Мозговой штурм, или Brainstorming: 2 этапа поиска гениальных идей

1582
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
  • Методики, с помощью которых можно повысить эффективность отдельных процессов предприятия
  • 2 этапа проведения мозгового штурма
  • Кому и когда нужен brainstorming

Мозговой штурм (англ. Brainstorming) стимулирует группу людей генерировать большое количество идей. Любая творческая задача предполагает множество вариантов решений. Зачастую люди поначалу отбрасывают смелые, нестандартные ходы, опасаясь критики и насмешек со стороны коллег и начальства, а также рисков, сопряженных с освоением нового. Между тем действительно эффективные решения часто лежат далеко за пределами стандартов. Устраняя фильтры привычек, мозговой штурм повышает качество и количество генерируемых командой идей, отделяя процесс придумывания от критики.

Проведение brainstorming (мозгового штурма) включает 2 этапа

Этап 1. Генерация идей

Цель — собрать как можно больше разных предложений. Занимает примерно два-три часа. Начинается мозговой штурм с формулирования задания для участников (дополнительно можно раздать каждому листок с задачами). Для решения масштабных проблем иногда организуют выездную сессию, позволяющую сочетать дискуссии с отдыхом. Практика показывает, что качество идей, предложенных группой на второй день работы, выше, чем в первый.

На этом этапе мозгового штурма важно соблюдать основное правило — приветствовать любые, самые безумные и даже явно ошибочные идеи. Поэтому устанавливается запрет на любую критику (даже в виде скептических улыбок!) и поощряется любая мысль. Задача модератора (ведущего) — не руководить, а подбадривать и эмоционально заводить участников. У него всегда должен быть в запасе способ зажечь уставших или зациклившихся на одном и том же людей. Как правило, для этого нужно подать новую неочевидную идею или задать провокационный вопрос. Лучше, если в роли ведущего мозгового штурма выступит коллега или нейтральный человек, а не прямой начальник или сам Генеральный Директор.

Обсуждение удобно записывать на диктофон, чтобы не пропустить чьи-то слова в шумном потоке высказываний.

Этап 2. Анализ идей

Цель — проанализировать выдвинутые в ходе проведения мозгового штурма предложения и отобрать наиболее перспективные с точки зрения их реализации.

Нужно попробовать довести до рабочего состояния каждую идею, оценив осуществимость и риски возможного проекта. Недостатки собственного творчества заметить сложно, поэтому критику идей лучше поручить другим людям, а не их авторам. Результатом второго этапа станет список наиболее перспективных предложений.

Опыт показывает, что в результате мозгового штурма практически всегда находятся такие решения, которые раньше никому из сотрудников не приходили в голову.

Рассказывает практик

Олег Репин, Финансовый директор холдинга «Группа ИМА», Москва

Работая над различными проектами, подразделения нашей компании активно используют метод мозгового штурма. Современный рынок PR-, рекламных и информационных услуг достаточно динамичен. Для сохранения рыночной ниши, а тем более для ее расширения, нам необходим поток новых нестандартных решений. Их могут подсказать сотрудники, главное — организовать процесс генерации идей.

Мы придерживаемся классической схемы, делая основной упор на свободное выражение мыслей. В качестве модераторов у нас выступают опытные руководители. Их задача — отслеживать моменты, когда активность участников затухает (новые предложения перестают поступать), обсуждение начинает идти по кругу или когда мозговой штурм превращается просто в балаган. Модераторы стимулируют генерацию идей, а по истечении двух часов останавливают процесс. На этапе экспертизы отобранных идей мы подключаем финансистов и юристов, которые должны оценить перспективность и осуществимость проектов.

Мы часто используем элементы мозгового штурма для решения сугубо финансовых задач, включая в группу обсуждения нестандартной сделки проектных менеджеров. Они напрямую не связаны с финансами, однако хорошо понимают смысл проекта и могут подсказать ценные мысли по его реализации. Их представление о бухгалтерии и финансах позволяет высказывать совершенно невозможные, с точки зрения специалистов, идеи. Они-то очень часто и наталкивают нас на новые и оригинальные ходы.

Еще я заметил один удивительный эффект мозгового штурма: даже если группе не удалось предложить оригинальную идею, то на следующий день (или через день-два) кому-то из участников обязательно придет в голову необычное решение.

Кому и когда нужен мозговой штурм

Мозговой штурм могут использовать абсолютно все компании для нестандартного решения достаточно простых задач. У brainstorming’а есть как минимум два ограничения.

Во-первых, не стоит выносить на обсуждение слишком сложную (комплексную) проблему — лучше разбить ее на более простые (узкие). Например, с помощью мозгового штурма можно придумать рекламный слоган для небольшого магазина.

А вот разработка стратегии целого предприятия — комплексная задача, решение которой должно складываться из ответов на целый ряд вопросов: «Какие ресурсы можно задействовать для развития?»; «Какие угрозы могут ухудшить наше положение?»; «Чем мы можем выгодно отличаться от конкурентов?»; «Как привлекать в компанию отличных специалистов?» и т. п.

Во-вторых, не стоит пытаться решить с помощью мозговых штурмов задачи, имеющие одно правильное решение. Для ответа на такие вопросы нужны знания и опыт, а не развитое воображение.

Ничто не мешает Генеральному Директору внедрить обсуждение в виде мозгового штурма на своем предприятии. Достаточно собрать нескольких специалистов и поставить перед ними четкую задачу. В этом случае затраты на brainstorming будут определяться стоимостью рабочего времени сотрудников. Сегодня проведение мозгового штурма предлагают своим клиентам многие консультационные фирмы. Мероприятие с привлечением опытного модератора стоит от 500 до 1500 долл. США.

Попробуйте организовать мозговой штурм посредством Skype. Организованные таким образом мозговые штурмы не требуют сколько-нибудь серьезных расходов. Ход обсуждения сразу записывается на информационные носители, а затем анализируйте записанное.

Одной из сложностей внедрения на предприятии такой формы работы, как мозговой штурм, является принятый стиль общения подчиненного и руководителя.

В повседневной деятельности сотрудники должны не только высказывать свои соображения, но и аргументировать их. Начальники обязаны оценивать их мысли. В процессе мозгового штурма оценивать и критиковать друг друга нельзя, подчиненных и руководителей не существует — все равны. Поэтому модератором (главным на штурме) мы назначаем активного человека из неруководящего состава, а каждый из руководителей компании, участвующих в обсуждении, публично заявляет, что он подчиняется указаниям модератора наравне со всеми. Это позволяет всем легче включиться, должностная иерархия упраздняется, связанное с ней психологическое напряжение в группе снимается. По этой же причине мы никогда не назначаем совещания, отчетные собрания и другие мероприятия такого рода перед проведением штурма.

Ошибки и правила мозгового штурма

Участники не разогреты перед обсуждением. Для начала мозгового штурма недостаточно бодрого возгласа ведущего: «Ну, смелее выдавайте Ваши неожиданные идеи!» — необходима разминка. Можно рассказать про другой удачный мозговой штурм или анекдот в тему, а затем приступить к разъяснению проблемы.

Высказываются все в обязательном порядке. Мозговой штурм — это не совещание, здесь стоит задача получить как можно больше оригинальных идей, а не просто выслушать всех. Не заставляйте людей говорить, если они не хотят. Если все пойдет удачно, люди сами с какого-то момента начнут выкрикивать идеи, часто перебивая друг друга.

Мозговой штурм превращается в пустую болтовню. Идеи должны сыпаться как из рога изобилия, одна за другой, никакого «просто общения» не допускается.

Мозговой штурм сильно затягивается. Модератор должен завершить первый этап через три часа, мягко, но настойчиво выводя людей из состояния творческого экстаза, если они не могут остановиться сами.

Мозговой штурм ведет непрофессиональный модератор. Как нельзя научиться играть на рояле по телевизору, так нельзя стать хорошим ведущим мозговых штурмов по книгам. Модератор должен осваивать работу на практике — учиться у тех, кто уже имеет успешный опыт проведения мозгового штурма для решения нестандартных, творческих задач.

Прием «дай совет соседу справа»

Аяз Шабутдинов, Владелец компании Like, Ижевск

В нашей компании примерно раз в неделю все сотрудники собираются на общее совещание по итогам работы. Один из элементов планерки – мозговой штурм. Нюанс заключается в том, что работники предлагают решения проблем для тех коллег, которые сидят справа от них. Иногда мы меняем правила игры: советы даются не тому, кто находится справа, а тому, кто напротив. Или слева. Или через одного. Иными словами предугадать, с кем лучше сесть рядом, заранее невозможно.

Советчик должен не просто озвучить идею, но и помочь ее осуществить (например, письменно изложить весь алгоритм действий). Поэтому мы не заставляем говорить всех без исключения – «совет соседу справа» дает тот, кто хочет и готов помочь. Если эту практику сделать обязательной, то положительный эффект, который она приносит, исчезнет. Метод «дай совет соседу справа» помогает нам раскачать присутствующих, после первых реплик к обсуждению подключаются другие участники совещания.

Например, на одном из собраний мы решали, как систематизировать уроки корпоративного бизнес-центра. Ранее все участники семинаров сохраняли информацию как попало, иногда что-то терялось. В ходе мозгового штурма родилась неплохая идея сделать книгу, в которой каждое занятие выделяется своим цветом, предусмотрено место для заметок. А информация с последующих уроков будет вставляться в такую книгу дополнительно.

Мозговой штурм, или Brainstorming: 2 этапа поиска гениальных идей

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль