Тенденции на рынке рекламно-сувенирной продукции

8748
Тенденции на рынке рекламно-сувенирной продукции

Рынок рекламно-сувенирной продукции продолжает расти, несмотря на то что культура использования бизнес-сувениров в России только формируется. Российским компаниям интереснее иностранные рынки сбыта

 

У рынка сувенирной и подарочной продукции неплохие перспективы, хотя конкуренция на нем высока

Рост отечественного рынка рекламно-сувенирной продукции за 2013 год составил 15–20% в Москве и 5–7% в регионах. Такую оценку дает Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров компании «Проект 111» (поставщик и производитель сувенирной продукции). Емкость рынка в 2013 году оценивается в 600–700 млн долл. США. Однако, по мнению Алексея Вязовцева, Генерального Директора компании «Альтер Эго Промоушн», председателя комитета промоиндустрии Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), «несмотря на очевидный прирост рынка, прибыли компаний снижаются – проще говоря, приходится работать больше за те же деньги». «Особенность российского рынка в том, что на нем представлено очень мало крупных поставщиков, – отмечает Вячеслав Орлов, Генеральный Директор рекламной группы Epsilon Plus. – Компании, которые имеют свои каталоги и поставляют продукцию из разных стран, можно пересчитать по пальцам. Для сравнения: в США поставщиков бизнес-сувениров несколько тысяч. Объем американского рынка по-прежнему в десятки раз превышает объем европейского и в сотни раз – российского». Вместе с тем на российском рынке сувенирной продукции достаточно высокая конкуренция, в основном за счет импорта. Производителей не так много, однако среди них есть успешные компании, которые специализируются на изготовлении товаров ограниченного ассортимента (например, ежедневников) или продукции с национальной символикой. «Можно прогнозировать, что в скором будущем и на российском рынке появятся новые серьезные игроки, число производителей сувенирно-подарочной продукции будет расти – это неизбежный процесс, – добавляет Вячеслав Орлов. – Думаю, что успеха сможет добиться лишь тот производитель, который выйдет на рынок с уникальным торговым предложением (привлечет заказчиков самой низкой ценой на уже известные и популярные товары, станет выпускать эксклюзивную продукцию) либо обеспечит огромный, по сравнению с конкурентами, ассортимент товаров и услуг». 

 

Культура маркетинга с помощью сувениров пока не сформирована

За рубежом реклама продукции с помощью сувениров давно завоевала популярность и занимает третье место после интернет- и ТВ-рекламы. Например, рекламное агентство Grey Group предложило интернет-магазину электронных книг Four Directions (Гонконг) распространять в популярных кафе печенье с QR-кодом. В итоге посещаемость сайта магазина увеличилась на 45%, объем онлайн-продаж – на 12%. Другой пример – реклама основного железнодорожного оператора Германии Deutsche Bahn: на каждой станции установили стойки с промопродукцией и аксессуарами, на которых была нанесена фирменная символика. 

 

В России иная ситуация: потребность в бизнес-сувенирах сформирована еще не до конца. «Сейчас решающую роль играет не качество и не креатив, а стоимость, – делится мнением Алексей Вязовцев. – И это большая ошибка. Рекламные агентства, стремясь во что бы то ни стало получить заказ, снижают цену, что ведет к деградации отрасли. Не хватает денег на профессиональное обучение, маркетинг, поиск новых направлений и технологий. Это тупиковый путь. Да и клиенты подливают масла в огонь: к промопродукции относятся как к товару в интернет-магазине, а не как к эффективному инструменту маркетинга, и потому стараются получить сувениры по минимальным ценам. Пройдет еще немало времени, прежде чем сформируется культура потребления и понимание, что подарок – не только материальный объект, но и эффективный маркетинговый ход». С этим согласен Валерий Бинкин, Генеральный Директор производственной компании «Кьюти-дизайн»: «Люди готовы потратить деньги на несколько рекламных щитов, которые в городе-миллионере мало кто заметит, или на разовую рекламу на телевидении, а не на создание концепции продвижения, в том числе с помощью сувениров, которые будут работать в качестве рекламного носителя многократно. Между тем все транснациональные и крупные компании, работающие в России, эффективно используют рекламные подарки. Так, благотворительная акция «Новогоднее чудо» сети АЗС компании «Газпром нефть», во время которой водителям в благодарность за участие вручался пешеходный светоотражатель, вызвала много откликов и упоминаний в СМИ и соцсетях».

 

Какие подарки и сувениры помогут Вашей компании выделиться

На рынке рекламно-сувенирной продукции все популярнее становятся гаджеты, а также все, что связано с телефонной связью (смартфонами), планшетами и т. п. Кроме того, развитие ультрафиолетовой печати позволяет наносить изображения на поверхности любого типа (стекло, дерево, пластик и т. д.). Например, компания «Мегафон» с помощью такой печати нанесла новогодние изображения на свои модемы. «Возможно, что УФ-принтеры в скором времени станут обычным офисным инструментом. В сущности, незачем будет обращаться в специализированные компании: можно самим сделать индивидуальные предметы (особенно если окажется доступным и 3D-принтер). Однако главной проблемой останется поиск креативной концепции и выхода на тех, кому предназначены сувениры. Поэтому выиграют компании, уделяющие внимание разработке концепции, дизайну и креативу», – отмечает Андрей Дегтяренко.

 

Еще одна тенденция, которая наблюдается на рынке, – всплеск спроса на функциональные подарочные наборы. Сейчас, по сути, любой предмет можно оформить в виде бизнес-подарка. «Например, еще пять-семь лет назад никому не приходило в голову рассматривать в качестве делового сувенира соковыжималку, а ведь на нее можно нанести логотип, упаковать вместе с фруктами и подарить партнеру. В прошлом году одним из новогодних подарков, которые мы разработали для клиентов, стал набор, включающий новогоднюю гирлянду и мультиадаптер для розеток всех стран мира с новогодним пожеланием: «Праздник объединяет! В любую страну мира – с праздничным настроением!». Бизнес-подарки и сувениры могут нести идеологию бренда, поддерживать социальную миссию компании, выражать национальную и отраслевую принадлежность клиента. Например, в подарочном наборе для одного из наших клиентов (инженера-строителя) упаковка представляла собой опалубку с ложементом, стилизованным под залитый бетон», – делится идеями Вячеслав Орлов.


А вот с сувенирами из фарфора могут возникнуть проблемы. В конце сентября 2013 года страны Таможенного союза ввели на три года специальную защитную пошлину на столовую и кухонную фарфоровую посуду. Эта мера направлена в первую очередь против Китая и Украины, основных поставщиков такой посуды. «Заградительные пошлины фактически закрыли рынок, объем которого в несколько раз превышает объем производства всех российских заводов, – считает Андрей Дегтяренко. – В результате ассортимент сократится, а цены вырастут». 

 

Производители сувенирной продукции могут попытать счастья за рубежом

Достучаться до потребителя на иностранном рынке бывает проще, чем на российском. Поэтому отечественные компании ищут новые рынки сбыта за границей. «В этом году мы разработали новый бренд бизнес-сувениров (F.O.R.) для международных продаж и представили его на выставке в Гонконге. Нам интересны рынки сбыта Китая, Индонезии, Японии, Австралии, стран Европы. Наш стенд посетило 280 компаний, и мы надеемся, что часть из них станут нашими заказчиками», – рассказывает Андрей Дегтяренко. «Наша компания достаточно давно работает на других рынках, – говорит Алексей Вязовцев. – Мы изготавливаем продукцию для клиентов из 12 стран. Могу сказать, что по запросам зарубежные потребители не сильно отличаются от российских, но клиенты в других странах с большим пониманием относятся к соотношению «цена – качество». Например, они знают, что самая дешевая ручка из Китая писать будет, но недолго и может быстро сломаться. А вот российский покупатель часто считает, что она должна быть дешевой, но писать, как Parker».

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль