У производства органических продуктов в России есть будущее

1649
У производства органических продуктов в России есть будущее

В России перспективно заниматься фермерством

 

Сегодня в нашей стране действуют целевые программы «Поддержка начинающих фермеров на период 2012–2014 годов» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012–2014 годы». «Они находят отклик у крестьян. Так, конкурс среди фермеров достигает 14 человек на один грант. За время действия первой программы выдано 3013 грантов, создано 9 тыс. рабочих мест. При реализации второй построено и реконструировано 788 семейных ферм на 367 тыс. ското-мест. Все последние 10 лет лет в фермерском секторе растет поголовье крупного рогатого скота. Только в прошлом году оно увеличилось на 11,6%. Рост производства молока – 12,8%», – комментирует Владимир Плотников, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). Интерес к фермерству проявляют и частные инвесторы, для которых это непрофильная деятельность. К примеру, петербургская группа компаний Belousov Group, в состав которой входят издательство, потребительский кооператив, сеть продовольственных магазинов и предприятие по производству кваса, ввела в эксплуатацию молокозавод и планирует создать к 2018 году племенное хозяйство. Собственник обещает развернуть подобные проекты в 40 регионах России (объем инвестиций – более 40 млрд руб.).

 

Однако по-прежнему серьезной проблемой остается сбыт молока по рентабельной цене. «Скажем, крестьянин имеет ферму, которая производит 100 кг молока в день. Куда его девать? Переработчик заинтересован в больших партиях, ему невыгодно возиться с «мелочевкой». Получается, что крестьянин вынужден создавать канал сбыта самостоятельно, рассчитывать на личные связи, искать покупателей, а то и сам стоять за прилавком», – рассказывает Владимир Плотников. Существует и другое мнение. «Причина проблем со сбытом сельхозпродукции, в частности молока, кроется скорее в неумелом хозяйствовании, – считает Светлана Кузьмичева, управляющий директор компании «Сарапул-молоко». – Любой молокозавод готов увозить на своем транспорте даже одну тонну молока, если оно хорошего качества. Фермеры могут объединиться – набирать необходимый объем молока, охлаждать его и сдавать вместе, а не позволять перекупщикам на себе наживаться. Мы, например, не раз авансировали приобретение хозяйствами дополнительного поголовья, молокопроводов и танков-охладителей». В последние годы набирают популярность такие каналы сбыта, как фермерские интернет-магазины, а также молокоматы (автоматы по продаже молока; в России их уже несколько десятков). Еще одна тенденция – проводить аттестацию хозяйств на соблюдение ветеринарно-санитарных требований Евросоюза к производству молока, которая дает право экспортировать молоко в Европу. Сейчас в России пока 13 производителей молочной продукции, прошедших такую аттестацию (один из первых – ферма «Кубань»). Тем не менее эксперты не рассчитывают на значительную активизацию экспорта молочной продукции в ближайшие годы, так как критерии к ее качеству для внешнего рынка остаются довольно жесткими.

 

Потребители выбирают мороженое с традиционными вкусами в заметной упаковке

 

В мире проводятся разнообразные эксперименты со вкусом мороженого: одна британская компания планирует выпускать его со вкусом ревеня, есть  и мороженое, содержащее алкоголь или кайенский перец. Мороженое наделяют и лечебными свойствами: казахские ученые разработали продукт, помогающий лечить туберкулез, а американские – грипп. Однако, по данным исследования компании Synovate Comcon, для 71% российских потребителей основным критерием выбора мороженого остается любимый вкус (наиболее популярно классическое ванильное мороженое). «Согласно нашим исследованиям, около 18–20% клиентов предпочитают новинки, – комментирует Дмитрий Топорков, заместитель директора фабрики мороженого «Белгородский хладокомбинат». – Сорта мороженого с интересными вкусами при условии сильной маркетинговой поддержки могут добиться признания на короткий срок – от одного года до трех лет. Однако взорвать рынок они не могут: потребители привыкли к вкусу белого и шоколадного пломбира, крем-брюле. Важна и упаковка: она должна быть удобной для покупателя, сохранять качество и внешний вид продукта. Мы ежегодно выпускаем новинки, они составляют 4–5% от общего объема продаж».

 

Для повышения продаж мороженого используются разные способы. Например, в британской торговой сети Tesco решили выпустить целую линейку сопутствующих товаров для мороженого (вафельные рожки, сиропы под собственной торговой маркой). Привлечь внимание помогает и размещение на упаковках логотипа известного спортивного клуба. Недавно челябинский производитель начал выпускать мороженое с символикой хоккейного клуба «Металлург» – в виде шайбы в бело-синей упаковке, стилизованной под хоккейную майку. Экспериментируют и с формой: рекламное агентство Stoyn предложило выпустить мороженое в виде голов знаменитостей, таких как Mэрилин Mонро, Эрнесто Че Гевара, Владимир Маяковский. «На наш взгляд, росту продаж лучше всего способствуют массовые маркетинговые мероприятия. Например, 1 июня мы провели фестиваль мороженого в Белгороде, Курске, Воронеже. Думаем, что такие события дают импульс рынку в целом», – рассказывает Дмитрий Топорков.

 

Экопродукцию узаконят, а цена на нее может пойти вниз

 

По данным компании «Ромир» (ноябрь 2012 года), 58% населения России готово приобретать экологические продукты. «Рынок органических продуктов питания в нашей стране практически не заполнен, – делится своим мнением Тамара Решетникова, Генеральный Директор компании «Технологии роста». – По нашим данным, сертификацию на соответствие производства органической продукции европейским стандартам прошли не больше двух десятков производителей. Стоимость этой процедуры слишком высока». Сейчас в России нет никаких юридических ограничений на присвоение продукту наименований «эко», «био», «натуральный» или «органический», и этим пользуются многие маркетологи. «В декабре 2013 года в правительство будет внесен проект федерального закона о производстве органической и сельскохозяйственной продукции, разработанный Минсельхозом России по нашей инициативе, – рассказывает Александр Коновалов, основатель и руководитель объединения «Экокластер», владелец экофермы «Коновалово». – Органические продукты получат официальный статус». Прогнозируется, что принятие этого закона повлечет уход с рынка некоторых производителей, которые не смогут подтвердить, что их продукция органическая. Но пока министерство только обещает представить национальные стандарты органической продукции, производители сами их разрабатывают. Например, «Экокластер» в текущем году намерен открыть первую в России бизнес-академию по обучению органическому земледелию.

 

Пока цена на органическую продукцию довольно высока, но с принятием закона все может измениться. В 2012 году американская компания Moloko Holdings, Inc. подписала с правительством Ульяновской области соглашение, предусматривающее строительство экофермы с численностью стада 5000 голов. Планируется производить 150 т молочных продуктов в сутки. Экоферма будет построена к 2015 году (это первый проект по производству органических продуктов в промышленном масштабе). Прогнозируется, что благодаря промышленному производству цена на органическое молоко с нового завода будет доступна для многих покупателей.

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль