Как придумать гениальную идею, если вы не Фрейд и не да Винчи

3507
Фото © emailanswers.com
Фото © emailanswers.com

Гениев отличает невероятная продуктивность. Бах сочинял по кантате ежедневно, даже когда болел. Фрейд написал 330 научных работ. Рембрандт создал 650 картин и 2000 рисунков, а Пикассо – больше 20 тыс.! Эдисону принадлежало 1093 патента на изобретения. Автор книги « Взлом креатива» [i] Майкл Микалко рассказывает, что высочайшая продуктивность – удел не только гениев, но и обычных людей. Вот три правила, как придумать идею, которую назовут по-настоящему гениальной.

Как придумать оригинальную идею

Правило 1. Не оценивать новорожденные идеи

Придумать идею и немедленно ее раскритиковать и отбросить сродни одновременному нажатию на педали газа и тормоза при управлении автомобилем. Придумывая и сразу же оценивая идеи, человек приходит к консервативному, безопасному решению. Необычные варианты пугают, обстоятельства их использования незнакомы, последствия неизвестны. Разрешив себе генерировать одну идею за другой, человек думает свободно и гибко. Идеи объединяются, образуя новые оригинальные варианты, и в конце концов приводят к тому самому решению, найдя которое, вы кричите: «Эврика!»

Легко мыслить, не отбрасывая никакие идеи, умел Чарльз Дарвин. Он учитывал то, на что другие не обращали внимания. Интересовался тем, куда заведут неожиданные идеи и теории. Один из таких, как говорили коллеги, дурацких экспериментов привел Дарвина к идее теории эволюции.

Представьте ловца жемчуга. Он садится в лодку, плывет в лагуну, ныряет, достает ракушку и гребет на лодке к берегу. Открывает ракушку. Жемчужины нет. Тогда ловец начинает все заново. Глупо, не правда ли? Ловцу нужно до отказа загрузить лодку ракушками – и только тогда возвращаться на берег, где открывать их поочередно в поисках жемчуга. Этот подход верен и для поиска идей. Чтобы найти самую лучшую, сгенерируйте много – и лишь затем оценивайте: открывайте ракушки.

Если вам дать задание: за три минуты придумать альтернативные варианты использования кирпича, то вы придумаете от трех до шести вариантов. Другие результаты дает иная формулировка задания: быстро перечислить 40 вариантов использования кирпича. И вы сможете это сделать! Чтобы выполнить главную часть задания – найти 40 вариантов, человек называет все, что приходит в голову, и заставляет замолкнуть внутреннего критика. Ему некогда оценивать и размышлять. Так появляются: якорь, балласт, удерживатель газеты от ветра, материал для создания скульптур и разравнивания земли и многое другое. Эдисон использовал этот метод квот: установил квоту в одно мелкое изобретение каждые десять дней и одно крупное – раз в полгода.

Почему первая же идея не может быть лучшей. Качество первых идей хуже. Первая треть сгенерированных вариантов консервативны и безопасны. Вторая треть – поинтереснее. А третья – идеи, подсказанные вдохновением. Одна из гипотез этого таинственного для исследователей явления состоит в том, что понятные решения лежат на поверхности. А чтобы выловить неочевидные варианты, нужно подключить воображение. Попробуйте сами подтвердить эту теорию с помощью следующего задания. Запишите первую ассоциацию на слова: «рыба», «правительство», «океан», «автомобиль». Затем запишите еще по четыре ассоциации для каждого слова, причем все последующие должны отличаться от предыдущих. Перечитав написанное, вы убедитесь, что последние варианты свежее и оригинальнее. Используйте этот подход в любых жизненных ситуациях. Например, вы размышляете, что подарить жене на праздник. Первый пришедший в голову вариант будет самым скучным, и жену вы не удивите. Стоит отказаться и от второй идеи, и от третьей и четвертой – и так до тех пор, пока не родится нестандартный вариант.

Правило 2. Обрабатывать идеи по семи параметрам

Петр Ильич Чайковский записывал идеи под влиянием вдохновения, но затем несколько дней развивал их, улучшая. Эдгар По в эссе «Философия творчества» рассказал о создании стихотворения «Ворон». В эссе нет ни слова о вдохновении. Писатель работал медленно, продвигаясь от строчки к строчке, корректируя каждую много раз, меняя не только отдельные слова, но и длину стихотворения, и даже тему.

Ученые провели эксперимент с двумя группами участников. Каждой группе выдали инструменты. Одну группу научили ими пользоваться. Затем обеим командам дали задания, решить которые можно было, только нестандартно используя выданные инструменты. Обученная группа выполнила 11% заданий, а не умеющая правильно пользоваться инструментами – 97%.

Фокусировка на привычном использовании предметов, функций, ситуаций блокирует творческое мышление. Освободить его поможет метод SCAMPER:

  • заменить (англ. – здесь и далее, substitute);
  • комбинировать (combine);
  • адаптировать (adapt);
  • модифицировать (modify);
  • предложить другое применение (put to other uses);
  • устранить (eliminate or minify);
  • переставить (reverse).

Вы берете идею и с помощью SCAMPER делаете из нее что-то другое. Для тренировки выберите предмет: скрепку, статью, компанию. Задавайте последовательно вопросы методики. Затем разделите предмет или ситуацию на части и задайте вопросы к каждой из частей.

Могу ли я что-то заменить? Замене поддается все: процедуры, чувства, люди, идеи. Ученый Эрлих перебрал пятьсот красителей, пока не нашел тот, который окрашивает кровь подопытных крыс. Вспомогательные вопросы: что можно заменить? кого можно заменить? можно ли изменить правила, составляющие, процессы? что можно использовать вместо каждой части? какая часть может заменить другие?

Могу ли я сочетать это с чем-то другим? Творчество связывает различные вещи, создавая новые. Мендель создал новую науку генетику, соединив математику и биологию. Вспомогательные вопросы: какие идеи, потребности скомбинировать? можно ли соединить цели, ассортимент товара, материалы? можно ли создать смесь? что еще добавить к предмету? как скомпоновать полученную комбинацию?

Могу ли я адаптировать что-либо для этого предмета? Чтобы мыслить оригинально, нужно знать чужие идеи. Эдисон говорил, что отслеживание новых чужих идей должно стать привычкой. Вспомогательные вопросы: на что это похоже, на какие наводит мысли? какие параллели с прошлым? кому можно подражать? что можно скопировать? чью идею можно использовать? какой процесс стоит адаптировать? чем обогатить идею? в каком новом контексте может существовать идея? какие идеи вне Вашей сферы деятельности можно привлечь?

Могу ли я увеличить предмет или что-то к нему добавить? Взять предмет и что-то к нему добавить – простейший способ создать новинку. Инженер Сираиси придумал, как вытянуть пленку, чтобы на нее уместился фильм. Так появился видеомагнитофон. Вспомогательные вопросы: что сделать больше? что сделать намного больше? можно ли добавить силу, время, высоту, длину, стоимость, возможности? что можно удвоить, утроить?

Могу ли я модифицировать предмет? Полностью или частично изменить можно все. Вспомогательные вопросы: как изменить в лучшую сторону? возможен ли новый поворот? можно ли изменить цвет, вес, звук, запах, форму, движение, название, планы, процессы, упаковку? какие новые формы может принять изделие?

Могу ли я найти другое применение для предмета? Измените контекст – и получите новый продукт. Ботаник и химик Карвер предложил 300 способов применения земляного ореха. Вспомогательные вопросы: как еще это можно использовать? какими другими способами можно применять? что еще можно сделать из предмета? на какой еще рынок можно вывести предмет?

Могу ли я убрать составляющую часть предмета? Лишив предмет привычной детали, Вы получите свежую идею. Вспомогательные вопросы: если бы предмет был ниже, меньше, плотнее? что можно удалить, разделить на части? что будет, если поставить предмет на поток? что произойдет, если нарушить правила?

Могу ли я переставить предмет? Переставив что-то, Вы получите нечто новое. Например, тренер бейсбольной команды может с помощью ее перестановок получить 362 880 новых вариантов. Вспомогательные вопросы: какая другая расстановка была бы лучше? какие компоненты стоит заменить? возможна ли другая последовательность, расположение, темп, график? что будет, если поменять местами причину и следствие?

Что будет, если поменять предмет на противоположный? Представив другую сторону ситуации или предмета, Вы сможете увидеть все иначе и найти новые возможности. Вспомогательные вопросы: какие стороны будут противоположными? можно ли поменять негативное на позитивное? можно ли вывернуть наизнанку? поменять местами верх и низ? изменить роли? сделать это неожиданно? Закончив отвечать на вопросы по предмету и его частям, задайте себе еще один вопрос: как еще можно достигнуть того, о чем идет речь, или почему все должно быть устроено именно так?

Правило 3. Все записывать

Леонардо да Винчи носил с собой записные книжки, в которых фиксировал идеи и наблюдения. Леонардо оставил тысячи исписанных заметками страниц. Фиксация идей помогала да Винчи сосредоточиться на них, улучшать, комбинировать, перерабатывать. По примеру да Винчи Эдисон записывал каждый шаг. После его смерти обнаружили 3500 записных книжек.

Вот как Эдисон использовал записи.

  1. Искал решение задачи из одной области в других. В 1990 году предприятие по добыче железной руды, в которое Эдисон инвестировал, было на грани банкротства. Перечитав записи, Эдисон нашел решение: компания занялась производством цемента, используя технологию добычи руды.
  2. Перечитывал идеи, попав с решением в тупик. Так он находил новые подходы к решению. Обдумывая телефонный передатчик, Эдисон воспользовался записями по работе над подводным телеграфом с переменным током.
  3. Использовал прошлые идеи как трамплин для текущих. Из записей про передачу звука при разработке телефона Эдисон вынес идею фонографа – запись звука. А это привело к идее записи изображения.

Записывайте идеи, наблюдения, результаты своих и чужих исследований. Размышляя над задачей, перечитывайте записи. Это поможет найти свежее решение.

[i] Майкл Микалко. Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 320 с.

Как придумать гениальную идею, если вы не Фрейд и не да Винчи

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль