5 способов пережить сезонность производства с наименьшими потерями

1002
Фото © Sparklehausen | Flickr
Фото © Sparklehausen | Flickr
  • Чем занято производство компании VEKA Rus в низкий сезон
  • Как компания «Мир деревянной игрушки» в несезон работает с партнерами
  • Как кондитерская «Кусочек счастья ТМ» заявляет о себе в несезон
  • Как компании Eniland благодаря сезонности удается развивать собственную марку одежды и выполнять сторонние заказы

Каждый год руководители компаний ломают голову над тем, как пережить сезонность производства без убытков для бизнеса.

Сезонность производства – удачное время для тестирования продукции

Йозеф Бекхофф, Генеральный Директор компании VEKA Rus, Москва

Оконная отрасль в нашей стране характеризуется ярко выраженной сезонностью спроса на продукцию нашего производства, что напрямую сказывается на объемах продаж. Так, на основе наших многолетних наблюдений была выявлена любопытная закономерность – торговый оборот первого полугодия составляет примерно 30% от всего годового оборота.

Сезонность производства

В Московском регионе самый низкий спрос в январе – марте. В апреле активность покупателей зависит от многих факторов, в том числе от погоды. Если месяц выдался теплый, то спрос со стороны частных и коммерческих застройщиков может возникнуть раньше обычного времени. В мае отрасль оживает, наблюдается постепенный рост до августа, а затем следует фаза максимального спроса, которая продолжается до ноября включительно.

Сезонность спроса на продукцию производства со стороны b2b-клиентов тесно связана с циклами строительства частных домов, многоэтажного жилья и коммерческих зданий. Многие объекты закладываются весной, возводятся в течение теплого сезона и сдаются в конце года. К началу зимы строителям надо закрывать тепловой контур зданий, а также завершать проекты с бюджетным финансированием и отчитываться по ним. Сезонность спроса со стороны частных клиентов – владельцев городских квартир и индивидуальных домов – продиктована стереотипом, что окна следует менять только в теплое время года.

Дополнительные факторы, влияющие на объемы продаж

В прошлом году по мере девальвации рубля начали дорожать импортные компоненты, которые используются при изготовлении ПВХ-профилей. Это неминуемо должно было отразиться на отпускных ценах российских производителей. Чтобы оконные компании могли планировать свои закупки, мы поднимали цены в несколько этапов и заранее проинформировали партнеров о графике грядущих повышений на полугодовую перспективу. Многие закупили большие объемы продукции впрок. Это привело к тому, что спрос на профиль в зимние месяцы 2015 года был заметно выше обычных среднесезонных значений.

Перестройка производства продукции в зависимости от сезонности

Сезонность производства меняет не столько загрузку наших заводов, сколько направление их работы.

В низкий сезон производство отчасти переключается на выпуск артикулов, которые достаточно затратны в настройке, но которые должны быть на складе.

Кроме того, именно в эти месяцы выполняется большинство тестовых работ. Если мы готовим новые профильные системы или расширяем ассортимент выпускаемых артикулов, то обкатку нового инструмента стараемся проводить в зимний период. К примеру, при введении в производство системы профилей «Softline 82» было необходимо провести настройку минимум пяти комплектов экструзионного инструмента. Каждый комплект предназначен для производства одного артикула, в частности рамы. И каждая профильная система состоит из определенного набора таких артикулов.

Сезонность производства – подходящее для нас время, чтобы пополнить складские запасы. В пиковые летние и осенние месяцы продажи профиля могут превышать объемы выпуска, и эта разница компенсируется именно за счет запасов, накопленных в зимний сезон.

Сезонность производства можно использовать для ремонта оборудования

Алексей Мирский, Генеральный Директор компании «Фестальпине Аркада Профиль», Ярцево (Смоленская область)

Наш рынок отличается ярко выраженной сезонностью производства продукции. Объемы растут с апреля по октябрь, достигая пика в августе – сентябре; низкий сезон для нас – январь – март. Особенно неблагоприятная ситуация складывается в первый месяц нового года. Если в низкий сезон сокращать персонал, то можно потерять квалифицированных сотрудников, которые вряд ли вернутся, когда объемы вырастут. Если создавать запасы на сезон, то накладные затраты на рубль произведенной продукции могут оказаться слишком высокими, поскольку сырье стоит недешево. Да, в теории в несезон цена на металл должна снижаться, но на практике так происходит не всегда. Иными словами, себестоимость продукции, изготовленной в несезон, оказывается выше себестоимости сезонной продукции. Кроме того, есть риск не уложиться в целевые показатели по запасам. Приходится искать компромисс между возможными решениями. Вот что мы делаем с сезонностью производства.

  1. Отправляем людей в отпуск или максимально оптимизируем имеющийся штат, а в период сезона и высокого спроса, наоборот, привлекаем временных рабочих.
  2. В январе закрываем производство и занимаемся ремонтом, переналадками, капитальной уборкой территории и торговлей со склада. Для такой работы численность персонала оптимизируется. Люди трудятся полный рабочий день, а оплата считается по средней зарплате за год (фиксированная часть плюс премии).
  3. Информируем заказчиков, с которыми заключены договоры на годовые объемы продукции, о возможности получения дополнительных скидок при выборе объемов в январе.
  4. Стараемся привлечь заказы на линию продольно-поперечной резки на своем и давальческом сырье, которая в остальной период времени полностью загружена.
  5. Предоставляем возможность размещения заказов на прокат на давальческом сырье.
  6. Осваиваем новые виды продукции, которая не сильно зависит от сезонности, так, начали делать сетку «рабица» из отходов производства.
  7. Активизируем деятельность на рынках, на которых в силу географии смещенная сезонность спроса на продукцию производства. Например, в Краснодарском крае, где работы по строительству и внутренней отделке останавливаются в разгар лета из-за жары, а в течение остальной части года идут полным ходом. В данном случае мы можем предложить скидки на некоторые товарные группы. Затраты на такую деятельность окупаются полностью.
  8. Создаем необходимые запасы готовой продукции на сезон.

Благодаря этим действиям нам удается держать производство в периоды сезонности достаточно загруженным. Показатели бывают разные, однако среднее значение не опускается ниже 80% от плана.

Надо ориентироваться на клиентов, которые заранее готовятся к важным событиям

Олег Михалевич, Коммерческий директор компании «Мир деревянной игрушки», Иркутск

В сфере детских игрушек спад обычно начинается с конца апреля и продолжается до сентября. Мы не только продаем деревянные игрушки, но и сами производим их, поэтому стараемся компенсировать сезонность производства за счет развития дополнительных направлений.

Налаживаем сотрудничество с сувенирными и рекламными компаниями. Как показала практика, вне сезона эти организации на регулярной основе и в рамках всевозможных рекламных кампаний закупают разные подарки для своих клиентов, а также для различных конкурсов и лотерей. Например:

  • сетевые магазины приобретают для «подарков за покупку» различные небольшие игрушки (обычно бренд «Смешарики»);
  • рекламные агентства покупают сложные развивающие игрушки (деревянные лабиринты или шнуровки), с которыми непросто справиться не только ребенку, но и взрослому.

В конце лета начинаются тендеры на поставку игрушек в учебные учреждения, поэтому к нам обращается достаточно много посредников.

Предлагаем наши игрушки в качестве основы для фирменной сувенирной продукции. На рынке много компаний, руководители которых заранее готовятся к важным мероприятиям и корпоративным праздникам. Мы предлагаем таким организациям перекрасить наши игрушки в цвета их торговых марок, нанести бренд. Так, хорошим спросом пользуется настольная игра башня «Дженга» и большие деревянные кубики. К сожалению, предприятий с обширной базой партнеров не так много, поэтому нельзя сказать, что это направление приносит нам большой процент в общей выручки.

Увеличиваем вложения в программу франчайзинга. Во время сезонного спада спроса на продукцию производства мы больше времени уделяем развитию взаимоотношений с нашими партнерами. Не просто отгружаем им заказы, но и предоставляем рекламные и маркетинговые материалы, тем самым стимулируя их продажи, которые впоследствии положительно скажутся и на загрузке нашего производства. В частности, мы разрабатываем макеты для печатных изданий, готовили листовки и буклеты. Клиентам с большим объемом закупок все предоставляем бесплатно, всем остальным предлагаем в электронном виде.

Добавлю ко всему вышесказанному, что мы используем низкий сезон для спокойной доработки CRM-системы, телефонии и сайта.

5 способов пережить сезонность производства с наименьшими потерями

Используем несезон, чтобы заявить о себе

Лана Казновская, Генеральный Директор и владелец компании «Кусочек счастья ТМ», Санкт-Петербург

Наш бизнес не сильно зависит от сезонности, но есть пара месяцев, когда производство не загружено полностью. К этому периоду мы готовимся заранее, и поэтому он становится для нас интересным и продуктивным. Например, мы используем это время, чтобы реализовать имиджевые проекты и заявить о себе чем-то необычным.

В 2014 году мы создали ко Дню города сладкую панораму центра Санкт-Петербурга, которую подарили администрации. Этот прянично-шоколадный макет площадью 6 кв. м готовили всей командой 2,5 месяца. Параллельно с презентацией панорамы в Пассаже на Невском проспекте провели дегустацию продуктов. В этом году планируем «построить» самый высокий пряничный дом и устроить выставку тортов в стиле картин великих художников.

Подобные инициативы требуют вложений (зарплата, сырье и пр.). Я отношу их к расходам на рекламу. Так, сладкий город простоял в Пассаже два месяца, и его увидело огромное число людей. Нас снимали несколько телеканалов, о нас писали в СМИ. Мы отправили заявку в Книгу рекордов Гиннесса. До сих пор к нам приходят заказчики, которые узнали о кондитерской благодаря этому проекту.

Дополнительный плюс такой активности в том, что персонал загружен в периоды сезонности спроса на продукцию производства (а иногда и перегружен, поскольку текущие заказы никто не отменял). При этом все воодушевлены и очень гордятся тем, что сделали нечто грандиозное и удивительное. Кондитеры других фирм начинают проситься к нам, чтобы научиться делать то же самое.

В низкий сезон мы шьем продукцию под собственным брендом

Арсений Коваленко, Собственник и директор компании Eniland, Москва

За девять лет работы мы нашли эффективный способ равномерно загружать мощности даже в периоды сезонности производства.

В высокий сезон (межсезонье и зима) к нам поступает много заказов сторонних клиентов, и мы стремимся в первую очередь выполнить именно их. В низкий сезон (лето) шьем собственную продукцию, которую затем продаем в течение года. Сторонние клиенты – это российские небольшие и средние бренды одежды уличной моды и повседневного спроса. Например, для нескольких московских брендов уличной одежды мы делаем толстовки, футболки, платья, юбки, спортивные костюмы и даже шубы. Для сотрудников нет разницы, какие заказы выполнять: они получают стабильную зарплату.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль