Простая формула, чтобы понять, что предприятию нужна автоматизация бизнес-процессов

1547
Фото © FnTsMcl | Flickr
Фото © FnTsMcl | Flickr
Титов Юрий
Генеральный Директор компании «Кухонный двор», Москва
  • Какие участки предприятия следует автоматизировать в первую очередь
  • Как автоматизировать участки, где частично нужен ручной труд

Практика показывает: 90% бизнес-процессов требуют автоматизации, – это лишь вопрос денег. Но не везде это нужно. Правильнее ставить вопрос так: какие бизнес-процессы на предприятии экономически выгодно автоматизировать?

Как оценить, нужна ли автоматизация бизнес-процессов

Формула простая. Если затраты по обслуживанию кредита на автоматизацию бизнес-процессов предприятия превышают стоимость работника, выполняющего данную операцию, то делать этого не стоит при условии, что качество ручного труда вас устраивает.

Пример 1. Нанесение эмали на фасад роботом происходит при помощи оператора. Маляр может и вручную красить фасады, но с меньшей производительностью. Стоимость робота – 500 тыс. евро, это примерно 45 млн руб. Банковские затраты при ставке 16% годовых обойдутся в 7,2 млн руб. в год, или 600 тыс. руб. в месяц. По опыту скажу, банк не спрашивает, есть у вас заказы или нет, а просто требует ежемесячно обслуживать кредит. Поэтому выгоднее задействовать труд двух маляров, которые при этом показывают бóльшую выработку.

Пример 2. Финишное нанесение лака на фасад требует четкой дозировки материала и равномерного покрытия поверхности. От этого зависит расход материала и качество продукции. С помощью ручного труда достичь требуемого качества не получится. Сопоставив затраты на обслуживание кредита и расходы на рабочих (с учетом потери на качестве), мы решили приобрести оборудование. Сегодня фасады проходят через автоматизированную линию для нанесения лака.

Чтобы оценить, нужна ли автоматизация бизнес-процессов и какое оборудование предпочтительнее, составьте таблицу. Первая колонка – критерии оценки, вторая – важность критерия. С помощью таблицы сравните разное оборудование: напротив каждого критерия поставьте плюс или минус. Для принятия решения хватит пяти критериев. Выбирайте оборудование, которое наберет больше плюсов.

Простая формула, чтобы понять, что предприятию нужна автоматизация бизнес-процессов

Однако я, принимая решение, использовал иной подход.

Простая формула, чтобы понять, что предприятию нужна автоматизация бизнес-процессов

Что автоматизировать на предприятии в первую очередь

Первым автоматизируйте бизнес-процесс, который задает темп производству. Под этот темп выстраивайте остальные процессы. В нашем случае это изготовление корпусов. Начальная операция – распил ДСП. Раньше к станку по нарезке заготовок регулярно подвозили ДСП восьми цветов. В процессе участвовали семь человек. Сырье занимало много места, и погрузчику было трудно передвигаться в ограниченном пространстве.

Были случаи, когда работники не успевали подвезти ДСП со склада, что вызывало простои. Тогда мы поставили в начале участка автоматический склад с распилом. Робот-манипулятор сам забирает материалы нужного цвета со склада и подает на распил. Склад ДСП загружается несколько раз в неделю. И теперь вместо семи человек с задачей справляются двое, при этом мы точно знаем, сколько продукции должен выпустить каждый сотрудник на этой операции и сколько он производит ежеминутно. Компьютер безошибочно рассчитывает цифры плановых показателей, вытеснив в прошлое фотографии рабочего дня, которые прежде ложились в основу дневной выработки.

Вслед за этим процессом привели в порядок и последующие операции: кромление и присадку.

Использование роботов-манипуляторов

В некоторых случаях вместо полной автоматизации бизнес-процессов на предприятии используют роботов. Так, рука-манипулятор заменит человеческий труд при покраске фасадов в закрытой камере. Однако у решения есть и плюсы, и минусы.

Минусы робота. Сотрудник должен следить, чтобы робот вовремя подавал и заменял детали. Кроме того, робот выполняет операцию дольше, чем человек, – он берет деталь, правильно ее размещает и т. д. Производительность ниже.

Плюсы робота. Робот дает стабильное качество. У человека при выполнении операции бывают отклонения от нормы – например, он может держать пистолет с краской под разным углом.

В нынешней экономической ситуации я не советую увлекаться подобной автоматизацией, поскольку это дорого, а от персонала, обслуживающего робота, требуется высокая квалификация. Лучше сосредоточиться на работе с трудовым коллективом, чем выплачивать лишние проценты банку.

Почему следует использовать многопрофильное оборудование

Некоторое время назад мы смонтировали новый станок. Он стал давать сбои: полдня работает нормально, а потом выпускает детали неточных размеров. В поисках причины представители производителя измерили даже уровень пола. Техник же заметил, что станок, как живое существо, должен «привыкнуть» к новому месту. Действительно, через три месяца проблема исчезла.

Чтобы не допускать простоев, на производстве должна быть резервная техника – станки двойного или тройного назначения. Например, главная операция станка – резать МДФ, но он также может кроить ДСП. У нас есть резервная техника для всех операций. Вместо одной большой производственной линии лучше иметь две, равные по мощности, чтобы они могли заменить друг друга.

После автоматизации бизнес-процессов количество работников, задействованных на производстве, сократилось на 10%, при этом мы увеличили выпуск продукции в 1,7 раза. Показатели качества выпускаемой продукции стали не в пример лучше, а на отдельных участках брак вовсе исчез, поскольку автоматизированные процессы исключают ошибки. Таким образом, мы получили запас по производству и гарантированное качество.

Рассказывает практик

Ярослав Ермолаев, Коммерческий директор компании «Хваловские воды», Санкт-Петербург

Автоматизация бизнес-процессов на предприятии преследует три цели: улучшение качества, снижение издержек, ускорение процесса.

Как показывает опыт, автоматизация предприятию нужна, если хотя бы один из показателей может быть улучшен. Для начала посчитайте соотношение между затратами на внедрение и прибылью от нововведения. Убедитесь, что автоматизация процессов отвечает долгосрочным целям бизнеса. Когда будете просчитывать возможные выгоды, обратите внимание на побочные эффекты, которые сведут усилия на нет.

Пример. Мы автоматизировали процесс принятия заявок на доставку воды. Раньше клиенты звонили и оставляли заказ оператору. В пиковые часы мы одновременно получали 50 звонков. Держать в штате для их обработки 50 операторов нерентабельно. Поэтому мы решили перевести часть звонков в автоматический режим обработки.

Для расчета экономического эффекта от запуска робота-оператора взяли затраты на поддержание текущего уровня качества обработки заказов и вычли из них предполагаемый процент обработки заказов роботом. Так определили сумму, которую сэкономит автоматизация. Вместе с командой программистов рассчитали затраты на создание робота. В них вошли расходы на написание алгоритма робота, на программирование, внедрение и тестирование с исправлением ошибок. Сейчас затраты окупаются.

Появление робота-оператора позволило перевести в автоматический режим до трети заказов компании, что снизило нагрузку и в пиковые часы. Теперь клиент может оставить заказ роботу, нажав нужные кнопки в тоновом режиме. Ему достаточно выбрать дату доставки и количество бутылей. Робот «узнает» постоянного клиента и выстраивает диалог, который не подразумевает уточняющих вопросов по заказу.

Тестировали систему несколько месяцев и до сих пор вносим коррективы. Мы параллельно оставили возможность приема заказов оператором по телефону. Сейчас четверть заказов принимает робот. Это позволило освободить 25–30% операторов.

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль