text
Генеральный Директор

Выбор биллинга для оператора связи: на что обратить внимание

  • 15 октября 2015
  • 2982
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Андрей Ермишин, Руководитель департамента управления сети компании «Эзервей»


В этой статье я расскажу, как выбрать биллинг и дам несколько советов руководителям, на что обращать внимание при выборе таких систем. 

Определенное время мы проработали на биллинге Netup UTM5 — весьма популярном на то время (2010 год) решении. Однако этот инструмент не удовлетворял гас некоторым критичным для нашего бизнеса требованиям в части стабильности работы, масштабируемости, гибкости инфраструктуры и контроля рисков.

В результате риск получить ущерб от проблем в работе с не совсем подходящим нам биллингом стал слишком существенным. В этот момент мы приняли решение перейти на другую систему.

«Нет» самописному софту

Ранее у нас уже был опыт разработки специализированного ПО для нужд операторов связи, поэтому мы представляли себе все сложности самостоятельного создания биллинговой системы.

Это долгий и ресурсоемкий процесс, который сопряжен с серьезными рисками. Проблемы могут возникнуть и при очередной смене широко применяемых технологий (переход с PPP на IPoE, внедрение BRAS), и при необходимости обновления системы, которая при самостоятельной разработке неизбежно будет содержать те или иные «костыли», помогающие «заточить» ее под выполнение конкретных нужд.

В случае ошибки в работе биллинга, виноваты его разработчики, которые и будут решать проблему, но если разрабатывал систему ты сам, то вся ответственность ложится на тебя.

Требования к системе

Прежде чем приступать к изучению биллинговых систем, представленных на рынке, мы сформулировали требования, которым должен соответствовать выбранный продукт.

Прежде всего важна надежность (биллинг не должен «падать» даже при возникновении пиковых нагрузок, теряя информацию о платежах или оказанных услугах), производительность и прогнозируемая масштабируемость, наличие открытого API, а также гибкость настроек тарифных планов и прочих сервисов.

Задача биллинга понятна — система «переводит» активность абонентов в деньги. Также биллинг помогает решать и маркетинговые задачи — надежность работы и гибкая тарифная политика являются конкурентным преимуществом, на которое можно делать ставку при привлечении клиентов.

Также нам важно было обойтись без лишних потрясений в процессе переезда — переходить на новый биллинг, чтобы затем сталкиваться со сбоями, недовольством и оттоком абонентов, совершенно не хотелось.

Как искать

Проблема выбора биллинга встала перед нами несколько лет назад. Чтобы выбрать подходящее нам решение, мы изучили большой объём доступной в Сети информации. Данных было много, однако все они находились в разных местах — статьи, форумы, блоги.

Чтобы оценить адекватность разработчиков того или иного решения мы вступали с ними в переписку на форумах, задавали вопросы, анализировали качество ответов и их оперативность.

Кроме того, мы опрашивали коллег-операторов, интересуясь их отзывами о различных системах биллинга, с которыми им довелось поработать.

Итоговый выбор и впечатления

По результатам анализа информации мы выбрали биллинг «Гидра». Помимо этой системы мы рассматривали также продукты «Старт IP», Lanbilling и Onyma Billing.

Конечный выбор мы остановили на другой системе по нескольким причинам — Lanbilling показался нам аналогичным уже использующемуся Netup UTM5, разработчики из «Старт IP» не слишком охотно шли на контакт и запросили за свой продукт слишком большую сумму, а представители Onyma не слишком развернуто отвечали на технические вопросы — это заставило нас опасаться, что при возникновении проблем в будущем «достучаться» до технических специалистов будет сложно. Кроме того, не все из опрошенных нами коллег положительно отзывались о некоторых из представленных систем.

На момент выбора «Гидра» была новинкой на рынке, однако нам понравилась адекватность и скорость ответов разработчиков по электронной почте. Еще одним преимуществом стала возможность получения помощи при миграции на новую систему, а также готовность разработчиков идти навстречу клиентам в вопросах оплаты.

Также большую роль в принятии решения о внедрении «Гидры» стала хорошая архитектура системы, наличие промышленной системы хранения данных (СУБД Oracle), наличие круглосуточной поддержки и регламента по срокам реагирования.

Плюсом стало и наличие возможность создания гибких тарифов — после внедрения новой системы мы смогли предложить клиентам большое количество индивидуальных тарифов, а наши менеджеры по продажам не запутались в них.

В работе любого сложного программного обеспечения бывают проблемы, это неизбежно. Главное, чтобы эти проблемы оперативно и качественно решались — примерно в 97% случаев неполадок разработчики биллинга справлялись быстро, особенно это относится к проблемам, критичным для бизнеса.

Еще 3 совета по выбору биллинга

В заключение несколько советов, которые помогут сэкономить время и сделать более продуманный выбор биллинга.

1. НЕ смотрите на цену, поскольку биллинг — это инструмент, с помощью которого компания зарабатывает. Существует поговорка о том, что «стоимость часов успешного мужчины должна быть не меньше его месячного дохода», так же и с биллингом — это не та вещь, на которой стоит экономить.

2. Важно доверять своим специалистам — именно им и предстоит эксплуатировать выбранную систему, так что крайне важно, чтобы у представителей ИТ-службы сложилось взаимопонимание с разработчиками биллинга. Если этого удастся достичь, это позволит значительно повысить эффективность работы и скорость решения проблем.

3. Опыт других пользователей может быть полезен — не стоит стесняться спросить коллег, которые уже работали с конкретной системой, об их впечатлениях. Отзывы действующих пользователей биллинга — это возможность получить реальное представление о качестве работы. Однако важно не забывать о том, что специфика бизнеса разных компаний может отличаться.

И самое главное, помните, что биллинг — финансовый инструмент, которые решает конкретные задачи, а не система «все в одном». Многие ошибочно считают, что биллинг должен уметь считать деньги, мониторить состояние оборудования и заменять собой бухгалтерию. Предъявление таких завышенных требований чревато долгими и безуспешными поисками системы для внедрения, в результате чего бизнес может недополучить прибыль из-за проблем с текущим решением.

Выбор биллинга для оператора связи: на что обратить внимание

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 10 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.