Развитие предприятия: 3 стратегии увеличения оборота в кризис

3515
Фото © Flickr
Фото © Flickr

Три компании рассказали нам, какие шаги помогают развитию предприятия в условиях кризиса. Как сегодня не просто выживать, но и увеличивать оборот.

Чтобы эффективно работать, нужно быть гибким

Вадим Арутинов, Заместитель Генерального Директора компании «Юнител Инжиниринг», Москва

Несмотря на трудности, в первую очередь отсутствие дешевых кредитов, российские предприятия получили шанс для развития в кризис. Естественно, в этих условиях усиливается роль государства, и поэтому встает вопрос, насколько оно способно поддерживать отечественных производителей. Конечно, импортозамещение – это не сиюминутный процесс. Между тем можно проследить интересные тенденции.

Международные компании становятся все более отечественными. Растет уровень локализации производства международных брендов, например в автомобильной или мебельной промышленности (сеть «ИКЕА»). Конечно, эти процессы начались не сегодня, и нельзя сказать, что они происходят исключительно благодаря санкциям или антисанкциям. Другое дело, что в сложившейся ситуации государство заинтересовано в дальнейшем углублении данной тенденции, а значит, российские производители имеют шанс продвигать свою продукцию по конкурентным ценам.

Государственная поддержка. Недавно при Минпромторге создан Фонд развития промышленности (www.rftr.ru/fund), задача которого – предоставление льготных коммерческих кредитов в размере 5% годовых преимущественно промышленным предприятиям среднего бизнеса. Деньги выдаются для поддержки и развития местного производства, тем самым они должны способствовать снижению доли импортных аналогов. Теоретически кредиты получить несложно: на сайте министерства подробно расписана вся процедура. Но чтобы реально претендовать на подобное льготное финансирование, нужно в течение трех–пяти лет окупить его, получив гарантированные заказы от других предприятий или ведомств. То есть найти заказчиков, которые заранее заключат долгосрочные договоры с предприятием на закупку продукции, которая будет производиться в течение трех–пяти лет. Сделать это крайне проблематично, ведь в роли таких заказчиков могут выступать в основном крупные госкомпании, которые не заинтересованы заключать долгосрочные договоры, предпочитая подписывать контракты исключительно под реализацию определенных проектов на относительно короткое время, в среднем на год-два. Конечно, они занимаются долгосрочным планированием, но продукцию среднего бизнеса обычно не учитывают.

Комплексный подход – наиболее эффективное направление. Наша компания производит энергетическое оборудование. Пока импортные комплектующие составляют 30–50% в зависимости от вида выпускаемой продукции. Мы не ограничиваемся производством. Приходится заниматься и выполнением проектов «под ключ»: от разработки, производства, монтажа и наладки оборудования до технического обслуживания на объекте. Такой комплексный подход – наиболее перспективное направление, которое поощряется крупными заказчиками, и мы вынуждены идти по этому пути. Но иногда можно выполнять лишь одну операцию, например, заниматься исключительно производством. В нынешней ситуации необходимо проявлять гибкость.

Примеры удачного развития предприятия в условиях кризиса

1. Малое предприятие «Сенсор» из Екатеринбурга планирует увеличить производство на 35% до 2017 года, поскольку выпускаемая компанией промышленная электроника востребована как импортозамещающая. По качеству она не уступает зарубежным аналогам, а по стоимости дешевле  на 30–50%. К тому же клиенты, заказывая в России, экономят на логистике.

2. Компания «Катод» из Новосибирска изготавливает электронно-оптические преобразователи для приборов ночного видения. В 2014 году объемы производства увеличились на 30%, в 2015-м планируется рост еще на 30%. Главные потребители продукции: Минобороны РФ и Китай.

3. Томская фабрика «Царина» выпускала мягкие игрушки, детский трикотаж, постельные принадлежности и домашнюю обувь. С 2016 года первым в России предприятие начинает производство трикотажного полотна. Стоимость проекта – более 150 млн руб.

4. Руководство комбайнового завода «Ростсельмаш» предполагает до 2017 года перенести часть мощностей по сборке тракторов семейства Buhler Versatile из Канады в Ростов-на-Дону. Причина – изменившаяся конъюнктура российского рынка сельхозтехники и выросший курс доллара, который ранее делал производство тракторов за океаном более рентабельным. При этом техника «Ростсельмаша» начала пробивать себе дорогу на рынках Великобритании, Германии, Ирана и других стран.

Развитие предприятия: 3 стратегии увеличения оборота в кризис

Чтобы развивать предприятие в кризис, нужно применять нестандартные подходы

Марина Блудян, Председатель совета директоров НПО «Феникс», Москва

Отечественная промышленность по-прежнему зависит от импорта. Это касается и оборудования, и запчастей, и расходных материалов. Существует «кассовый разрыв», когда предприятие продало продукцию, а деньги за нее еще не пришли. А ведь нужны финансы для текущей деятельности. Приходится брать краткосрочные кредиты. Серьезные планы в такой ситуации невозможны. Чтобы выжить, нужно использовать нестандартные методы. По некоторым прогнозам, продержаться нужно до пяти лет.

Договариваемся с коллективом. Руководство должно быть в постоянном контакте с персоналом, рассказывать о проблемах и перспективах развития. Иногда, и это не секрет, приходится «кредитоваться» теми средствами, что есть под рукой. Так, некоторые директора с согласия коллектива задерживают зарплату, а затем выплачивают ее с бонусами. Законодательством такая практика запрещена. Возможно, в кризисное время было бы целесообразно узаконить подобные коллективные договоренности.

Используем «традиционные» способы финансирования. В этом нет ничего страшного, но директора опять перешли на использование дополнительного финансирования за счет личных бюджетов. Конечно, это не рыночный способ получения денег для бизнеса, но он помогает выжить и даже развиваться.

Выстраиваем доверительные отношения с дилерами. Необходим постоянный контакт с клиентами и ведение бизнеса по принципу «Не прибыль, а выживание!». Регулярное общение с дилерами позволяет донести до них основную информацию о положении компании. И такая стратегия доверия приносит плоды: дилеры с пониманием относятся к ситуации и делают предоплату. Более того, они выступают в роли своеобразных инвесторов, оплачивая проекты, в которых заинтересованы.

Выходим на потребителя, минуя дилеров. Этим направлением мы только начали заниматься, но в среднем бизнесе оно пока развито слабо, нет полезного опыта других компаний, и тем не менее отечественным производителям, особенно малым и средним компаниям, стоит обратить на него внимание. Например, мы сами выходим на других смежных производителей и предлагаем прямым потребителям совместные продукты.

Выводы. Бизнес готов экономить на всем, но с подобным требованием он обращается и к государству. Необходима новая экономическая политика по отношению к предпринимателям. Нужно провести ревизию контрольно-надзорных органов и их функций и существенно пересмотреть сами требования. Банки должны поддерживать отечественного производителя.

Как в кризис увеличить свою прибыль минимум на 1/4

Ксения Свирида, Исполнительный директор компании «Техногаз», Москва

Наш рынок (строительство и производство для строительства) весьма конкурентный даже в спокойные времена, а в кризис компании этого сегмента чувствуют себя, как корабли во время бурного шторма. Чтобы выжить, нужно постоянно меняться.

Кооперируйтесь с коллегами. Сегодня наблюдается активное выдавливание из нашего сегмента малых и средних компаний. Мы решили расширить собственное производство, и к нам очень кстати обратилась компания, находившаяся в предбанкротном состоянии. У них было именно то оборудование, которое мы хотели приобрести. На выгодных для всех условиях мы стали одной компанией, увеличив объем производства на 23%.

Аутсорсинг. Что лучше: собственный автопарк или водители на своих машинах? Первый вариант представлялся нам более правильным решением. Однако практика показала, что это не так. Конечно, на первый взгляд тяжело найти специалистов со своим оборудованием, но рынок водителей сейчас находится в непростом положении. Итак, мы оставили одну собственную машину и наняли водителей. Около 15% компания точно выиграла.

Гибкая система оплаты. В начале года наши акционеры полагали, что клиенты должны быть аккуратными в оплате. Да, компания получала стабильный доход на все, кроме развития, но ежемесячно теряла прибыль. В итоге около 36% клиентов перешли к конкурентам. Поэтому советую Вам дифференцированно подходить к счетам Ваших клиентов.

Развитие предприятия: 3 стратегии увеличения оборота в кризис

Развитие предприятия: 3 стратегии увеличения оборота в кризис


Вадим Арутинов окончил Московский авиационный иститут им. Серго Орджоникидзе по специальности «системы управления летательных аппаратов», Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности «прикладная математика». С 1981 по 1992 год служил в Вооруженных cилах. Затем работал на руководящих должностях в компании «ИнфоТеКС», в международных корпорациях ABB, Alcatel. Возглавляет Комитет по промышленности московского отделения «Опоры России».

Марина Блудян окончила Московский автомобильно-дорожный институт, Академию внешней торговли СССР, окончила курсы в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Работала на руководящих должностях в компаниях «Новоэкспорт», «Научно-техническая лаборатория», «Чернобыль-V», в Московском учебно-производственном предприятии №10 ВОС и др. Вице-президент организации «Опора России». Автор и обладатель 18 российских и пяти международных патентов на изобретения.

Ксения Свирида окончила МАИ им. Серго Орджоникидзе по специальности «конструирование и технологии микропроцессорной техники», Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит». Работала в компаниях Tekta Group, «Линейные системы».

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль