Готов ли бизнес отдавать 3% в виде налога с продаж

6501
Готов ли бизнес отдавать 3% в виде налога с продаж

Фото: Flickr


Правительство решило увеличить налоговую нагрузку на компании, чтобы пополнить бюджеты регионов. Налог, отмененный более 10 лет назад, может лечь тяжким бременем как на предпринимателей, так и на конечных потребителей уже в 2015 году.

 

Готов ли бизнес отдавать 3% в виде налога с продаж

 

Готов ли бизнес отдавать 3% в виде налога с продаж

 

Готов ли бизнес отдавать 3% в виде налога с продаж

 

История налога с продаж в России

1991 год. Налог с продаж был введен законодательством СССР, ставка – 5%. После распада Советского Союза создали новую систему налогов и сборов: 1 января 1992 года начал действовать Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В этом документе налог с продаж отсутствовал. 


 

1998 год. Налог с продаж ввели в действие во второй раз, правда, он стал региональным. То есть власти каждого субъекта Российской Федерации сами решали, взимать налог или нет. Максимальная ставка была также на уровне 5%. Подчеркивалось, что с введением на территории субъекта Российской Федерации налога с продаж прекращается взимание основной части местных налогов. 1 января 2004 года налог с продаж отменили. 


 

2015 год. О возврате налога с продаж заговорили весной 2014 года. Также рассматривался вариант повышения ставки НДС с 18 до 20%. Президент России Владимир Путин поддержал инициативу введения налога с продаж. Предполагается, что он начнет действовать 1 января 2015 года (в НК РФ появится новая глава – 30.1 «Налог с продаж»). Окончательно это станет известно уже осенью, когда Государственная дума приступит к работе после летних каникул. Ставка налога составит 3%, вводить его, как и прежде, будут власти регионов.

 

Подготовлено редакцией


Кто выиграет, а кто проиграет от налога с продаж: анализ предыдущего опыта

Александр Житнич, Партнер и соучредитель компании «Персональный налоговый менеджмент», Москва


 

Цель налога с продаж – залатать дыру в бюджете, однако если разобраться, то поступления от него в бюджет до 2004 года составляли всего 1–1,5% от общего числа сборов. Судя по прогнозу Минфина России, собираемость налога с продаж составит 200 млрд руб. в год, что сопоставимо с предыдущими показателями. Положительным фактором его введения является то, что он будет поступать в региональные бюджеты, многие из которых находятся в плачевном состоянии, хотя полностью покрыть их дефицит не удастся. Теоретически налог с продаж должен заменять НДС, но не дополнять. Например, в США и Японии, где есть налог с продаж, НДС не взимается.


 

Кто выиграет, а кто проиграет. В начале 2000-х годов проводилось исследование, посвященное отмене налога с продаж. Были сделаны следующие выводы: после отмены данного налога в легкой промышленности ситуация улучшится, а в тяжелой и горнодобывающей, напротив, незначительно ухудшится. Соответственно, сегодня можно ожидать обратного эффекта: ухудшение положения в легкой и пищевой промышленности, торговле и незначительное улучшение показателей в других сферах экономики.


 

Бизнес ждет повышение административной нагрузки, особенно остро это почувствуют небольшие компании. Для крупного ретейла нагрузка будет не так ощутима – здесь планируют запустить проект по онлайн-передаче информации с кассовых аппаратов в ФНС. Могу предположить, что с помощью этой системы будут контролировать и налог с продаж. 


 

И еще один нюанс: раньше налог с продаж брали только с наличного оборота, а в предлагаемом законопроекте Минфина такая норма отсутствует, облагаться будет как наличный, так и безналичный оборот.


 

Совет Генеральным Директорам. Чтобы сохранить рентабельность, компаниям, скорее всего, придется поднимать цену на 3%. Однако такой шаг в ряде сфер деятельности может сделать товары неконкурентоспособными. Поэтому уже сейчас стоит обратить внимание на повышение рентабельности бизнеса, начав снижать внутренние издержки.


 

Подробнее о данном нововведении 
читайте в материале 
«Обзор новых 
документов».

 

Потребительские настроения находятся в «красной зоне», налог с продаж их не улучшит

Марина Красильникова, Руководитель отдела изучения доходов и потребления исследовательской компании «Левада-центр», Москва; кандидат экономических наук


 

Введение налога с продаж будет неприятным «подарком» для населения России, поскольку в настоящий момент оно не готово к любому повышению налогов. Это связано с тем, что материальное положение потребителей перестало улучшаться (см. Индекс потребительских настроений за 2008–2014 годы). Лишь около четверти семей живут по-прежнему, не обращая внимания на рост цен. Остальные россияне постепенно снижают потребление. Их ожидания не оправдываются, а индекс потребительских настроений снижается второй месяц подряд. Более того, потребительские настроения уже несколько лет находятся в негативной «красной зоне», составляя 83% от показателей марта 2008 года. Таким образом, повышение налоговой нагрузки – очень непопулярная мера, и непонятно, как регионы решатся ее вводить. Конечно, 3% – не так уж и много на фоне того, что с начала года цены на продукты выросли значительно больше. Между тем эта мера маркирована иначе, чем инфляция, которую население практически не замечает. Иными словами, в данном случае имеется конкретный «виновник» роста цен – руководство региона, которое будет вводить налог с продаж.


 

Одновременно усилится давление на рентабельность торговых сетей, имеющих низкую маржу. И предприниматели будут вынуждены повысить цены на товары и услуги, чтобы снизить издержки и сохранить положительную прибыль. В результате возможно усиление социальной напряженности. Кроме того, по мнению экспертов, налог может оказать влияние на инфляцию в 2015 году, повысив ее минимум на 1,5%. Несмотря на все эти негативные факторы, увеличивать налоговую нагрузку все же придется, чтобы как-то пополнить региональные бюджеты и попытаться хоть немного улучшить экономическое положение страны, находящейся в состоянии стагнации.


 

Для бизнеса – это очередное обременение

Сергей Рак, Председатель совета директоров компании «Маркон» (бренд Стардог!s), Москва


 

Правительство планирует повысить налоги, и у меня, например, это не вызывает удивления. Однако положение бизнеса ухудшают не только высокие налоги, но и расходы на их администрирование. Так, в нашей стране бухгалтерский и налоговый учет требует серьезных трудозатрат, в отличие, скажем, от Европы, где в ресторанном бизнесе в штате часто вообще нет бухгалтера. Налог с продаж для регионов – безусловно, положительное решение, для бизнеса – очередное обременение.


 

Последствия для бизнеса. Никаких других способов сохранить доходы, кроме как повысить цены на эти пресловутые 3%, у торговых и общепитовских компаний просто нет. А это значит, что темпы роста бизнеса будут замедляться даже быстрее, чем раньше, хотя 2014 год и так показывает негативную динамику. По данным Росстата, во II квартале рост розничной торговли составил 1,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В то же время в 2013-м был зафиксирован рост на 3,8%. В общепите в этом году рост также составил 1,8%, в прошлом – 5,2%. Это самые низкие показатели начиная с I квартала 2010 года, и с введением налога с продаж они будут только снижаться. Не исключено, что из-за падения спроса нас ждет череда банкротств компаний.


 

Советы предпринимателям

  1. Постарайтесь переждать – какие-либо новые бизнесы или направления открывать сейчас нецелесообразно. В первую очередь в тех отраслях, которые зависят от спроса населения. 

  2. Повышайте устойчивость Вашего бизнеса за счет закрытия низкорентабельных торговых точек. Например, в общепите лучшая рентабельность у «Макдональдса» – около 10–12% (в сетевой рознице в два раза ниже). На эти показатели и нужно равняться.

  3. Ни в коем случае не идите по пути снижения себестоимости за счет ухудшения качества – потребитель Вас не поймет! Особенно это касается компаний, у которых есть бренды, работающие по определенным стандартам.

 

Справка


Александр Житнич окончил Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «судебно-бухгалтерская экспертиза». С 2004 по 2009 год работал в Федеральной налоговой службе. С 2009-го – в компании «Персональный налоговый менеджмент».

Марина Красильникова окончила экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 
В 1988–2003 годах – сотрудница Всесоюзного (с 1992-го – Всероссийского) центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В 2003-м вместе с частью коллектива ВЦИОМ основала компанию «Левада-центр».

Сергей Рак окончил МФТИ, аспирантуру Института высоких температур АН СССР. В бизнесе с 1992 года. Работал в компаниях сферы торговли и общественного питания на позициях коммерческого, финансового, Генерального Директора. Во франчайзинге с 2004 года, когда возглавил это направление в компании «Маркон». Входит в совет московского городского отделения общественной организации «Опора России», председатель комитета по франчайзингу.

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль