностных ориентиров у людей, которые относятся к одному профессиональному сообществу. Профессиональная этика обладает своими традициями, которые изменяются и совершенствуются по мере того, как развивается сама область деятельности. В наши дни основы профессиональной этики нередко закрепляются в законах или находят свое отражение в общепринятых нравственных нормах и правилах.

Профессиональная этика тесно связана с той или иной профессией, внутри которой она применяется. Например, врачебная тайна и «клятва Гиппократа» касаются специалистов в области медицины, а объективное и беспристрастное освещение событий или фактов — это один из важнейших профессионально-этических законов в среде журналистов.

Правдивый и ответственный подход к исполнению своих профессиональных задач — это одна из самых важных категорий профессиональной этики. Но отдельные молодые специалисты могут пренебречь некоторыми важными тонкостями или нюансами специальности. Это может случиться по незнанию или вследствие нехватки опыта и чревато признанием их непригодности к выполнению профессиональных задач.

Сегодня все очень стремительно меняется, в том числе и то, что касается профессиональной этики и социальных отношений. Поэтому важно сохранять уважительное отношение к окружающему миру и другим людям, ведь именно это и считается основным достоинством корпоративной этики и высоко ценится в любом сообществе.

Профессиональная этика руководителя: понятие, проблемы и пути их решения

Основные виды профессиональной этики

Нормы и правила профессиональной этики передаются от поколения к поколению, формируя на протяжении долгого времени своеобразные традиции, характерные для каждого отдельного вида данной этики. Основу таких устоев составляют общечеловеческие нормы в области труда, которые в общем и целом сохраняются, хотя и происходит множество различных социальных трансформационных процессов.

Существуют и такие виды профессиональной этики, к которым со стороны социума выставляются особенно высокие моральные требования.

В первую очередь особые правила касаются специалистов, работающих в сфере здравоохранения, а также работников сферы предоставления различных услуг (образование, воспитание).

Данные виды профессий трудно жестко и четко регламентировать, никакие инструкции и специальные стандарты не могут обеспечить высокий уровень морально-нравственного поведения представителей данных специальностей. Нравственные качества работников рассматриваются как необходимые элементы их профессиональной пригодности и этики корпоративной деятельности.

Врачебная этика

Врачебная профессиональная этика ориентирована на то, чтобы моральные принципы способствовали сохранению и улучшению здоровья людей. В Древней Индии сложилось убеждение, что доктор обязан иметь чистое сердце, наполненное состраданием, спокойный характер, обладать огромной уверенностью в своих силах и целомудрием, а также неустанным желанием делать добро. Основной принцип «не навреди» до сих пор остается одним из важнейших моральных законов современной медицинской профессиональной этики.

Но во врачебной практике специалисты нередко сталкиваются с противоречивыми ситуациями. Например, для придания пациенту дополнительной уверенности в своих силах доктор имеет право приукрасить некоторые факты или не говорить полной правды о реальном состоянии здоровья. Главное, чем должен руководствоваться врач в рамках медицинской профессиональной этики, — это сохранение человеческой жизни и принесение больному максимальной пользы. Помимо этого, современная наука ставит перед медицинскими работниками все новые нравственные вопросы, к примеру действие этических норм при пересадке органов или осуществлении эвтаназии.

Педагогическая этика

Предмет изучения профессиональной этики педагога — это морально-нравственное наполнение педагогической деятельности. Кроме того, данный вид этики изучает, как реализуются моральные нормы и правила в указанной области. Профессиональная педагогическая этика наравне с врачебной уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще древние греки особенно требовательно относились к людям, работающим в сфере образования: от педагогов ожидались проявление любви к ученикам, высокий интеллектуальный уровень и отличные знания в области своего предмета, сдержанность, чувство справедливости (для ситуаций, где необходимо наказывать или поощрять детей).

Главная особенность работы учителя заключается в том, что в роли ее «объекта» выступает личность ученика, процесс формирования и развития которой зачастую противоречив, полон конфликтов, моральных дилемм и спорных моментов. Кроме того, общество возлагает на педагогов особую ответственность за воспитание и обучение представителей молодого поколения. Им нелегко отстаивать свои нравственные принципы во взаимоотношениях с учениками, их родителями, с коллегами.

