text
Генеральный Директор

4 тренда в развитии телекоммуникационного рынка России в 2016 году

  • 26 января 2016
  • 5454
Фото © lookatme.ru
Фото © lookatme.ru

Дмитрий Коплович, Генеральный Директор компании «Латера», Зеленоград


В 2015 году на телекоммуникационный рынок России оказывали влияние самые разные факторы — от инициатив государства в части регулирования всемирной Сети и колебаний курса национальной валюты, до проникновения в нашу страну общемировых трендов. В этом отношении 2016 год обещает стать продолжением предыдущего периода. И вот к чему придётся подготовиться телекоммуникационной отрасли.

 Активность государства не ослабнет

В последние годы представители государства все активнее занимаются регулированием интернета. Часто законодательные нововведения напрямую влияют на бизнес операторов связи — очевидным примером здесь является обязанность по блокировке сайтов, включенных в реестр запрещенных ресурсов Роскомнадзора.

В прессу просачивались и признания представителей провайдеров и даже главы Минкомсвязи Николая Никифорова о проведении учений «по отключению интернета» — их целью было создание плана действий по обеспечению работы российского сегмента всемирной сети в случае «воздействия извне».

Кроме того, широко обсуждались инициативы Роскомнадзора по привязке мессенджеров к операторским сетями с целью получения возможности регулирования таких сервисов.

На встрече президента Путина с представителями интернет-индустрии в конце года снова были подняты вопросы о дополнительном регулировании — в том числе, доступа иностранных компаний (например, создателей соцсетей) к персональным данным россиян. Следует ожидать продолжения законотворческой активности со стороны государства и в 2016 году.

Влияние девальвации рубля

В 2015 году рубль сложно было назвать стабильной валютой, причиной чему во многом стала его серьезная «привязка» к ценам на нефть — а они, как известно, снижаются. Причем некоторые аналитики прогнозируют и дальнейшее падения цен на «черное золото», что может еще больше ослабить российскую валюту.

Вместе с тем в телекоммуникационной отрасли, как нигде, сильна зависимость от иностранных технологий — главным образом оборудования, которое продается производителями за доллары. Соответственно, с падением рубля затраты на поддержание инфраструктуры телеком-компаний будут увеличиваться, а поднимать цены на свои услуги для компенсации этого эффекта, им не позволит ситуация на рынке — слишком велика конкуренция, и пользователи просто уйдут к тем операторам, которые дадут им более низкие цены.

В 2016 году все это поставит телеком-компании перед необходимостью снижения издержек — и каждая из них будет здесь идти своим путем. Где-то можно ожидать сокращения нетехнического персонала, где-то отказ от не самых выгодных тарифов, а кто-то попытается заменить часть зарубежного «железа» отечественным — некоторые российские производители аппаратного обеспечения уже заявили о возросшем количестве заказов.

Битва за ARPU и удержание абонентов

Ситуация в экономике сложная, при этом, если говорить о российском рынке интернет-услуг, то его активный рост прекратился пару лет назад. Если раньше операторы могли заниматься подключением все новых и новых населенных пунктов, жители которых раньше не имели доступа в сеть, то теперь проникновение интернета уже достигло высокого уровня.

Это значит, что получить большое количества новых клиентов операторам просто неоткуда. Единственный способ — «увести» клиента у конкурентов. Сделать это можно только предложив более высокий уровень качества услуг за те же деньги. Теперь становится важна каждая мелочь — теперь новый клиент, который оставил заявку на подключение, если его не подключить к сети уже на следующий день (а, в идеале — в день обращения), не станет ждать и просто уйдет к конкурентам.

В итоге необходимость жесткой конкурентной борьбы позволяет поднять уровень сервиса, к примеру, все больше операторов начинают использовать специализированные инструменты не только для мониторинга инфраструктуры, но и для контроля работы сотрудников, занимающихся ее монтажом и настройкой — на  Западе такой софт называется Field Management Software. С их помощью можно задать стандарт выполнения работы — например, с помощью чеклиста пунктов, которые монтажник обязательно должен выполнить, а также дисциплинировать сотрудников благодаря необходимости отправки отчетов.

Будут использоваться и другие способы удержания абонентов — например, функция рекуррентных платежей, благодаря которой пользователи могут настроить автооплату услуг оператора, или программы лояльности программы лояльности. Кроме того, в погоне за повышением эффективности, все больше операторов внедряют BPM- и CRM-системы для автоматизации различных бизнесс-процессов  и анализа данных о клиентах. И таких незаметных на первый взгляд, но важных для качества услуги изменений в грядущем году будет все больше.

Рост мобильного интернета

По всем прогнозам в России в ближайшие годы продолжится активное развитие мобильного интернета. По данным TNS на апрель 2015 года 50 млн россиян являлись активными пользователями мобильного интернета (61% от общего числа интернет-пользователей), при этом 11,8 млн человек заходят в сеть только с планшетов и смартфонов.

Все это позволяет зарабатывать ИТ-компаниями — по данным аналитической компании J’son & Partners Consulting, к началу 2016 года объём рынка мобильных приложений достигнет $1,3 млрд. Будет расти и число новых пользователей, а также объёмы скачиваемых ими данных. Развитие будет обеспечиваться растущим количеством мобильных устройств, быстрым развитием 4G-сетей.

В текущей экономической ситуации сложно ожидать серьезного роста телекоммуникационного рынка России в 2016 году. Многие корпоративные пользователи будут вынуждены «затягивать пояса». Точно также будет падать и доход операторов с одного абонента, а также возросшая конкуренция компаний за клиентов. В целом же развитие телеком-бизнеса в следующем году главным образом будет идти за счет дальнейшего проникновения мобильного интернета.


Компания «Латера» занимается разработкой биллинга для операторов связи

4 тренда в развитии телекоммуникационного рынка России в 2016 году

Присоединяйсь к самому большому сообществу Генеральных Директоров

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 10 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.