text
Генеральный Директор

Развитие сельхозпредприятия: мнение аграриев-практиков

  • 22 августа 2016
  • 334
Фото © potatoes.com
Фото © potatoes.com

Успех развития сельхозпредприятия – дело рук самих фермеров. Так, фермер из Чернигова собрал мотоблок на солнечной батарее. Он взял двигатель мощностью 1 кВт со старого мотоблока. Подсоединил его к солнечной батарее, которую купил за 6 тыс. гривен (по текущему курсу – 15,5 тыс. руб.). Фермер подсчитал, что бензиновый мотоблок сжигает два литра бензина за час. Так, за 10 дней придется потратить около 4 тыс. руб. на топливо. А мотоблок на солнечной батарее не нуждается в топливе. Срок службы батареи – около 30 лет.

Узнайте, какие направления для развития сельхозпредприятий видят ваши коллеги.

Развитие сельхозпредприятия: мнение аграриев-практиков

Для сельхозпредприятия есть четыре направления развития

Алексей Красильников, Исполнительный директор некоммерческого объединения «Картофельный союз», Москва

С 2000-х годов картофелеводство стабильно развивается, несмотря на высокую себестоимость производства: 200 тыс. руб. на 1 га. В 2014 году урожайность составляла 198 центнеров на 1 га. Прогноз на 2016-й – 220 центнеров на 1 га, а на 2018-й – уже 260 центнеров на 1 га. Я вижу четыре направления развития отрасли.

1. Собственная семенная селекция. Российское семеноводство после развала СССР в упадке. Так, в советское время в стране не было культуры потребления чипсов, и ученые не выводили семенной материал для картофеля, подходящего для чипсов. Сейчас мы вынуждены его закупать. По нашим данным, в 2014 году мы закупили 21,3 тыс. тонн семенного картофеля, а в 2015-м – 30,7 тыс. тонн. В текущем сезоне импорт семян составил 13,5 тыс. тонн.

Последние три года крупные производители картофеля построили селекционные центры и сами выводят семенной материал. Но чтобы использовать его для урожая, требуется пять–семь лет.

Развитие сельхозпредприятия: мнение аграриев-практиков

2. Правовое регулирование. Российский картофель поставляют в Африку, Азию, Америку, Европу. Но некоторые страны закрыты для нас. Чтобы организовать сотрудничество, требуется сертификат здоровья продукции. Но в России нет органа, который бы выдавал сертификаты. Минпромторг подготовил соответствующее постановление. Но проект застрял где-то на стадии утверждения.

3. Кооперация фермеров. Картофель, который производят фермеры, составляет 8,3% в общем объеме. Однако стратегия фермерских хозяйств часто оказывает негативное влияние на отрасль. У фермеров нет хранилищ. И после уборки урожая они массово выбрасывают продукцию на рынок, сбивая цены так, что картофель продается ниже себестоимости.

Нет у фермеров и возможности для товарной подработки картофеля: мытья, шлифовки, упаковки. Поэтому им закрыт путь к торговым сетям. Объединение фермеров соседних районов в кооперативы решило бы часть перечисленных проблем. Общее хранилище и материально-техническая база для подработки картофеля позволили бы фермерам развиваться и не демпинговать.

4. Развитие переработки. Переработка картофеля (мытье, шлифовка, упаковка) – область для нового бизнеса. Сравните: необработанный картофель стоит 12 руб. за 1 кг, а обработанный – 24 руб. за 1 кг.

  • Ситуация в сельхозотрасли: анализ и прогноз экспертов
  • l&g t;

    2 пути развития животноводства

    Тарас Кожанов, Директор козьей фермы «Лукоз Саба», Казань

    Развитие сельхозпредприятия: мнение аграриев-практиков

    Путь для роста №1 – аутсорсинг. Каждый колхоз и ферма в России – это слабенькое, но автономное государство. Есть свой парк техники, пусть и старой. Есть свой ветврач, хоть и не слишком профессиональный. Есть бухгалтер, агроном и пр. В Европе, Израиле, США все иначе. Фермер занимается узкой деятельностью, например, доит коров. Функции ветврача, электрика, осеменителя отдает на аутсорсинг. Качество получаемой услуги выше. Однако в большинстве регионов России таких услуг просто нет. Это снижает нашу эффективность. Поэтому я вижу потенциал у новых компаний, которые будут оказывать специализированные услуги сельскому хозяйству. Но бизнес должен завоевать доверие, стать ответственным. Пока доверия нет.

    Путь для роста №2 – выход на внешние рынки. Импортозамещение больше не круто. В молочном секторе для импортозамещения еще есть место, а вот у птицы и свинины нет. При слабом рубле компаниям необходимо выходить на внешние рынки. И я считаю, это хорошо. Гораздо лучше кормить мир, чем продавать нефть.

    Вывод. Фермерам нужно строить такой бизнес-план, чтобы обходиться без помощи государства и не искать субсидии. Денег становится меньше, рассчитывать на полноту поддержки не приходится. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Слабые собственники должны уйти. Нельзя работать без риска, но и не стоит обвинять власть за отказ помогать рисковым игрокам.

    Я изучил сайт Минсельхоза США. Там есть данные, что молочная ферма в среднем живет 11 лет. С 1970 по 2006 год число хозяйств сократилось на 88%: с 670 до 75 тыс. Конечно, бизнес-климат не всегда оптимален, но часто не он, а собственник рушит компанию. Рискованная кредитная политика, некорректная оценка рисков, расчет на административный ресурс – вот причины банкротств.

    В сфере ветеринарии главный тренд – импортозамещение

    Олег Жуков, Заместитель Генерального Директора, член совета директоров компании Nita-farm, Саратов; кандидат химических наук

    Главная тенденция на рынке ветеринарной фармацевтики для животноводства в России – импортозамещение. В этом году впервые за пять лет, то есть с момента вступления России в ВТО, уменьшился объем ввоза импортных препаратов. Еще снизилась активность зарубежных компаний по регистрации новых для нашего рынка продуктов. Иностранные фирмы изменили стратегию развития на отечественном рынке. Они стали ввозить больше препаратов, которые в России не производят. Это биопрепараты – вакцины, доля импорта которых увеличилась. Сейчас российский производитель не может предложить потребителю адекватную замену зарубежных вакцин. А вот сегмент ветеринарных химпрепаратов – лекарственных средств – отечественное производство закрывает на 90%.

    Сельское хозяйство с интеллектом

    Развитие сельхозпредприятия: мнение аграриев-практиков

    Задачи сельхозпроизводителей: увеличивать урожайность, сокращать расход удобрений, уменьшать влияние человеческого фактора и др.

    Решить их позволяет концепция точного земледелия и интеллектуализация техники. Точное земледелие подразумевает установку на технику систем, которые собирают данные о почве, контролируют работу оборудования и пр. Полученные сведения сельхозпроизводитель учитывает в работе. Интеллектуализация техники означает передачу машине максимально возможного числа функций.

    Недавно подобную систему представил российский производитель сельхозтехники «Ростсельмаш».

    Здесь создали комплекс телеметрии Agrotronic. Он состоит из бортового блока и внешней части. Бортовой блок устанавливают на комбайн. Он включает GPRS-модем, внешнюю антенну, карту памяти и sim-карту. Внешняя часть – программа, с помощью которой пользователь анализирует данные, управляет техникой. Причем делать это может из любой точки мира.

    Что контролирует Agrotronic

    Комплекс контролирует свыше 80 параметров узлов и агрегатов. Руководство сельхозкомпании может:

    • отслеживать местоположение комбайнов, траекторию и скорость их движения, расход топлива и пр.;
    • удаленно оптимизировать настройки, предупредить ошибки, заказать детали и расходные материалы;
    • сравнить работу одинаковых комбайнов, выявить факты слива топлива, выгрузки зерна и т. д.;
    • анализировать характеристики поля на основании данных об урожайности, влажности культуры и ее пищевой ценности (в случае с кормоуборочными комбайнами).

    Кроме того, комплекс документирует данные и сохраняет их в нужном формате для дальнейшей обработки.

    Развитие сельхозпредприятия: мнение аграриев-практиков

    Что получает производитель

    По расчетам «Ростсельмаша» применение Agrotronic позволит хозяйствам:

    • сократить расходы на ГСМ на 10–15% за счет контроля работы техники и механизаторов;
    • повысить урожайность на 5–10% за счет картирования урожайности и локализации применения удобрений;
    • снизить потери при уборке на 5–7% за счет оптимизации настроек;
    • уменьшить простои техники за счет оптимизации схем логистики;
    • увеличить срок эксплуатации машин за счет предупреждения случаев поломки техники.

    В настоящее время Agrotronic работает в тестовом режиме. Комплекс будут предлагать покупателям комбайнов как дополнительную опцию.

    Развитие сельхозпредприятия: мнение аграриев-практиков

    Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
2 минуты, и Вы продолжите читать
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
2 минуты, и Вы продолжите читать
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.