Педагогический процесс предъявляет к специалисту целый ряд требований, которые включают в себя не только обязательную высокую компетентность в своей области, но и нравственные свойства, необходимые для формирования хороших взаимоотношений с участниками педагогического процесса. Такие качества, как честность, доброта, порядочность, ответственность, сдержанность, терпимость, справедливость, доброта, составляют основу кодекса профессиональной этики работников в области педагогики и являются основными нравственными требованиями к профессии. Они включают в себя не только общечеловеческое понимание моральных норм, которые были выработаны на протяжении многих лет развития общества, но и частные задачи, которые продиктованы современным развитием педагогической теории и практики.

Этика адвокатской деятельности

Профессиональные обязанности адвоката во многом связаны с осуществлением контроля за выражениями, действиями и пожеланиями клиентов. Адвокат обязуется защищать права клиентов, и в этом процессе ему необходимо выстраивать отношения с представителями судебной власти, правоохранительными органами, государственными инстанциями, учреждениями и людьми. Нередко взаимодействие адвоката и его клиентов носит доверительный, почти интимный характер.

При решении профессиональных вопросов и проблем он опирается на профессиональную этику адвоката, содержащую в себе нравственные принципы и правила, которые служат ориентирами при выборе его личной линии поведения или поведения его клиентов.

Адвокат обязан уметь в каждой ситуации отстаивать свое мнение, обосновывать свои действия или намерения перед самим собой, своими клиентами, государством, обществом, коллегами, и делать это в высшей степени убедительно.

Этика юридической деятельности

Законность, справедливость и их соотношение представляют собой одну из главных проблем деятельности юриста. По причине излишнего консерватизма законодательства или вследствие сложности отношений, которые регулируются правом, возникают ситуации, при которых судебные решения, вынесенные в строгом соответствии с буквой закона, будут несправедливыми с точки зрения этики. Юрист призван восстановить справедливость, ведь это главный принцип профессиональной этики правоведа.

Судебная этика

Судебная профессиональная этика занимается изучением существующих процессуальных нравственных правил и норм, рассматривает их содержание и особенности применения в сфере правосудия. В рамках судебной профессиональной этики определяется суть профессионального долга судьи и формируются моральные принципы, которыми он должен руководствоваться в своей работе: честность, справедливость, беспристрастность, гуманизм, сдержанность, верность закону (как формальной его стороне, так и моральной), неподкупность, достоинство.

Этика специалистов сферы обслуживания

Профессиональная этика специалистов сферы обслуживания интегрирует общепризнанные нравственные нормы и принципы в деятельность специалистов этой профессиональной области. Здесь прежде всего востребованы такие качества, как вежливость, предупредительность, культура общения, а также умение и стремление удовлетворить пожелания и нужды клиентов. К примеру, специалист, работающий в области предоставления туристических услуг, должен обладать высокой степенью эрудированности и значительным уровнем образованности. Менеджер по туризму удовлетворяет потребности клиентов в познании окружающего мира, в получении новой информации о чем-либо.

Этика научной деятельности

Этика ученого предполагает у специалиста в области науки наличие следующих качеств: научная добросовестность, честность, гражданское мужество, демократичность, патриотизм, ответственность. Нравственность научной деятельности заключается в том, что ученый должен защищать истину и использовать научные достижения на благо человечества. Профессиональная этика ученого не позволяет заниматься подделкой результатов научных исследований, искажением или приукрашиванием фактов для придания им большей убедительности.

Служебная этика

Служебная этика изучает:

  • моральные нормы и правила поведения руководителей разного уровня (этика руководителя);
  • взаимоотношения управляющего и подчиненных;
  • взаимоотношения между сотрудниками (формальные и неформальные).

Служебная этика является неотъемлемой частью этики профессионального общения между руководителями и подчиненными, которая дополняет специфические отношения в рамках выполнения специалистами их должностных обязанностей.

Из каких элементов состоит профессиональная этика организации

Индивидуальная (персональная) этика человека

Обусловливается моральными нормами и принципами индивида, а также его профессиональным и жизненным опытом, его духовными ориентирами и примерами, устремлением к этичному поведению, которое заключается в:

  • уважении права других людей на независимость;
  • переживании за благосостояние других;
  • следовании принципам объективности и надежности;
  • принятии справедливых решений и действий;
  • добровольном следовании законам, уважении социального порядка;
  • возможности нести благо, проявлении личной благотворительности;
  • предотвращении нежелательных последствий;
  • отказе от возвышения над другими.

Профессиональная этика руководителя

Основывается на соответствии нравственным принципам должностного лица, поддержании корпоративной чести и ответственности. К примеру, профессиональная этика сотрудника в должности менеджера реализуется на практике в процессе понимания задач и целей начальника, в следовании принципам культуры поведения и отношений, в соответствии руководящей должности.

