Как действовать в кризис: залечь на дно или активно развиваться

1018
Фото © Flickr
Фото © Flickr

Ищите наш канал Telegram @gd_ru


Эксперты предлагают не отчаиваться и дают советы, как действовать в кризис.

Если компания думает только о выживании, то это не бизнес, и его стоит закрыть

Сергей Зеленов, Управляющий партнер компании Green Group, Москва

Этот кризис будет глубже предыдущих и длиться будет дольше. Если кризис 2008–2009 годов удалось преодолеть активным вливанием денег, то в нынешней ситуации эта мера не поможет из-за волатильности курса рубля и нашей серьезной финансовой зависимости от зарубежных стран. Главные негативные признаки текущего момента таковы:

  • снижение выручки большинства компаний малого и среднего бизнеса в связи с падением покупательской способности;
  • ограничение доступа к кредитам из-за высокой ставки;
  • банкротство компаний, рост безработицы даже среди квалифицированных специалистов;
  • отсутствие у части важнейших отраслей (например, производственных) возможности долгосрочного инвестирования;
  • сложное положение компаний, имеющих кредиты в валюте.

Основными рисками для бизнеса я считаю увеличение числа налоговых проверок и усиление налоговой нагрузки. Государство старается активнее консолидировать бюджет, собрать недостающие средства, и финансовая нагрузка на бизнес все время растет. Работу компаниям осложняет и резкое усиление конкуренции. Возможно, соседний магазин, с которым вы мирно сосуществовали, начнет демпинговать и ваши покупатели уйдут туда.

Как бизнесу выжить

  1. Пересматривать и оптимизировать расходы. Пересмотр не должен противоречить стратегическим задачам компании: в них следует продолжать инвестировать, однако более умеренно.
  2. Выстраивать отношения с партнерами так, чтобы избегать кассовых разрывов и отсутствия ликвидности. В первую очередь необходим план поступления и расходования денег, который надо жестко отслеживать. Если возможно, сокращайте сроки предоставляемого партнерам товарного кредита или, например, уменьшайте партию товара, передаваемого в кредит. Чаще всего компании банкротятся не из-за низкой доходности, а из-за кассового разрыва, который не в состоянии преодолеть.
  3. Пытаться занять большую долю рынка или хотя бы сохранить имеющуюся, в том числе за счет разумной ценовой политики. Следует сконцентрироваться на более доходных секторах. Например, если Вы одновременно торгуете в высоком и среднем ценовых сегментах, стоит перенаправить деньги из luxury-сектора в средний. В первом спрос будет снижаться, и останутся игроки, которые уже заняли большую долю рынка, а быть одним из многих поставщиков в кризис невыгодно.

Еще несколько тактических рекомендаций. Во-первых, планировать развитие компании на год вперед, иметь хотя бы два сценария развития. Во-вторых, избавляться от балласта. Если один из трех магазинов, пусть и расположенный в отличном месте, не приносит прибыли, его надо закрыть. В кризис на первом месте рентабельность, а не престижность. В-третьих, обязательно работать с персоналом, бороться за сплоченность команды. В-четвертых, ежедневно отслеживать текущее состояниее бизнеса, обращайте внимание на себестоимость, на план поступления и расходования денег. Если собственник видит, что может выйти из дела в плюсе, а дальнейшее вкладывание в компанию приносит лишь убытки, бизнес стоит продать. Хотя сейчас это проблематично.

Готовьтесь к худшему, тогда пережить трудности будет легче

Илья Сачков, Генеральный Директор и основатель компании Group-IB, Москва

В ноябре подорожали товары, которые связаны с иностранной валютой, однако затем произошло подорожание товаров, которые с валютой абсолютно не связаны. Это новый опыт для предпринимателей: управлять в кризис при обесценивании национальной валюты, при непростом отношении к российским компаниям в мире. Вот что следует, на мой взгляд, делать директорам.

1. Повторить меры, используемые в кризис 2008–2009 годов. Безусловно, надо учитывать и ошибки того периода, например огульное сокращение персонала. Оптимизировать следует в первую очередь расходы, другими словами, не тратить лишнее. Сотрудникам придется делать больше за такое же время и зарплату.

2. Переводить выручку на валютные депозиты. Откройте валютный счет в банке и конвертируйте хоть какие-то остатки рублевой выручки в доллары. Это простой способ сохранить деньги.

3. Менять иностранных партнеров на российских. Возьмем мебельную промышленность. В последнее время появилось достаточно много отечественных компаний, которые выпускают качественную, даже дизайнерскую мебель, например для ресторанов. Поэтому можно изыскать возможность настоящего импортозамещения (понятно, что заменить можно далеко не все). Неплохое положение и в отечественном IT-секторе, где появилось много хороших отечественных аналогов западного ПО. Также в кризис стоит пересмотреть текущие договора (кредитные, аренда и т. п.) – в нынешней ситуации все так или иначе идут навстречу.

4. Не бояться экспериментировать в любой управленческой области. Рыночная экономика в России молода, поэтому любой руководитель получает уникальный опыт. 2015 год был плохим для бизнеса, но это не повод для пессимизма. Рынок – это в первую очередь конкуренция, не надо об этом забывать. Сейчас можно, например, попробовать наделить сотрудников бóльшими полномочиями – в сложной ситуации часто проявляются таланты.

5. Разработать сценарий банкротства компании. Вы должны быть готовы к закрытию бизнеса. Как учил Карнеги: надо попытаться представить худшую ситуациею и понять, как действовать в ней. Конечно, все может закончиться благополучно. Но когда человек готов к худшему, ему проще держаться на плаву.

Медицина и интернет-технологии должны стать драйверами российской экономики

Наталья Ушакова, Вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Генеральный Директор компании «Интермедсервис», Москва

Кризис для сектора индустрии здоровья, в котором работает наша компания, – интересное время. Здесь имеются реальные шансы для развития за счет новых технологий и импортозамещения. Другое перспективное направление, которое может подняться в нынешний кризис, – интернет-технологии. Директорам компаний, не работающих в секторе индустрии здоровья, советую руководствоваться универсальными управленческими подходами.

1. Займитесь личным развитием. Кризис закончится, а у вас будет багаж уникальной информации, о которой еще напишут в книгах.

2. Экспериментируйте. Рыночной экономике в России всего лишь четверть века, поэтому в бизнесе можно и поэкспериментировать (в стиле управления, при разработке сценариев развития компании и т. д.). Но обязательно учитывайте опыт других компаний.

3. Постарайтесь разъяснять коллективу ваши действия. Кадры – это основной источник развития компании. Ваши комментарии по поводу происходящего дополнительно мотивируют сотрудников.

4. Не забывайте об учебе вашего персонала. Мир меняется, нужна качественная подготовка на основе передового опыта, в том числе зарубежных предприятий, к новому этапу развития компании.

5. Тщательно отслеживайте тенденции на рынке (причем не только на российском). Интегрируйтесь в новые реалии, участвуйте в междисциплинарных проектах.

Как в России управляют компанией в кризис

Как действовать в кризис: залечь на дно или активно развиваться


Сергей Зеленов окончил Московский институт экономики, менеджмента и права (в настоящее время Университет им. С.Ю. Витте). С 2004 по 2007 год – старший специалист-ревизор управления по налоговым преступлениям УВД по Рязанской области. С 2007 года – эксперт по налогам «Опоры России», член Комитета по финансовым рынкам «Опоры России». С 2009 года – эксперт по налогам Московского городского отделения «Опоры России». С 2013 года – заместитель председателя экспертной рабочей группы по налоговому администрированию «Агентства стратегических инициатив». В компании Green Group работает с 2010 года.

Илья Сачков окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор технологии расследования распределенных атак на отказ в обслуживании «DDoS-атак». Член экспертных комитетов Госдумы, МИД России, Совета Европы и ОБСЕ в области киберпреступности. Член Ассоциации компьютерной криминалистики информационных систем (IISFA), Ассоциации сертифицированных специалистов по борьбе с мошенничеством (ACFE), Ассоциации профессионалов в области информационной безопасности (RISSPA) и др. Сопредседатель комиссии по киберпреступности Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). В 2003 году основал компанию Group-IB (занимается предотвращением и расследованием киберпреступлений и мошенничества).

Наталья Ушакова окончила Винницкий медицинский институт им. Н.И. Пирогова по специальности «педиатрия». Прошла обучение в США и Франции по программе МВА Hospital Management. C 1991 года занимается предпринимательской деятельностью в сфере медицинских услуг. Член российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Член правления Фонда социального страхования РФ. Член Коллегии Федеральной службы по труду и занятости, член координационного совета Министерства здравоохранения и социального развития РФ по развитию малого и среднего предпринимательства. Член общественного совета Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Член комиссии по индустрии здоровья РСПП.

Как действовать в кризис: залечь на дно или активно развиваться



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль