text
Генеральный Директор

Актуальность и преимущества процессного подхода в управлении

  • 18 февраля 2016
  • 2888
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Игорь Алёшин, бизнес-тренер и консультант, преподаватель курса «Процессный подход в управлении» на программе iMBA в ИБДА РАХНиГС, эксперт по управлению бизнес-процессами и проектами


Актуальность процессного подхода

Некоторые компании работают результативнее и эффективнее других. Они производят  продукты, востребованные рынком, делают это быстрее и дешевле конкурентов, постоянно улучшают  и расширяют клиентский сервис. Причем зачастую продукция таких компаний качественнее аналогов конкурентов, но стоит при этом дороже и клиенты с удовольствием покупают именно её. Данные компании имеют хорошую репутацию на рынке и в таких компаниях хотят работать люди. В чем их секрет? Что отличает их от других менее успешных конкурентов? Давайте посмотрим и сравним, чем отличаются компании с разными уровнями зрелости.

Сравнение двух организаций с разными уровнями зрелости (в разрезе областей управления)

Область управления

Группа в процессной классификации

Незрелая организации

Зрелая организации

1

Стратегическое планирование

Управления

Планирование спонтанное, не носящее регулярный характер и основанное на «хотелках» и абстрактных предположениях руководителей («с потолка»).

Регулярная процедура стратегического и тактического планирования, основанная на непрерывном анализе внешней среды (рынка) и внутренних факторов организации.

2

Бюджетирование

Управления

Неформализованная и вариативная деятельность, проходящая в условии напряженности и конфронтации участников, и заканчивающаяся мучительным утверждением годового бюджета после начала года.

Прозрачная, понятная и разделяемая всеми участниками процедура формирования годового бюджета, выполняемая своевременно (до начала года) и учитывающая стратегические цели и возможности организации.

3

Операционная деятельность (процессы продаж, закупок, производства, логистики и т.д.)

Основные

- не понятно, как в компании выполняется работа (нет регламентов или они не соблюдаются);

- сотрудники выполняют работу в силу своих знаний и умений; из-за этого большая вариативность результатов;

- имеются проблемы кросс-функционального взаимодействия, что приводит к увеличению сроков и стоимости работ;

- много ручных, плохо контролируемых операций;

- персонал не вовлечен и не замотивирован оптимизировать свою работу и деятельность организации.

- большинство процессов описано, стандартизовано и выполняется в соответствии с постоянно актуализируемыми регламентами, в которых разграничены зоны ответственности всех участников;

- отлажено кросс-функциональное взаимодействие;

- процессы автоматизированы и управляются по ключевым показателям в информационных системах;

- процессы регулярно аттестуются и непрерывно совершенствуются замотивированным на это персоналом.

4

Оргструктура и система мотивации

- консервативная оргструктура (обычно функциональная) доминирует над процессами;

- сотрудники отсиживаются на работе выполняя лишь требуемый рабочий минимум, так как оклад не мотивирует, а переменной части либо нет, либо она никак не связана с их непосредственной деятельностью (близость к руководству, хорошее настроение начальника и т.д.).

- адаптивная оргструктура подстраивается под изменяющиеся бизнес-процессы, поддерживая их;

- сотрудники макисмально вовлечены в работу, через увязку их переменной части оплаты с показателя их работы (процессами) в соответствии с «Положением о премировании».

5

Корпоративная культура и отношение к изменениям

- обычно это «закрытые» (часто авторитарные) организации с постоянным ручным управлением, где велика роль руководителя;

- уход любого ключевого менеджера со всеми технологиями работы в голове сильно подрывает деятельность компании;

- в компании обычно не приветствуется инициатива и самостоятельность сотрудников; у большинства сотрудников преимущественно не мотивирующий к оптимизации оклад (без переменной части) и, как следствие любые изменения (дополнительные работы по улучшению) вызывают ярое сопротивление.

- организацией управляет команда профессиональных управленцев и сформированная годами отлаженная система управления (правила и процедуры), не зависящая от конкретных персоналий;

- уход сотрудников не критичен для бизнеса;

- в компании обычно царит атмосфера открытости, доверия и возможности самореализации;

- сотрудники всех уровней не только открыты к инновациям и изменениям, но и сами являются их авторами и проводниками из-за высокого уровня зрелости (процессного самосознания) и продвинутой системы мотивации.

6

Проекты внутреннего развития

Развития

- неизвестно точное количество проектов в организации; каждое подразделение ведет свои проекты, проекты могут дублироваться и обычно не перекрывают потребности организации в оптимизации;

- нет полной информации по проектам (не понятны цели, результаты, исполнители, сроки, бюджет, состояние и т.д.);

- материалы проектов уходят из компании с их исполнителями (не происходит накопление ценных знаний о компании и работе).

- в компании внедрено проектное управление, все проекты ведутся в едином реестре проектов;

- выполняются только те проекты, которые поддерживают стратегические цели организации;

- по каждому проекту имеется актуальная исчерпывающая информация;

- материалы проектов архивируются и становятся знаниями организации (активом повторного использования).

7

Автоматизация деятельности (процессов) и  Информационное обеспечение

Основные и обеспечивающие

- много ручного труда;

- работу сложно контролировать;

- отчеты предоставляются в Excel с задержкой и порой с «нарисованными» данными;

- нет полной информации обо всем используемом компанией ПО (их назначении, лицензиях, пользователях, поддерживаемых процессов, мест установки, стоимости покупки и обслуживания, текущем состоянии и т.д.).

- бо́льшая часть операционных процессов автоматизирована, деятельность прозрачна и видна в системе (кто, когда и что сделал или не сделал);

- преднастроенные отчеты выгружаются оперативно в любой момент из систем минуя тех, кого они касаются («нарисовать» не получиться);

- собрана и актуализируется полная информация по всем используемым системам в компании.

8

Деятельность руководителя

Управления

- деятельность руководителя в незрелых компаниях можно охарактеризовать как «Ручное управление»;

- ввиду замыкания не себе большинства процессов он постоянно занимается тушением возникающих то там, то здесь «пожаров»;

- вместо концентрации своих усилий на стратегических (профильных для него) задач руководитель тонет в «оперативке» работая по 7 дней в неделю.

- руководитель же зрелой организации занимается развитием профессиональной команды своих управленцев и выстраиванием работоспособной системы управления, работающей без его присутствия;

- он минимизирует своё участие в операционных процессах, чтобы не быть их узким местом (как самый «дорогой» и ограниченный ресурс);

- концентрируется на стратегии и развитии компании;

- управление основывается на анализе показателей деятельности в информационных системах и может вестись удаленно из любой точки мира.

«Не товары, а процессы их создания определяют долгосрочный успех компании», - утверждают отцы реинжиниринга бизнес-процессов Майкл Хаммер и Джеймс Чампи. Приведенное сравнение наглядно демонстрирует то, что компании, целенаправленно совершенствующие свои  внутренние бизнес-процессы, существенно результативнее и эффективнее тех компаний, которые этим не занимаются. Именно оптимально выстроенные и непрерывно совершенствуемые бизнес-процессы анализа рынка, производства и логистики продукции, сервисного обслуживания, стратегического планирования, бюджетирования, развития и т.д. делают эти компании более успешными и отличными от других.

Преобладающая часть деятельности большинства организаций - это процессная деятельность (80-90%), остальное приходится на проектное управление. Чтобы быть конкурентными компаниям, так важно заниматься повышением зрелости и эффективности своих бизнес-процессов. Следовательно, процессный подход – это один из ключевых инструментов корпоративного управления и повышения уровня зрелости и эффективности организации!

Преимущества процессного подхода в управлении

Актуальность и преимущества процессного подхода в управлении

Управление бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) – это концепция управления, увязывающая стратегию и цели организации с ожиданиями и потребностями клиентов путем соответствующей организации сквозных процессов (Свод знаний по управлению бизнес-процессами BPM CBOK 3.0). BPM сводит воедино стратегию, цели, культуру и организационную структуру, роли, политики, нормативы, методологии и программные средства для:

  • анализа, проектирования, внедрения, управления и непрерывного улучшения сквозных процессов;
  • регулирования отношений в области процессного управления.

Собственники и топ-менеджмент получают прозрачный и управляемый бизнес, не зависящий от конкретных персоналий,  руководители среднего звена – инструмент стандартизации и регламентации,  повышающий эффективность работ и использования ресурсов, исполнители – четкое понимание того, что от них требуется и справедливое вознаграждение за добросовестную работу. Всё это в конечном итоге ведет к повышению удовлетворенности клиентов, росту бизнеса и увеличению доходов и прибыли компании! Процессный подход не только дает возможность компаниям развиваться быстрее в нормальных экономических условиях, он же в условиях кризиса (как в настоящее время) дает возможность найти скрытые резервы и оптимизировать свои внутренние процессы, сократив временные и материальные затраты на 15-20% от более грамотной организации  бизнес-процессов и использования имеющихся ресурсов.

Получить новые знания, систематизировать и переосмыслить имеющийся опыт по управлению бизнес-процессами (процессному подходу) вы сможете на программе Integrated MBA (30% онлайн) в ИБДА РАНХиГС. Основу дистанционной части составляют видео-курсы и интерактивные задания, разработанные лучшими преподавателями и бизнес-тренерами России. Данная программа хорошо подходит тем, кто хочет значительно сократить временные затраты и готов нести ответственность за свой успех. Выпускники программы получают престижный диплом МВА РАНХиГС.


Актуальность и преимущества процессного подхода в управлении

Игорь Алёшин - бизнес-тренер и консультант.
Преподаватель курса «Процессный подход в управлении» на программе iMBA в ИБДА РАХНиГС.
Эксперт по управлению бизнес-процессами и проектами.
Член Ассоциации BPM-профессионалов (ABPMP Russian Chapter)

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
2 минуты, и Вы продолжите читать
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.