Руководителю любого уровня следует обладать:

  • высоким уровнем профессионализма;
  • уверенностью в собственных силах, способностью оказывать влияние на подчиненных;
  • надежностью и чувством ответственности;
  • самостоятельностью;
  • развитыми коммуникативными навыками, отличными организационными способностями;
  • устойчивостью к стрессовым ситуациям, эмоциональной уравновешенностью;
  • приоритетами личного примера при взаимодействии с подчиненными;
  • терпимостью к проявлению слабостей подчиненных;
  • разумным отношением к критике;
  • взаимоуважением;
  • умением давать адекватную оценку своим подчиненным.

Корпоративная этика компании

Корпоративная этика базируется на совокупности нравственных норм и ценностей, которые регулируют взаимоотношения внутри коллектива. Определяется особенностями деятельности, целями организации, устойчивыми образцами поведения, принятыми в компании.

Кодексы профессиональной этики

Профессиональная этика подразумевает под собой совокупность правил и образцов поведения и корпоративного общения, которые становятся обязательными для представителей той или иной специальности. Огромное значение указанная мораль имеет для тех видов деятельности, в которых в роли предмета труда выступает человек: это прежде всего образовательная, медицинская и социальная сферы труда. В ней отражены как общие требования, так и частные: профессиональная солидарность, индивидуальная ответственность, профессиональные долг и честь.

Главные принципы профессиональной этики

Принцип 1. Не занимайтесь тем, что не касается ваших планов на долгосрочную перспективу и не затрагивает интересов организации.

Принцип 2. Не выполняйте такую работу, о которой впоследствии нельзя будет рассказать.

Принцип 3. Избегайте такой деятельности, которая не будет укреплять взаимовыручку и поддержку в команде.

Принцип 4. Всегда действуйте в рамках закона.

Принцип 5. Старайтесь не делать того, что сами себе никогда не посоветовали бы.

Принцип 6. Избегайте причинения вреда со своей стороны тому обществу, в котором живете.

Принцип 7. Не совершайте поступков, которые могут причинить вред более слабым.

Принцип 8. Избегайте действий, ограничивающих свободу других.

Принцип 9. Не предпринимайте действия, которые могут помешать самореализоваться и развиваться другим людям.

Принцип 10. Предпринимайте действия, способствующие увеличению прибыли компании, не нарушая закон.

Принцип 11. Проявляйте внимание к окружающим вас людям, интересуйтесь другими.

Принцип 12. Называйте своих работников только по именам.

Принцип 13. Грамотно и продуманно распределяйте задачи между своими сотрудниками.

Принцип 14. Научитесь различным формам приветствия.

Принцип 15. Ставьте себя в положение другого человека и избегайте осуждения и высмеивания других людей.

Принцип 16. Старайтесь способствовать развитию и сохранению чувства собственного достоинства каждого подчиненного, поощряйте проявление инициативы и поиск нестандартных решений.

Принцип 17. Всегда внимательно слушайте своих собеседников.

Правила и нормы профессиональной этики

Любой новый сотрудник, недавно приступивший к своим обязанностям, мечтает о карьерном росте. Для многих он начинается с испытательного срока на какой-либо скромной должности или с работы в качестве стажера. Эти этапы являются очень важным временем, в течение которого у руководства и коллег складывается впечатление о новом члене коллектива. Во многом от этого начального шага и зависит дальнейшее продвижение сотрудника по карьерной лестнице.

Руководитель сотрудника позволяет ему подниматься по карьерной лестнице, назначая его на более ответственный пост или предлагая занять более высокую и значимую должность. Важной задачей самого человека на начальных этапах работы в новой компании становится понимание своего места в коллективе, четкое видение своих задач и обязанностей. Кроме того, свыкнувшись с иным для себя стилем труда на полученной должности, он должен уметь по возможности наиболее объективно оценить, какому профессиональному уровню соответствуют имеющиеся знания, умения и навыки.

Нередко помехами на пути карьерного продвижения становятся нарушения основ деловой и профессиональной этики. Существует немало факторов, оказывающих влияние на подъем по карьерной лестнице: то, как сотрудник позиционирует себя в коллективе, ведет себя на различных корпоративных праздниках и мероприятиях, как он общается с коллегами, одевается, говорит и т.д.

Все эти моменты имеют значение и для тех, кто мечтает занять твердое и стабильное положение в современных рыночных условиях, добиться поставленных перед собою профессиональных задач. Сегодня немаловажно знать основы деловой и профессиональной этики, принятые в других странах, поскольку во многих сферах успех компаний зависит от грамотно построенных международных связей и отношений. Часто бывает так, что нарушение правил деловой этики приводит к конфликтам или разрывам партнерских отношений, что влечет за собой потерю рынков сбыта и, как следствие, уменьшение доходов компании. Деловая этика находится в постоянном развитии и подвержена изменениям. В наши дни недостаточно просто проявлять доброжелательность и вежливость. Правила и нормы деловой и профессиональной этики отличаются некоторыми специфическими характеристиками.

Данные особенности профессиональной этики можно свести к пяти основным нормам в области бизнеса.

  1. Пунктуальность. Нарушение рабочего графика и халатное восприятие тайм-менеджмента мешает ходу рабочего процесса и выявляет работников, которые недостаточно ответственно подходят к выполнению своих обязанностей, снижает к ним доверие со стороны начальства. По-настоящему деловой человек владеет своим рабочим временем и умеет распланировать его до минуты. Согласно практике следует определить время на выполнение каждой рабочей задачи с некоторым запасом, поскольку всегда могут возникнуть неожиданные обстоятельства или помехи. Ответственный и надежный сотрудник просчитывает каждый свой шаг наперед, умело владеет временем, эффективно справляется с вынужденными помехами и способен гибко реагировать на неожиданные ситуации. У делового человека всегда есть собственный график, он старается в любых ситуациях придерживаться его или корректировать так, чтобы не снижать эффективность своей работы.
  2. Неразглашение информации. Недопустимо опубликование коммерческих тайн организации, а также сведений о личной жизни сослуживцев.Многие компании хранят секретные данные, касающиеся кадровых, технологических, управленческих и коммерческих процессов, которые не должны озвучиваться за пределами организации.
  3. Забота не только о себе, но и о других членах коллектива. Для достижения наибольшего успеха и эффекта в деятельности компании важно обращать внимание на мнения и взгляды всех участников бизнес-процесса (клиентов, партнерских фирм, рядовых покупателей). Рабочему процессу определенно будут мешать проявления со стороны сотрудников таких качеств, как эгоистичность, несдержанность, чрезмерная эмоциональность, нечестное ведение конкурентной борьбы, попытки достичь карьерного роста за счет интриг и заговоров внутри коллектива. Корпоративное общение должно строиться на принципах деловой и профессиональной этики, честности и взаимоуважения. Собеседники или оппоненты должны уметь принимать чужую точку зрения, даже если она категорично не совпадает с их собственной. Недопустимо оскорблять или унижать противоположную сторону. Любой грамотный и дальновидный бизнесмен знает, что в современных условиях рынка конкуренты в любой момент могут стать партнерами, поэтому нецелесообразно вести себя неэтично по отношению к сегодняшним соперникам.
  4. Деловой стиль. Крайне важно обращать внимание на свой выбор одежды и придерживаться чистоты, аккуратности, безупречности, строгого соответствия своей должности, скромности.
  5. Грамотное устное и письменное изложение мыслей. Это неотъемлемый навык деловых людей. Важно не только уметь искусно выражать свои мысли, используя устную речь, но и на письме соответствовать статусу образованного и грамотного делового человека. Талантливый бизнесмен обязательно позаботится о том, чтобы овладеть основами риторики — искусством выступать перед аудиторией и умением удерживать внимание публики. Следует уделить особое внимание четкой дикции, и в случае наличия проблем с произношением нужно поработать с логопедом над улучшением своей речи. Деловая речь не допускает использования разговорной и жаргонной лексики, сленга и оскорбительных оборотов и выражений. Крайне важное значение приобретают интонация и умение расположить к себе собеседников, в особенности это становится необходимым в общении с представителями других стран, а также с ключевыми партнерами и клиентами. Искусство грамотной речи также включает в себя умение слушать и слышать своих партнеров.

Для чего нужен кодекс профессиональной этики

Кодексы профессиональной этики работников закрепляют нормы и правила для представителей определенных специальностей. Правил профессиональной этики должны придерживаться как работающие по найму, так и самостоятельно практикующие сотрудники.

Существует мнение, что кодексы профессиональной этики работников необходимы для того, чтобы определять строгие рамки поведения специалистов при осуществлении их трудовой деятельности. Но кодексы зачастую решают более разнообразные задачи. Есть кодексы профессиональной этики, которые созданы лишь для того, чтобы зафиксировать какую-либо деятельность как определенную профессию. Другие же кодексы направлены на то, чтобы закрепить определенные качества и умения специалистов какой-либо одной профессиональной группы, к которым они обязаны стремиться (следует заметить, что чаще всего такие качества бывают слишком идеальными и недостижимыми). Третья группа кодексов профессиональной этики обладает чисто дисциплинарным и регулирующим характером, описывая минимальные правила, которых обязаны придерживаться члены той или иной специальности. В самом серьезном случае их невыполнения сотрудник может подвергнуться исключению из профессионального сообщества.

Также существуют кодексы, разработанные специально для того, чтобы закрепить правила и нормы деловой этики в определенной профессиональной группе. Встречаются и единые универсальные кодексы профессионального поведения, объединяющие в себе нормы и правила дисциплинарного и нравственного характера.

Если кодекс профессиональной этики создается с целью отделить одно определенное профессиональное сообщество от непрофессионального общественного контроля, которому подвергаются другие такие группы, то следует принять во внимание необходимость наличия следующих свойств у такого кодекса.

  1. Регулятивность или целенаправленность. В кодексе должны быть четко определены и разграничены положения: какие из них являются идеалами, а какие обладают дисциплинарным характером (при невыполнении которых следуют наказание или штраф). Кодекс профессиональной этики обязан регулировать поведение представителей определенной специализации, общество должно понимать и знать, что члены данной профессии подвергаются особым повышенным требованиям нравственного и дисциплинарного характера, что и отличает их от других направлений.
  2. Защита интересов представителей общества и тех, кого обслуживают представители данной профессии. Цель общества от предоставления автономии той или иной профессии должна заключаться в защите прав и интересов общества, а не в самообслуживании данной специальности. Некоторые правила (например, касающиеся установления размеров гонораров или ограничения рекламы) защищают профессию и противоречат интересам общества. Положения кодексов, препятствующие конкуренции внутри специальности, обычно не работают в интересах общества; они направлены на подчеркивание негативных, монополистических свойств профессии.
  3. Честность, объективность и точные формулировки. По-настоящему честный кодекс отражает в себе особенности и специфику профессии, объясняет, что именно требуется от членов данного сообщества, каким искушениям они могут быть подвергнуты при исполнении своих профессиональных обязанностей. Смысл предоставления автономии той или иной специальности заключается в том, что признается возможность специфических ошибок или недостатков, неэтичного поведения специалистов данной области. Если подобные случаи и возможности не отражены в кодексе , он не имеет действительной силы и теряет свою регулирующую функцию.
  4. Важно, чтобы кодекс не только контролировал, но и был контролируемым. Если профессиональное сообщество не способно доказать, что деятельность его членов управляется, то люди не будут доверять ему и не станут предоставлять автономное положение. В этом случае к данной группе будут предъявляться все те нормы, правила и законы, регулирующие ее деятельность, что и к представителям иных профессиональных обществ.

Многие профессии стремятся к тому, чтобы специалисты придерживались кодексов профессиональной этики и ориентировались на них в своей деятельности. Но кодексы при этом не являются судебными инстанциями. Нарушения норм и правил этики, закрепленных в профессиональном кодексе, чреваты лишь мерами дисциплинарного характера. Наиболее распространенный вид наказания — это порицание. А самым жесткой мерой является исключение из профессионального сообщества и наложение запрета на осуществление дальнейшей деятельности в рамках данной специальности. Данный процесс, как правило, широко освещается в СМИ и предается публичной огласке.

Многие профессиональные кодексы не содержат в себе описания проблем, с которыми приходится иметь дело некоторым специалистам. Чаще всего кодексы профессиональной этики имеют точные описания поведения работников по отношению к пациентам, клиентам, предпринимателям (в случае работы по найму), к обществу и к самой профессии. Однако как быть представителю специальности, если некоторые нормы и правила противоречат друг другу?

К примеру, как должен поступить трудящийся в компании врач, когда ему велят не разглашать информацию о росте показателей заболеваний сотрудников, связанных с работой? Являются ли его обязанности по отношению к обществу и по отношению к пациентам выше, чем обязанности по отношению к работодателю?

Помимо этого, в кодексах профессиональной этики нет указаний на то, какие должны быть предприняты действия, когда сама профессия нарушает нравственные нормы и правила.

Как профессиональная этика помогает решать этические дилеммы

Этические дилеммы могут возникать вследствие следующих причин.

  1. Противоречивость, заключающаяся в самой жизни. Человек стремится к правильному поведению, однако необходимость удовлетворения собственных потребностей толкает его на то, чтобы нарушать моральные нормы, выходить за рамки нравственности.
  2. Отсутствие «единственно верного решения», которое удовлетворяло бы всех. В этом случае очень трудно провести границу между «истинным» и «неправильным» решением.
  3. Определение целей компании и способов их реализации. Часто руководители ставят перед своими подчиненными заведомо ложные в нравственном плане задачи, однако бывают глубоко уверены в том, что способы их реализации могут соответствовать общепризнанным моральным правилам.
  4. Соотношение интересов личности и интересов общества. Чаще всего интересы личности стоят на первом плане.
  5. Если перед руководителем встает необходимость сделать выбор между духовными и материальными ценностями, он не всегда ориентируется на этические правила и нормы.

Различают несколько подходов к решению этических дилемм.

Подход 1.Утилитарный

Руководитель по мере своих возможностей делает выбор в пользу такого управленческого решения, которое приносит максимальную выгоду наибольшему количеству людей. Предварительно он анализирует его на эффективность воздействия в отношении заинтересованных сторон.

Подход 2.Индивидуалистический

Данный подход не получил широкого распространения в деятельности современных компаний, так как довольно часто он интерпретируется как принятие решения на основе стремления к личным целям руководителя. Однако на самом деле индивидуализм подразумевает под собой поведение человека, приносящее выгоду и ему самому, и окружающим его людям: ведь он предпринимает действия, которые соответствуют ожиданиям общества и принятым в нем нормам и правилам. При индивидуалистическом подходе будут допустимы те решения, которые приносят пользу в долгосрочной перспективе.

Подход 3.Морально-правовой

Если человек придерживается данного подхода в принятии своих решений, то он опирается на изначальные права и свободы, которые могут нарушаться или ограничиваться. Соответственно, правильное решение — это то, при котором учитываются и не нарушаются права заинтересованных сторон. Для того чтобы принимать управленческие решения, нужно учитывать следующие морально-правовые аспекты:

  • права на свободу согласия — оказание влияния и воздействия на других людей приемлемо исключительно при их разрешении на это;
  • право на частную жизнь — за пределами своего рабочего места человек имеет право принимать решения и действия, соответствующие его личным убеждениям и моральным ценностям. Сведениями, которые касаются сферы его личной жизни, он распоряжается по своему сугубо личному усмотрению;
  • право на свободу слова — человек обладает правом выражать аргументированную критику действий и поведения других людей с точки зрения юридических или этических норм;
  • право свободы совести — человек имеет право отказаться выполнять приказ, который противоречит его духовным убеждениям, религиозным взглядам или моральным установкам;
  • право на жизнь и безопасность — человек имеет право на защиту своей жизни, на безопасность и здоровье.

Подход 4.Концепция справедливости

Согласно концепции справедливости этически правильное решение будет основано на принципах честности, равенства и объективности. С точки зрения руководителя, можно выделить три вида справедливости.

  1. Распределительная. Фундаментом для отношений между начальством и рядовыми сотрудниками служат объективные критерии: к примеру, равное вознаграждение за определенный объем работ вне зависимости от того, какого пола сотрудник, выполняющий эту деятельность.
  2. Процедурная. Отношения руководства и подчиненных регламентированы четкими и честными принципами и правилами, которые объективно применяются в жизни.
  3. Компенсационная. За исключением тех событий, которые находятся вне зоны контроля и влияния руководства, начальник берет на себя ответственность по выплате компенсаций в случае причинения вреда или ущерба сотрудникам.

Полезный проверочный лист — это наиболее простой способ разрешить этическую дилемму. Заключается он в следующих шагах.

  1. Выявить, обозначить дилемму.
  2. Получить все возможные факты.
  3. Перечислить все возможные варианты выбора.
  4. Проверить каждый вариант при помощи трех вопросов: Будет ли это в рамках закона? Будет ли это правильным? Принесет ли это пользу?
  5. Непосредственное принятие решения.
  6. Проверить решение при помощи двух вопросов (проделать это стоит дважды): Какие чувства я испытаю, если о принятом решении узнает моя семья? Какие чувства я испытаю, если о принятом мною решении узнают СМИ и распространят информацию на широкую аудиторию?
Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль