Методы повышения квалификации и мотивации механиков, которые помогут в работе

1179
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Александр Пахомов, Генеральный Директор компании «Дилижанс», Санкт-Петербург



  • 3 способа мотивации механиков трудиться на совесть и постоянно повышать квалификацию
  • Как снижение ответственности механиков помогает повышать квалификацию 
  • Почему оценка механиков может длиться целый месяц 
  • Зачем рабочим нужно уметь держать эмоции под контролем и учить английский язык

Повышение квалификации и мотивации механиков – вопрос, который нужно решать, как только позволяет производственная обстановка. В нашей отрасли 90% специалистов – самоучки. Поэтому надо не только обучать людей конкретным производственным навыкам, но и давать им базовые знания, которые обычно приобретаются в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Вот какие методы мотивации механиков мы применяем

Перекладывать ответственность за рискованные решения на Генерального Директора

Современный автомобиль – очень сложное устройство, управляемое множеством электронных и цифровых систем. Диагностика нетипичных неисправностей сейчас сродни изыскательской работе, причем положительный результат не гарантирован. К примеру, механик разобрал мотор, осмотрел его, но не понимает причину проблемы, на которую жалуется клиент. Однако ее надо решать. Ремонт двигателя – работа дорогостоящая, цена ошибки может достигать одного, а то и нескольких месячных заработков механика. Если принятое в итоге решение не принесет результата, мы не сможем взять с клиента деньги. Получается, что сотрудник должен остаться без зарплаты, чего я допустить не могу. Поэтому все сложные технические случаи, все злые или обиженные клиенты – это моя зона ответственности.

Иногда, когда механики не уверены, получится ли устранить поломку, они зовут меня для консультаций, и я принимаю окончательное решение.

Во-первых, у меня достаточная квалификация, чтобы разобраться в проблеме и предложить технические пути ее решения.

А во-вторых, если окажется, что мое решение, реализованное механиком, было ошибочным, финансовая ответственность ляжет уже на мои плечи. Такой подход позволяет сотрудникам смелее идти на рискованные шаги, не бояться сложных случаев и не отказываться от них. Это, несомненно, способствует и повышению их квалификации. Ведь если бы у них не было возможности пробовать разные варианты ремонта, они бы никогда не выросли как профессионалы.

Делегировать сотрудникам оценку работы друг друга

В компании действует система аттестации персонала. Раз в год собирается комиссия, в которую входит 11 наиболее авторитетных сотрудников, чтобы обсудить результаты специалистов по 14 критериям и определить уровень каждого работника. Эта оценка влияет на зарплату– как на базовую ставку оклада, так и на размер премий.

Всего уровней – шесть, я назвал их квалитетами. Квалитет – это комплекс качеств и навыков сотрудника, определяющих его ценность для компании.

Методы повышения квалификации и мотивации механиков, которые помогут в работе

У каждого из 14 критериев разный вес, отражающий их влияние на итоговую оценку. Так, качество работы имеет максимальный вес – 5, а внешний вид и рабочее место – 1. Каждый критерий мы оцениваем по пятибалльной шкале, затем умножаем оценку на вес критерия, суммируем результаты по всем 14 критериям. Границы, в которых начинается и заканчивается каждый квалитет, определены опытным путем.

>

Критерии оценки квалификации механиков

1. Качество работы.

2. Объем работ или производительность.

3. Профессиональные знания.

4. Умение планировать, организовывать работу.

5. Умение анализировать, оценивать факты (логика).

6. Лояльность к организации.

7. Дисциплина, надежность.

8. Внешний вид и рабочее место.

9. Инициативность.

10. Умение принимать решения и брать на себя ответственность.

11. Коммуникации устные и письменные.

12. Умение контролировать эмоции.

13. Работа в команде.

14. Отношения с клиентами.

Методы повышения квалификации и мотивации механиков, которые помогут в работе

Дискуссии комиссии обычно затягиваются, еще никогда не удавалось оценить всех механиков за один раз. Как правило, оценочная сессия длится около месяца. Сотрудники выделяют относительно свободное время в течение рабочего дня и собираются на час-два пару раз в неделю. Обсуждение каждого критерия для каждого сотрудника длится до тех пор, пока не будет выработано общее мнение. Я нахожусь вместе с механиками, но не вмешиваюсь, а лишь поясняю критерии оценки, если необходимо. Признаюсь, для меня было удивительно, что мои сотрудники оценивают друг друга строже, чем это делаю я. Причина в том, что в работе они зависят друг от друга. По результатам оценки с каждым сотрудником проводится собеседование: мы разъясняем его сильные и слабые стороны, намечаем пути роста, формируем программы обучения.

Описанная система оценки существует в компании около 15 лет. Я придумал и внедрил ее с целью предоставить каждому возможность профессионального роста и исключить уравниловку, когда за одинаковую работу, выполненную с разным уровнем мастерства, механики получали одинаковую зарплату. Пришло время модифицировать систему. Вот что я собираюсь сделать.

Расширить сетку квалитетов, поскольку многие сотрудники уже уперлись в потолок – пятый квалитет.

Изменить критерии, так как они уже приелись: во время дискуссий я наблюдаю все меньше азарта и вовлеченности в процесс оценки. Я уменьшу их количество, чтобы сократить время обсуждения. Постараюсь более четко формализовать оценки. Так, мы внедрили систему получения обратной связи от клиентов, и теперь у нас есть количественная оценка и качества работы, и отношений с клиентами – это число претензий и благодарностей за год для каждого сотрудника.

Сделать оценку более формальной, например, ввести технические экзамены, учитывать оценки тестов после обучающих курсов.

Предоставлять возможность механикам повышать квалификацию

1. Базовые автомобильные дисциплины. В январе и феврале у нас сезонный спад, поэтому в это время мы открываем учебные курсы по базовым автомобильным дисциплинам, практическим методам работы, вспомогательным дисциплинам, а также проводим различные тренинги. Во время очень важного обучения мы даже на одну-две недели закрываем сервис. Например, так мы поступаем, когда к нам приезжает специалист по диагностике двигателей.

Когда с нами работают местные преподаватели, например из Политехнического института или Института повышения квалификации, мы обычно проводим занятия в первой половине дня, а на вторую планируем обычную работу. Если потребность в обучении есть лишь у одного-двух сотрудников, мы не нанимаем преподавателя, а ищем сторонние курсы. Например, так было, когда двум механикам нужно было научиться работать с компьютером.

2. Курсы английского языка. Уже 10 лет у нас действуют регулярные курсы английского языка. Последние несколько лет их ведет преподаватель, которого я очень долго искал. До него многие кандидаты (около 30 человек) отказывались работать согласно моим требованиям. Мне нужно, чтобы мои сотрудники могли прочитать и понять один-единственный текст на английском языке – инструкцию «Эльза» по ремонту автомобилей Volkswagen. Правда, это очень объемная инструкция – электронный файл занимает 14 Гбайт. Однако с точки зрения языка она очень простая: в ней всего 300 разных слов и два десятка терминов. Мне не нужно, чтобы мои сотрудники заговорили на английском; я просил учителей, чтобы изучение языка шло только на материале инструкции, чтобы механики, видя текст, могли точно сказать, что в нем написано, а не строить разные предположения. Это требование и вызвало трудности в поиске преподавателя. Почти каждый год мы повторяем нужные слова и словосочетания, а после окончания курса сотрудники сдают экзамен (это касается всех курсов, а не только курсов английского). Несмотря на то что данная информация нужна им каждый день для работы, механики умудряются многое забыть (кроме англоязычной есть еще краткая инструкция на русском, и некоторые пытаются пользоваться только ей).

3. Психологические тренинги. Подобные тренинги мы проводим, чтобы повысить стрессоустойчивость механиков, а также наладить командный стиль работы. Для этого, кроме аудиторных занятий, ежегодно устраиваем двухдневные выезды на природу, которые проходят по заранее подготовленному сценарию и одновременно являются коллективным отдыхом. У наших специалистов очень тяжелая работа: они постоянно сталкиваются с клиентами, расстроенными необходимостью терять деньги и время на ремонт автомобиля и выплескивающими свое раздражение на сотрудников сервиса. В таких ситуациях крайне важно уметь держать свои эмоции под контролем.


Александр Пахомов окончил МИФИ по специальности «прикладная кибернетика». Более 10 лет работал в физико-энергетическом институте в Обнинске, окончил научную карьеру в должности начальника вычислительного центра. В начале 1990-х годов основал компанию «Дилижанс».

ООО «Дилижанс» 
Сфера деятельности: диагностика, ремонт и обслуживание автомобилей иностранных марок Audi, Volkswagen, Skoda, Seat
Численность персонала: 50

Методы повышения квалификации и мотивации механиков, которые помогут в работе

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Подпишитесь и получите свежий номер журнала "Генеральный Директор", в котором:
    Подписаться со скидкой 55%>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем Ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и Вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль