Как выстроить отношения с миноритарными акционерами

1620
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
  • Почему важно работать с миноритарными акционерами
  • Как работать с миноритариями

Выстраивая отношения с миноритарием, нужно помнить, что в подавляющем большинстве случаев захвата предприятий помощь рейдерам оказывали именно миноритарные акционеры.

Конфликт, как правило, начинается с иска миноритарного акционера, причем исковые требования могут быть абсолютно надуманными. Однако в обеспечение своих исковых требований акционер может потребовать от суда принять обеспечительные меры, например, в виде ареста имущества предприятия, что, безусловно, осложнит работу компании. А если учесть, что такие споры рассматриваются заинтересованными судьями, то нетрудно предположить исход судебного процесса, тем более что судебные споры порой затягиваются на годы.

Предприятия, ставшие акционерными обществами в результате приватизации, как правило, имеют большое количество миноритарных акционеров, основную массу которых составляют физические лица. Часто это бывшие или нынешние сотрудники компании, и их жизненный путь в той или иной степени был связан с акционерным обществом. Поэтому мотивация поступков таких акционеров не всегда связана с получением части прибыли общества (дивидендов).

Многие владельцы акций являются пенсионерами, отработавшими на предприятии не один десяток лет и ощущающими сопричастность происходящим в компании процессам. Именно по этой причине в ходе массовых скупок акций они не хотят расставаться с принадлежащими им ценными бумагами. Или, продавая основной пакет, оставляют у себя одну-две акции родного завода, фабрики и т. п.

Существует миф, что из-за малого количества принадлежащих им акций (в среднем не более 5-10%) миноритарные акционеры не представляют опасности для бизнеса, и поэтому владельцы предприятия и менеджмент могут позволить себе не учитывать их интересы. С этой точкой зрения трудно согласиться по следующим причинам:

Во-первых, миноритарные акционеры предприятия обычно относятся к группе людей, отличающейся повышенной политической активностью. Такие люди регулярно голосуют на выборах всех уровней. Поэтому российские политики вынуждены корректировать свое поведение, считаясь в том числе и с их настроениями. Где гарантия того, что глава местного самоуправления будет идти на контакт с новыми собственниками расположенного на вверенной ему территории предприятия, если отрицательный имидж владельцев предприятия, настроивших против себя миноритарных акционеров, может распространиться и на самого представителя власти?

Во-вторых, миноритарии могут создать отрицательный образ компании среди населения города, района и даже определенного региона. Здесь срабатывает эффект сарафанного радио, когда мнение отдельно взятой группы людей о состоянии дел на предприятии становится известным далеко за его пределами.

Что могут миноритарии

В условиях борьбы за контроль над акционерным обществом миноритарные акционеры очень мешают, задают вопросы, пишут жалобы и исковые заявления. Поэтому от них пытаются избавиться. Но наиболее активные вступают в борьбу, стараясь заставить руководителя предприятия считаться с собой. Исход зависит от того, насколько грамотными будут действия предприятия, достаточными ли финансовыми и административными ресурсами оно обладает.

Миноритарии борются с неприемлемыми для них действиями следующими способами:

  • консолидацией своих голосов на общих собраниях акционеров общества;
  • постоянным давлением на общество с целью получения различной информации, которую оно обязано им предоставлять;
  • обращением с жалобами и заявлениями в контролирующие органы;
  • подачей в суды исков и заявлений, оспаривающих различные действия акционерного общества.

Как избавиться от миноритарных акционеров

Чтобы избежать возможных негативных последствий, к которым могут привести действия миноритариев, компания и контролирующие акционеры должны поступать следующим образом:

Создавать положительный имидж компании в местных СМИ, доступных большинству миноритарных акционеров. Результатом должно стать позитивное восприятие владельцев предприятия, а также поддержка намечающихся на предприятии изменений.

Максимально открыто проводить смену руководящего состава акционерного общества. Приветствуется широкое освещение в прессе соответствующего собрания акционеров. Желательно предоставить рядовым акционерам возможность лично задать интересующие их вопросы новому Генеральному Директору, членам совета директоров, реальным собственникам предприятия (особенно если эти лица являются публичными фигурами).

Открытость избрания руководителя предприятия целесообразна, даже если в соответствии с уставом данный вопрос входит в компетенцию совета директоров. Я знаю случай, когда заседание совета директоров, на котором избирался новый Генеральный Директор, проводилось в актовом зале общества в присутствии всех желающих акционеров и даже простых рабочих.

Говорит Генеральный Директор

Александр Солдатов, Генеральный Директор ОАО «Группа «Разгуляй», Москва

Думаю, что главной причиной конфликта с миноритариями становится невозможность связаться с предприятием и отсутствие интересующей информации. Мы стараемся не допускать подобных ситуаций.

За год, прошедший после проведения IPO, конфликтных ситуаций с акционерами не возникало. Думаю, это происходит и благодаря тому, что сотрудники, отвечающие за взаимодействие с инвесторами, всегда уделяют им внимание и пытаются по возможности ответить на все интересующие вопросы. Кроме того, информация обо всех существенных событиях, в том числе и о планируемых собраниях акционеров, размещена на нашем сайте, и по мере необходимости организуются конференц-коллы, на которых все заинтересованные лица могут задавать менеджменту компании вопросы. Мы стремимся создать для своих акционеров комфортные условия участия в общих собраниях. На собрания приглашается также весь менеджмент компании, готовый ответить на вопросы акционеров.

Разъяснять мелким акционерам, что изменения, происходящие в обществе, направлены в первую очередь на благо предприятия. Возможные сокращения, уменьшение заработной платы носят временный характер. При этом следует напоминать о приоритете общих интересов (завода) над частными (акционеров, работников и т. п.).

Целесообразно всячески поддерживать инициативу рядовых акционеров по усовершенствованию работы предприятия. Это может выражаться в сборе устных и письменных предложений. Большой эффект дает вручение поощрительных и почетных грамот, а также соответствующих значков («Лучший акционер года» и т. п.). Вручение грамот и знаков отличия лучше проводить в торжественной обстановке, например, на общем годовом собрании акционеров.

Говорит Генеральный Директор

Александр Солдатов, Генеральный Директор ОАО «Группа «Разгуляй», Москва

Нельзя сказать, что работа с миноритарными акционерами не приносит никаких проблем.

В частности, у нас бывают проблемы из-за периодически возникающей необходимости в одобрении сделок с заинтересованностью. Такие сделки должны одобряться большинством миноритариев, то есть 14,2% должны проголосовать за. Пока достичь кворума не получается, несмотря на все старания ответственных сотрудников заинтересовать акционеров и показать значимость сделок для общества.

В нашей практике были случаи, когда у акционеров возникало право требовать от нас выкупа принадлежащих им акций. Например, когда акционер голосовал против или не участвовал в голосовании на общем собрании акционеров по вопросу одобрения крупной сделки. Наши сотрудники оказывали содействие акционерам и их представителям в подготовке соответствующих документов, исправляли ошибки. Думаю, это и помогло избежать проблем, которые возникли бы, не удели мы миноритариям должного внимания.

Прислушиваемся мы и к предложениям акционеров, отправленным нам в письменном или электронном виде: они рассматриваются в обязательном порядке.

Как выстроить отношения с миноритарными акционерами

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль