text
Генеральный Директор

Насколько оправдались прогнозы относительно развития рынка недвижимости Московского региона

  • 25 июня 2015
  • 944
Фото © Pavel L Photo and Video | Shutterstock
Фото © Pavel L Photo and Video | Shutterstock

Дмитрий Пантелеймонов, директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп»

Можно сказать, что реальность в первом полугодии оказалась приятнее ожиданий. Мы прогнозировали три ключевых тенденции: сокращение объемов ипотечного кредитования, падение платежеспособного спроса на жилье и банкротство многих и многих застройщиков с логично вытекающим отсюда массовым «замораживанием» строек.

Первое ожидание в той или иной мере сбылось: по данным ЦБ РФ, объемы ипотечного кредитования только в январе-апреле 2015 года снизились, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40%. И хотя официальных данных за первое полугодие пока нет, уже ясно, что, несмотря на запуск ипотеки с субсидированной ставкой, достичь прошлогодних объемов выдачи не получится — хотя бы просто из-за отсутствия возможности покупать в кредит вторичное жилье.

Второй прогноз реализовался лишь отчасти и для отдельных сегментов рынка: спрос беспрецедентно снизился на ту же «вторичку», на жилье класса «бизнес» и более высоких ценовых сегментов. Бюджетные новостройки в Москве и особенно в области по-прежнему хорошо продаются. Была определенная «пауза» в начале года, но ее удалось полностью компенсировать в апреле-июне, когда показатель числа заключаемых сделок резко пошел вверх.

Что касается банкротств компаний и «замораживания» проектов — это ожидание смело можно назвать преждевременным. В Подмосковье официальный перечень проблемных застройщиков стабильно насчитывает менее сотни компаний, причем не все из них находятся в процессе банкротства, некоторые просто допускают нарушения и по мере их устранения из данного перечня исключаются. В список проблемных строек региона входят менее 40 объектов, это нормальный показатель. Здесь мы ошиблись, но это тот случай, когда «я сам обманываться рад».

Андрей Ковалев, собственник ГК «ЭКООФИС»

Полгода назад лично я не прогнозировал массовых банкротств девелоперов или «раздачи» помещений даром. Дело в том, что если прошлый кризис стал для рынка коммерческой недвижимости абсолютным шоком, событием, к которому никто не был готов, то сейчас ситуация довольно хорошо прогнозируется. К этому кризису игроки рынка, имеющие опыт и голову на плечах, пришли с рублевыми кредитами и рублевыми ставками. И пока мы, действительно, не слышали о каких-то громких банкротствах или переходе залоговых активов к банкам.

Сбылось также ожидаемое нами смещение спроса в сторону «средних» категорий коммерческой недвижимости. Ощутимо пустеют высококлассные офисы, многие арендаторы либо переезжают в более дешевые, либо отказываются от части занимаемых площадей. Новые торговые центры также открываются полупустыми. При этом «крепкие середняки» (В, В-, С) и в торговом, и в офисном сегментах переживают как раз приток новых арендаторов из сегментов В+ и даже А.

Не сбылось ожидаемое многими арендаторами глобальное падение ставок. Если говорить о рублевых ценниках, то, например, на наших объектах они вообще никак не корректировались. И даже те бизнес-центры, которым приходится для сохранения заполняемости снижать ставки, делают это не кардинально. В основном же меры по привлечению и удержанию арендаторов сводятся к тем или иным преференциям. Для сравнения: в прошлый кризис приходилось снижать процентов на 40.

Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG

В общем и целом, фактические параметры развития рынка коммерческой недвижимости Московского региона в первом полугодии нас не шокировали, мы достаточно «безболезненно» прошли почти первое полугодие. Главное — не был реализован негативный сценарий, предусматривавший полный коллапс российской экономики с сильным удешевлением нефти, девальвацией рубля и, как следствие, обвалом всех рыночных показателей.

Второе ожидание как раз сбылось — ключевым трендом на рынке коммерческой недвижимости, как мы и говорили, стало стремление всех его участников к оптимизации затрат на существование и развитие. Существенная доля компаний-арендаторов продолжила пересматривать свои планы по развитию бизнеса, что, конечно, привело к снижению спроса на качественные офисы, склады и торговые помещения.

Ожидание третье, сбывшееся — падение объемов ввода новых коммерческих площадей. Яркий пример — сегмент качественной торговой недвижимости: на 2015 год изначально был заявлен ввод примерно 1,2 млн качественных торговых метров, по факту в первом квартале введено «переведенных» с 2014 года - 240 тыс. кв.м, и по итогам года максимальный показатель составит не более 600-700 тыс. кв.м.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 10 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.