Показатели макроэкономического развития, которые обязан отслеживать каждый бизнесмен

3499
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Ваши коллеги из разных секторов экономики рассказали, какие показатели макроэкономического развития они отслеживают.

Все руководители должны знать цены на нефть, курс рубля и кредитную ставку

Максим Авербух, Генеральный Директор компании «Электромет», Москва

Чтобы ориентироваться в текущей ситуации, Генеральному Директору нужно вести регулярный мониторинг изменений как минимум трех базовых макроэкономических показателей. Они имеют универсальный характер, поэтому могут применяться практически в любом секторе экономики и в любой период – стабильный или кризисный.

1. Цены на нефть. Стоимость нефти непосредственно влияет на курс национальной валюты. Кроме того, этот показатель позволяет оценить государственный бюджет, больше чем наполовину состоящий из нефтяных денег. Последние 15 лет отечественная экономика (а следовательно, и бизнес) напрямую зависит от бюджета, точнее, от государственных программ, которые из него финансируются. Так, если деньги на финансирование какой-либо федеральной программы перечисляются не в апреле, а в июне, то в экономике начинается дикий финансовый голод, и компании испытывают недостаток средств. Например, в текущем году мы наблюдаем кризис неплатежей из-за задержки бюджетного финансирования, который по цепочке негативно сказывается на предприятиях любого масштаба.

2. Курс рубля. Данные о курсе национальной валюты позволяют определять покупательную способность населения. Чем ниже покупательная способность, тем острее конкуренция между отечественными и иностранными компаниями, выпускающими аналогичную продукцию.

3. Средневзвешенная кредитная ставка. Прожить без кредитов очень сложно, особенно промышленным предприятиям. Постоянный мониторинг кредитных ставок поможет подобрать наиболее выгодный вариант для своей компании. Данные о средневзвешенной кредитной ставке можно получить на сайте Центробанка России.

Показатели макроэкономического развития, которые обязан отслеживать каждый бизнесмен

Работая в России, директору важно знать динамику потребления нефти и газа в других странах

Дмитрий Потапенко, Управляющий партнер группы компаний Management Development Group Inc., Москва

Выступая на конференциях, я прошу поднять руки тех руководителей, у которых есть план продаж в товарном выражении продукции до следующего года. Обычно таких меньше 10%. А это еще не макроэкономика, а обычное планирование работы компании. Количество Генеральных Директоров, которые задумывались бы о показателях макроэкономического развития еще меньше. По моим наблюдениям, руководители малого и среднего бизнеса в России фатально не разбираются в изменении макроэкономических показателей, иногда даже не различая ВВП на душу населения и медианное ВВП.

Я, как руководитель бизнеса в России, обращаю внимание на динамику добычи нефти и уровень потребления основных энергоносителей американскими, европейскими и китайскими компаниями. Потому что российская сырьевая экономика напрямую зависит от потребления основными странами нефти, газа и электричества. В меньшей степени я обращаю внимание на динамику цен на нефть, поскольку этот показатель часто имеет спекулятивный характер и не отражает объективной ситуации.

Работая на зарубежных рынках (Бельгия, Чехия, Китай), я смотрю на другие показатели макроэкономического развития, важные для конкретной страны. В первую очередь речь идет о потребительских индексах, таких как изменение уровня средней заработной платы по регионам и индекс потребительских цен.

Важно следить за динамикой экономических показателей, чтобы успеть принять меры по спасению бизнеса

Дмитрий Несветов, Президент группы компаний «Диана», Москва

Руководителям предприятий, работающих в розничной торговле и сфере услуг (как и во всех конкурентных рыночных сегментах), следует обращать внимание на изменение ряда макроэкономических показателей и учитывать их при принятии оперативных и перспективных решений. Расскажу о главных из них.

Динамика экономического роста (ВВП во всех разрезах), как фактическая, так и прогнозная. Главный показатель состояния экономики, отражающий ее основные тренды на ближайшую перспективу. От этого во многом зависит принятие решений о расширении (или не расширении) линейки и инфраструктуры предложения, наращивании темпов развития бизнеса в целом и изменении параметров конкурентной и потребительской стратегии. Если динамика роста стабильно отрицательная, то, скажем, с планами региональной экспансии с высокими рисками следует повременить.

Платежеспособный спрос. Этот показатель макроэкономического развития, в частности, отражается в динамике номинальных и реальных доходов населения. Если спрос и доходы падают, полезно изменить структуру предложения в пользу бюджетных, более доступных потребителю позиций с акцентом на товары и услуги, имеющие признаки неэластичности и менее зависимые от средней динамики текущего спроса.

Динамика объемов розничных продаж в отраслевом и региональном разрезе. Кроме общей тенденции, эта группа показателей фиксирует глубину спада продаж в разных сегментах, которые могут не одинаково реагировать на общий отрицательный тренд (а могут и вовсе не реагировать). Этот анализ позволяет Вам заблаговременно пересмотреть структуру расходов (если отрицательные тренды в своем сегменте значительны) и продумать механизмы продвижения предложения в те сегменты и регионы, которые оказались более устойчивыми на фоне общего спада.

Инфляция. Не оказывает прямого влияния на объемы продаж, однако имеет колоссальное воздействие на потребительские ожидания, которые определяют платежеспособный спрос. Инфляционный удар по ценам первых нескольких месяцев 2015 года резко изменил структуру потребления и потребительские предпочтения в целом в сторону самого необходимого и заставил покупателя замереть в ожидании. Вырвать его из этого оцепенения стоило немалых усилий (в форме специальных акций и прочей экстренной активности по дополнительному продвижению). А ведь то, что удар случится, было ясно еще в конце 2014 года. Кроме того, инфляционные ожидания важны для формирования параметров ценовой политики. Инфляцию издержек никто не отменял, поэтому своевременная и аккуратная ценовая коррекция – залог сохранения рентабельности на допустимом уровне.

Курсы валют. Некоторое время назад, когда не было резких скачков валютного курса, этот показатель был второстепенным. Теперь же руководитель вынужден постоянно следить за курсом национальной валюты, потому что ее текущая покупательная способность (что, среди прочего, и отражает курс) напрямую влияет на потребительские ожидания и потребительский выбор. Мало того, валютный курс – принципиальный показатель для предприятий, имеющих значительную импортную составляющую в расходах, поэтому его динамика – основание для принятия решений по оптимизации этой части расходов, вплоть (если это возможно) до полного отказа от импортной составляющей.

Показатели макроэкономического развития, которые обязан отслеживать каждый бизнесмен

Кроме перечисленных, я бы порекомендовал также следить за некоторыми второстепенными (но тоже важными) показателями.

Динамика инвестиций в экономику в региональном и отраслевом разрезе. Объем инвестиций – показатель здоровья и перспективности конкретного сегмента рынка (или наоборот). Капитал приходит туда, где он видит положительные перспективы. Этот факт надежнее любой абстрактной аналитики.

Кредитно-финансовая политика государства. В настоящее время кредиты бизнесу практически недоступны. Стоит следить за изменением ситуации в этой сфере, например за пересмотром ключевых ставок, утверждением новых кредитных нормативов регулятора для банков, принятием специальных программ и пр. Всем предприятиям, работающим в реальном секторе, требуются финансовые ресурсы – как на развитие, так и на элементарное пополнение оборотных средств. Их отсутствие – крайне болезненная тема для бизнеса, поэтому она требует особого внимания.

Государственная тарифная политика. Российская экономика в значительной степени монополизирована, и, к сожалению, тарифы госмонополий зависят исключительно от воли экономических властей. Бизнес на эту волю повлиять вряд ли может, но представление о тарифной политике дает возможность руководителям компаний вовремя скорректировать структуру расходов и постараться смягчить удар очередного повышения тарифов.

Изменение законодательства. Это, прямо скажем, не экономический показатель, но его влияние нельзя не учитывать. Некоторые инициативы заметно сказываются на бизнесе. Так, введение торгового сбора в Москве сильно отразилось на инфраструктуре предложения товаров и структуре расходов компаний. Другой пример: недавняя инициатива Минфина по изменению правил использования контрольно-кассовой техники также вынудит бизнес многое пересмотреть в своих будущих издержках.


Максим Авербух в 1995–2005 годах работал в российских банках (Тверьуниверсалбанк, Собинбанк, Юникбанк), затем возглавил завод «Электромет». Известный блогер, пишущий на экономические темы (rusanalit.livejournal.com), автор ряда публикаций в журнале «Генеральный Директор».

Дмитрий Потапенко окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Имеет две степени МВА, полученные в Университете штата Калифорния (Хейуорд, США) и во Всероссийской академии внешней торговли при Минэкономразвития и торговли РФ. Работал на позиции топ-менеджера в компании Grundig GmbH, на Московском экспериментальном заводе древесностружечных плит и деталей, в ГК «Логос», а также в сетевых компаниях «Пятерочка» и «Карусель».

Дмитрий Несветов окончил социологический факультет и аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова. Один из создателей и организаторов Российского общества социологов. С 1991 года – совладелец и Генеральный Директор консалтинговой группы «Инновационные системы». С 1992 года – исполнительный директор центра «Возрождение предпринимательства». С 1994 года – совладелец и управляющий менеджер в ГК «Диана». С 2003 года – Генеральный Директор, с 2005-го – вице-президент, с 2009-го – президент ГК «Диана». Член подкомитета бытового обслуживания Торгово-промышленной палаты РФ. В 2011 году возглавил Комитет по бытовому обслуживанию в Московском городском отделении «Опоры России». Член совета МГО «Опоры России».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль