2 ошибки публичных выступлений, которые совершают все

6378
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Анна Каракаева, Бизнес-тренер компании «Ораторика», Москва


Главная ошибка публичных выступлений – неверное целеполагание. Руководители неправильно отвечают на вопрос: «С какой целью я произношу эту речь?» При подготовке к публичному выступлению есть две неверные цели и только одна работающая.

2 непростительные ошибки руководителей при публичных выступлениях

Неверная цель №1 – «Понравиться аудитории». 

Я спрашиваю участников тренинга, для чего они выступают перед людьми. Женщины хотят, чтобы на них обратили внимание. Для мужчин важно продемонстрировать свой профессионализм, экспертные знания. Как ни формулируй, суть одна – оратор выступает ради себя, хочет быть в центре внимания. Я называю эту установку поведением звезды.

Например, я была на конференции, где одна участница пять минут своей речи посвятила рассказу о том, какой она хороший оратор и как часто ее приглашают выступать на мероприятиях. В итоге остальные 15 минут слушатели осознанно или невольно ловили огрехи в выступлении и находили их с избытком.

Неверная цель публичного выступления №2 – «Сообщить что-либо». 

Подобная сухая формулировка характерна для выступлений на регулярных совещаниях. В результате оратор говорит монотонно, как плохой учитель. Совещания превращаются в унылую рутину. Акцент публичного выступления – на информации. Оратор, который выступает в роли источника информации, вызывает зевоту и теряет внимание аудитории. Слушатели пропускают сообщаемые сведения мимо ушей или усваивают их не до конца.

Верная цель публичного выступления руководителя

Цель публичного выступления, с помощью которой можно и эмоции вызвать, и информацию передать, – спровоцировать аудиторию на действия. Первый вопрос, который задает себе оратор: «Что должны сделать слушатели после моего выступления?» Вдохновить на действия можно только одним способом – выдвинуть на первый план интересы слушателей.

Приведу пример из моей практики. У топ-менеджера компании «Газпром» была задача – встретиться со школьниками и выступить перед ними на конкретную тему. На репетиции, которую я снимала на видео, будущий оратор прочел сухую, лишенную эмоций и сбивчивую речь. Просмотрев запись, он признался, что школьникам вряд ли будет интересно его выступление. Задав себе вопросы: «Зачем школьникам меня слушать?», «Что полезного они вынесут из выступления?», «Как эта информация изменит их жизнь?», руководитель пришел к главной теме публичного выступления. Это была речь о важности риска, о том, что без готовности рисковать нельзя добиться серьезных результатов. Новая речь была насыщена живыми примерами из опыта менеджера. Он говорил о том, что важно и для него лично, и для школьников. Это было обращение человека, которому есть что сказать и который верит в то, что говорит.

Другой пример из опыта российского банка, с которым я работала. Перед руководством стояла задача – успокоить и вдохновить сотрудников в дни серьезных изменений и сокращений в банке. Руководителю предстояло настроить персонал на продуктивную работу и снять панические настроения, не обещая в то же время безоблачного неба и золотых гор. В итоге он сказал, что без изменений не бывает роста. Что личные кризисы, например увольнение, – это возможность пойти дальше и изменить жизнь. Что все успешные компании вовремя перестраивались, а те, кто не сделал этого, стали достоянием истории (привел пример компаний Motorola и Sony Ericsson, потерявших лидирующие позиции на своих рынках).

Как не подменять цели слушателей своими

Представьте, что вы презентуете новый продукт – стиральный порошок с превосходными свойствами. Задайте себе вопрос: «Для чего людям слушать рассказ о новом порошке?» Неверный ответ: «Чтобы они пошли и купили его».

Покупка порошка, как и другого товара, это цель выступающего, но не аудитории. Поэтому первый ответ, пришедший в голову, не годится.

Вопрос: «Зачем людям покупать ваш порошок?» Чтобы сформулировать верный ответ, прислушайтесь к мнению аудитории. Например, люди хотят стирать белье быстрее.

Задайте себе следующий вопрос: «Зачем стирать белье быстрее?» Ответ: «Чтобы было время на другие дела, на личную жизнь». Больше свободного времени и меньше усилий на стирку – это ценность для аудитории, которая собралась послушать о стиральном порошке.

Тогда стоит построить речь вокруг темы свободного времени и новых возможностей, которые оно дает. Чтобы добраться до истинных ценностей своих слушателей, надо много раз задать себе вопрос «Зачем?».

«Генеральный Директор» сделан вами и для вас. Спасибо, что вы с нами

ООО «Ораторика»
Сфера деятельности: организация и проведение мероприятий по развитию навыков коммуникации (публичные выступления, деловые переговоры, презентации и др.), по управлению проектами, формированию лидерской стратегии
Клиенты: компании «Вымпелком», «Газпром», «МТС», «МегаФон», «Рольф», «ТНК-ВР», «Роснано», Tele2 и др.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль