5 принципов руководства персоналом без бюрократии и инструкций

3201
Фото © Maggie Short | Flickr
Фото © Maggie Short | Flickr
Кривенко Андрей
Генеральный Директор и основатель компаний «Избенка» и «ВкусВилл», Москва
  • Почему продавцам не нужны должностные инструкции и приказы
  • Какое качество самое ценное для продавца
  • Стоит ли расставаться с сотрудником, если он не выполняет KPI
  • Как воспитать патриота компании

Бюрократия убивает любую хорошую компанию. Далеко не все сотрудники и компании готовы жить без нее, а у нас получилось. В этом помогли пять принципов руководства персоналом.

Мой принцип руководства персоналом № 1. Не пытаться контролировать все

Однажды ко мне подошел сотрудник и спросил: «Андрей, как ты оцениваешь мою работу?» Я ответил честно: «Никак, потому что понятия не имею, как ты работаешь». Он расстроился. Я убежден, что оценивать работу должен не руководитель, а заказчик: покупатель или подразделение компании, для которой сотрудник выполнял проект.

Я не понимаю руководителей, пытающихся контролировать рабочий процесс. Я разделяю принцип, что контролировать нужно результат персонала. Автор книги «Как гибнут великие» Джим Коллинз говорит о «правильных сотрудниках». Это люди, разделяющие ключевые ценности компании. Они не нуждаются в жестком управлении и контроле. Они относятся к работе как к личной зоне ответственности, а не как к набору должностных обязанностей. Правильному сотруднику не нужен план работы на день, неделю, месяц. Он сам все прекрасно видит, понимает и чувствует. От продавцов, к примеру, мы требуем не так много: прежде всего они должны любить людей. Всему остальному научим. Немаловажно, разделяет ли человек идею здорового питания. Если ест все подряд, ему будет сложно понять суть нашей работы. Для такого человека мы навсегда останемся обычной торговой сетью.

Желание контролировать рабочий процесс парализует свободу действий сотрудника. Навязчивая идея быть в курсе всего, что происходит в компании, и порождает бюрократию.

Современные принципы управления персоналом, бьющие точно в цель

Мой принцип руководства персоналом № 2. Не выпускать приказов, инструкций и распоряжений

Сервис строится на понимании потребностей клиента. А протоколам такие вещи не подвластны. Это как Правила дорожного движения. Они эффективны, пока участники движения их придерживаются. Нештатная же ситуация вызывает у водителя-теоретика панику. Вместо того чтобы сориентироваться на месте и нажать на тормоз, пропуская летящего на красный свет безумца, он давит на газ. А после ДТП начинает доказывать, что в его своде правил есть единственно правильный вариант проезда перекрестка. Формально он прав. Если выживет.

За всю жизнь я не выпустил ни одного приказа и распоряжения, не оштрафовал ни одного сотрудника. К нам приходили люди из компаний с бюрократическим укладом и очень быстро уходили. Им сложно представить, как можно работать без должностных инструкций и распоряжений. В нашем офисе, к примеру, свободное посещение. Сотрудники работают из дома или из кафе – не важно откуда. Главное – результат. У продавцов он измеряется процентом продаж. Причем планы продавцам не ставим. Правильным сотрудникам отсутствие инструкций не мешает добиваться результатов.

5 принципов руководства персоналом без бюрократии и инструкций

Мой принцип руководства персоналом № 3. Доверять подчиненным

Ни один человек не сделает работу плохо умышленно. Ни один человек не придет работать в компанию, только чтобы обмануть нанимателя. Мы никогда не расстаемся с сотрудниками из-за слабых показателей. Наоборот, помогаем людям найти себя. Так у нас было с руководителем розничного направления. Руководство большим подразделением ему не давалось. Тогда мы перевели сотрудника на должность руководителя мéньшего подразделения – распределительного центра. И человек раскрылся. Теперь он на своем месте, и компания от этого только выиграла. Хотя самым простым решением было бы его уволить.

9 ошибок в управлении персоналом, которые имеют очень плохие последствия

Мой принцип руководства персоналом № 4. Развивать сотрудников

По мнению руководителей, командный дух начинается с корпоративного кодекса. Компании создают его, подражая корпорациям, не понимая, зачем, собственно говоря, нужен такой кодекс. Подобный подход – прямой путь к созданию никому не нужного документа. На деле же корпоративный кодекс – это правила, описывающие принципы руководства персоналом и компанией.

Корпоративная культура – живой организм. Коллектив проходит все стадии развития – от детства до взросления. Будут проблемы, соблазны, непонимание. И ни один кодекс в мире не может подсказать, как действовать в критической ситуации. Поэтому не грузите им персонал и не требуйте беспрекословного соблюдения. Корпоративную культуру невозможно загнать в рамки. Она создается не Генеральным Директором, не инвестором, а сотрудниками. Поэтому так важно заботиться об их постоянном развитии.

Мы тратим более 500 тыс. руб. в год на тренинги, семинары и бизнес-литературу. Развитие персонала – лучшая инвестиция в HR-бренд. Интеллектуально и профессионально развитые сотрудники важнее рекламы в СМИ и оплаты личных водителей топ-менеджеров.

Мой принцип руководства персоналом № 5. Воспитывать патриотов

Каждый работодатель мечтает, чтобы сотрудники гордились своей компанией. А как, к примеру, вдохновить работника компании, главная задача которой состоит в том, чтобы подешевле купить и подороже продать? Нет ни миссии, ни ценностей, ни видения ближайшего будущего. Гордость сотрудников за компанию основывается на ощущении причастности к великому делу. Наша миссия – на собственном примере доказать людям, что продукты с указанием честного состава существуют и доступны. Сотрудникам близка тема здорового питания, поэтому они поддерживают миссию компании.

Каждый сотрудник вправе знать, что происходит в компании сейчас и какие у нее планы на будущее. Однако многие топ-менеджеры не считают нужным говорить что-либо подчиненным. Напротив, они умышленно держат их в информационном вакууме. Развитие сотрудников «в тишине» напоминает рост растений в темноте. Ничего хорошего из этой затеи не получится. Чем меньше информации у персонала, тем больше домыслов, догадок и сплетен. Мы прошли этот этап, набив шишки. В 2013 году дела компании пошатнулись. Мы запланировали снижение затрат, однако не сообщали об этом, поскольку не хотели тревожить сотрудников. Конечно, мы ошиблись, надеясь стабилизировать ситуацию по-тихому. Информация все равно утекла, исказившись до неузнаваемости. Пошли слухи о скором разорении компании, а меня молва отправила жить за границу.

С тех пор мы не решаем проблемы втихаря. Я много общаюсь с сотрудниками разных уровней, от меня они узнают о текущем положении компании, о ближайших планах и стратегии. Чем больше и хорошего и плохого знают сотрудники о компании, тем крепче коллектив.

Принципы управления персоналом: что делать, если сотрудники наглеют

Мой главный стиль руководства персоналом – работа без бюрократии. При этом мы увеличиваем количество магазинов. Каждый год растем в два раза по отношению к предыдущему. Сотрудники работают в первую очередь за идею, а уже потом – за зарплату. Мы доверяем людям, поэтому не тратим время на бюрократию.

Десять «секретных» фактов из жизни компании без бюрократии

5 принципов руководства персоналом без бюрократии и инструкций

5 принципов руководства персоналом без бюрократии и инструкций

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль