Что управляет нами, когда мы общаемся с другими людьми

1748
Фото © Rodacentre
Фото © Rodacentre

По материалам Библиотеки «Главная мысль»


Всегда ли мы можем объяснить, почему реагируем на слова другого человека так, а не иначе? Вряд ли. Механизмы наших действий обычно скрыты от нас. И мы не отдаем себе отчета, почему нас задевают и вызывают внутреннее напряжение, казалось бы, безобидные слова и поступки.

Представьте ситуацию, что с вами не поздоровалась сотрудница из другого отдела, с которой вы почти не знакомы, но привычно обмениваетесь приветствиями и парой-тройкой общих фраз. И вдруг она ничего не отвечает на ваше «Доброе утро!» Как вы отреагируете? Вариантов может быть множество: безразличие («Какая разница, что у нее в голове»), возмущение («Какая невоспитанная!»), чувство вины («Наверно, я сделал что-то не так»), тревога («Надо выяснить, в чем дело»), спокойствие («Наверно, у нее просто плохое настроение»).

Почему реакции такие разные, и что говорит о нас каждая из них?  

Наша реакция на подобную ситуацию говорит о нашей принадлежности к определенному типу людей, а значит, помогает понять нашу ведущую модель взаимодействия с другими. Известный психолог Марина Мелия в своей книге «Успех – дело личное» условно обозначила эти модели как «комфорт», «превосходство», «желание нравиться», «контроль» и «автономность». Попробуем разобраться, в чем состоят их особенности.

Реакция № 1. Комфорт

Если с нами не поздоровались, а мы сознательно закрыли на это глаза и решили, что нам все равно, то, вероятно, нашей жизнью и нашими реакциями руководит стремление к удобству и комфорту. Для нас главное — сохранять спокойствие и по возможности не включаться в эмоционально напряженные ситуации. Наша реакция на молчание коллеги — это безразличие и абсолютное нежелание разбираться, «что, к чему и почему».

Люди, которыми руководит желание сохранить внутренний комфорт, как правило, уживчивы, неконфликтны и не слишком требовательны по отношению к другим. Рядом с ними окружающие чувствуют себя легко, свободно и непринужденно, потому что знают: их не будут грузить проблемами или высказывать недовольство.

Но у людей, ориентированных на комфорт, есть и свои «проблемные зоны». Им не хватает терпения, выдержки. Они хотят, чтобы все получилось сразу — «по щучьему веленью, по моему хотенью», совсем не умеют ждать и тяжело переживают, когда их потребности не удовлетворяются. Если возникает проблема, они даже не пытаются ее разрешить, а, напротив, отстраняются и умывают руки: «Я — пас!» Для них избегание — лучший способ минимизировать свои эмоциональные затраты. Такие люди не любят усложнять себе жизнь и брать на себя риски и ответственность: «Зачем мне лишняя головная боль?» В трудный момент они вряд ли придут на помощь, ведь для этого надо сближаться с другими и тратить на них свою энергию. Они скорее предпочтут держаться на безопасной дистанции.

Реакция № 2. Превосходство

Если молчание коллеги сильно задело наше самолюбие и стало причиной раздражения, значит, для нас прежде всего важно чувство собственного превосходства. Когда нам кажется, что на наш авторитет кто-то «посягает», мы расцениваем это как попытку нас унизить. Поэтому поведение коллеги мы воспринимаем как проявление высокомерия: «Она всем своим видом показывает, что я для нее пустое место… она просто решила меня не замечать».

Желая продемонстрировать себя и показать свою уверенность, такие люди могут вести себя как всезнайки. Часто они категоричны в своих высказываниях и не восприимчивы к другим точкам зрения. Спорить с ними очень трудно. Они пытаются доминировать и навязывать свое мнение, никогда не сомневаясь в том, что последнее слово должно остаться за ними. Они «всегда правы», поэтому с трудом выносят любое замечание в свой адрес и любую критику, даже вполне конструктивную. Такие люди боятся опростоволоситься, и если не чувствуют себя готовыми к какой-то ситуации, то с трудом решаются в нее войти. Они не хотят ошибиться и оказаться виноватыми, ведь тогда их «рейтинги» резко упадут.

Но у тех, кто во главу угла ставит свое превосходство, есть и позитивные аспекты поведения. Они умеют быстро всех организовать, и в этом смысле окружающим с ними комфортно: «Есть за кем идти». Таких людей отличают большие амбиции, смелость и упорство в достижении целей, готовность брать ответственность на себя. Желание самоутвердиться помогает им быть лидерами и вести за собой других. Они могут с легкостью начинать новые проекты и вносить предложения, которые получают всеобщую поддержку.

«Генеральный Директор» сделан вами и для вас. Спасибо, что вы с нами

Реакция № 3. Желание нравиться

Если с нами не поздоровались в лифте, а мы приняли это на свой счет и решили, что чем-то провинились и почему-то настроили человека против себя, значит скрытым механизмом наших действий является желание нравиться. Нами руководит стремление вызвать симпатию у других и заслужить их расположение, сделать то, что они непременно одобрят, а если повезет, даже восхитятся. При этом мы все время пытаемся соответствовать чьим-то ожиданиям и стараемся общаться так, чтобы нас принимали и ценили.

Люди, которыми управляет желание нравиться, боятся быть отвергнутыми и пытаются избегать ситуаций, когда они могут кого-то обидеть, расстроить, разозлить. Поэтому зачастую они не умеют отказывать, не могут сказать «нет». Такие люди общительны, они хорошо чувствуют потребности и желания других людей, почти безошибочно считывают их настроение. Их воспринимают как хороших товарищей, щедрых и солидарных, дружелюбных и достаточно дипломатичных, способных быть гибкими и находить компромисс.

Возможно, им не хватает самоуважения, поэтому нередко они «симметрично» недополучают уважения от других. У них нестабильная самооценка: она колеблется в зависимости от того, как на них отреагировали, одобрили или не одобрили, оценили или нет. Они далеко не всегда уверены в своих силах и способностях, в том, что справятся с полученным заданием и не вызовут нареканий. Чтобы действовать более решительно и не теряться, они постоянно нуждаются в помощи и поддержке со стороны, поэтому вряд ли способны к самостоятельной работе. Они так «завязаны» на мнении окружающих и так зависят от их оценок, что слишком часто тревожатся и слишком многое трактуют не в свою пользу: «Наверно, я что-то сделал не так».

Реакция № 4. Контроль

Если с нами по непонятным причинам не поздоровалась коллега, и мы решили разобраться, в чем дело, расставив все точки над i, значит, наши действия и реакции связаны с внутренней необходимостью контроля. Чувство неопределенности для нас - самое тяжелое испытание.

Люди, которым всегда необходимо держать ситуацию под контролем, заботятся о том, чтобы по всем вопросам иметь четкие соглашения и договоренности. Обычно они сдержанны в общении, контролируют эмоции и говорят только то, что думают, а не то, что чувствуют. Прежде чем что-то сказать или сделать, они взвешивают все «за» и «против». Им трудно доверять окружающим: они не могут допустить, чтобы кто-то воспользовался их доверчивостью и пытался ими управлять.

У таких людей есть несомненные плюсы: они способны быть лидерами и хорошими организаторами. Они пунктуальны и педантичны, расчетливы и осторожны. Если нужно, могут проявить настойчивость. Они готовы брать ответственность на себя, но при этом стараются избегать больших рисков.

Если говорить про негативные аспекты, то перфекционизм и боязнь ошибок мешают им раскрыть свой творческий потенциал. Перебарщивая с контролем и самоконтролем, они могут не обращать внимания ни на свои чувства, ни на чувства других. И все-таки с ними приятно иметь дело, потому что они надежны и предсказуемы, у них все четко продумано и спланировано — рядом с ними можно ни о чем не беспокоиться.

Реакция № 5. Автономность

И наконец, последний, пятый вариант. Мы спокойно отреагировали на молчание коллеги, не отнесли это на свой счет, а просто подумали: «Наверно, у нее плохое настроение, и она сосредоточена на себе». Мы понимаем, что у каждого — свои проблемы, и прекрасно отдаем себе отчет в том, что не все в этой жизни крутится вокруг нас и не все от нас зависит. Да и сами не стремимся участвовать во всех событиях, которые происходят вокруг. Чувствуя свою самодостаточность, мы держимся независимо и автономно. Тогда наша реакция — это проявление деликатности и невмешательство в мир другого. Отношения в данном случае симметричны: «Вы не обращаете на меня внимания, и я соблюдаю дистанцию, не задавая лишних вопросов».

Анализируй это!

Поняв скрытые механизмы своих действий, мы сможем лучше разобраться в себе и решить, хотим мы в себе что-то менять или, наоборот, нас все устраивает. И тогда уже будем спокойнее относиться к своим поступкам и в то же время сможем их корректировать. Обычно мы не думаем, как надо реагировать — многие наши реакции мгновенны и спонтанны: коллега не поздоровалась — и в голове сразу же пронеслась мысль — у каждого своя. Но как только эта мысль появилась, надо ее зафиксировать — и, конечно, разобраться: а что, собственно, произошло? Как мы отреагировали? И почему? Тогда многое для нас станет ясно, и прежде всего наша ведущая коммуникативная модель. А кроме того, мы поймем, почему наши собственные слова и поступки вызывают у других те или иные реакции. И значит, сможем строить свои взаимоотношения более осознанно.

Прочитать книгу Марины Мелия «Успех – дело личное», материалы которой использованы в этой статье, вы можете в нашей Библиотеке «Главная мысль» всего за 15 минут. 

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль