text
Генеральный директор

Как анализировать расходы компании и контролировать их

  • 13 апреля 2016
  • 1698
профессор ИБДА РАНХиГС, доктор экономических наук
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
  • Как планировать работу, анализируя отчеты о прибылях и убытках

Не все отделы компании работают напрямую с клиентами и приносят прибыль, не все руководители подразделений могут самостоятельно распоряжаться определенными суммами. Так что прибыль можно посчитать не на любом уровне управления, а вот затраты есть у всех подразделений. Поэтому важно анализировать расходы компании и контролировать их. Основная задача управленческого учета, основанного на анализе расходов компании, в том, чтобы рационально использовать ресурсы компании, планировать объемы закупок и численность персонала, контролировать качество продукции.

Любому Генеральному Директору полезно разобраться с важными терминами управленческого учета и оперировать ими.

Выигрышный ход: какой тип стратегии подходит вашему бизнесу

Как часто руководителю нужно заниматься стратегией компании или менять ее? Большинство директоров, создавших успешные бизнесы, и управленческих консультантов сходятся в одном: в нынешние времена — постоянно. Смена стратегии — не показатель слабости, а наоборот, индикатор живучести компании.

В статье мы собрали четыре типа стратегических подходов, их примеры, а также шаблоны и таблицы для определения стратегии компании.

Активировать бесплатный доступ к статье >>>

1. Совокупные расходы (total costs, TC). Включают три вида расходов:

  • производственные (себестоимость продукции);
  • коммерческие (связанные с реализацией продукции);
  • управленческие.

Обычно совокупные расходы считают постоянными, но это не всегда так. Например, расходы на перемещение грузов внутри предприятия – это расходы общего характера. Однако объемы производства могут сокращаться, и тогда требуется меньше внутренних перевозок.

2. Постоянные расходы (fixed costs, FC) и переменные расходы (variable costs, VC). Постоянные расходы остаются более-менее неизменными при увеличении количества проданных единиц продукции (в натуральном выражении). Переменные расходы напрямую зависят от объемов, то есть при увеличении количества проданных единиц продукции они пропорционально возрастают.

Зависимость постоянных и переменных расходов от объема продаж

Как анализировать расходы компании и контролировать их

3. Удельные (средние) переменные расходы (average variable costs, AVC). В управленческом учете допускается, что переменные расходы при перерасчете на единицу продукции будут постоянной величиной. Хотя это не всегда так. Например, закупочная цена на продукты для магазина может меняться из-за роста цен на топливо и других внешних факторов. Поэтому себестоимость продукции, которую мы рассчитываем, через какое-то время всегда меняется.

4. Смешанные расходы (mixed cost, MC). Это промежуточная группа между постоянными и переменными расходами. По оценке зарубежных авторов, в эту группу может попадать до 80% затрат компании.

5. Накладные или прямые расходы (direct costs, DC) и косвенные расходы (indirect costs, IC).Прямые затраты часто приравнивают к постоянным. Например, у нас есть оборудование, с помощью которого мы выпускаем один вид продукции. Амортизацию по этому оборудованию мы будем начислять линейным способом: неважно, сколько времени работает оборудование, на амортизацию заложена фиксированная сумма в месяц. То есть это прямые расходы, не зависящие от объема.

Зачем нужно уметь делить расходы на группы

Первый бюджет, который формируется любым управленцем, – это бюджет продаж. Другими словами, прежде всего, нужно определиться с количеством продукции, которую компания планирует продать за определенный период времени, а также с ценовой политикой. Установить плановые величины будет проще, если вы понимаете, как затраты зависят от объема продукции.

Чтобы определить точку безубыточности, обычно строят график, на котором будут отражены объем продаж, затраты и финансовые результаты. Следует обратить внимание, что при этом делаются весьма серьезные допущения:

  • объем продаж и объем производства совпадают (хотя бы на каком-то отрезке времени), если мы определяем выпуск продукции в отпускных ценах;
  • цена на товар не меняется;
  • себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы можно разделить на две группы – постоянные (не зависят от объемов продаж) и переменные (растут пропорционально по мере увеличения объемов продукции);
  • компания выпускает всего один вид продукции.

Гораздо проще считать так: как только совокупная маржа выйдет на уровень постоянных расходов, компания станет безубыточной.

В ежедневной работе не стоит делить затраты, которые ложатся на бизнес в целом, по разным направлениям деятельности и т. д.

Как анализировать расходы компании и контролировать их

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.