Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

PEST-анализ: инструкция составления

  • 11 июня 2018
  • 208924
Вице-президент по коммерции компании Ingate, Москва
PEST-анализ
Фото © Shutterstock

Вы узнаете:

  • В чем разница между SWOT и PEST-анализом.
  • Как проводить PEST-анализ.
  • Какие подводные камни могут ждать при составлении PEST-анализа

PEST-анализ – это инструмент по стратегическому долгосрочному планированию. PEST-анализ внешней среды предприятия составляют с перспективой на три-пять лет, ежегодно обновляя данные. PEST-анализ часто выполняют как матрицу в виде таблицы или четырех квадратов.

Результаты PEST-анализа применяют, чтобы определить угрозы и возможности в процессе составления SWOT-анализа на предприятии.

PEST-анализ: 3 наглядных примера составления

В чем суть PEST-анализа факторов макросреды

Суть PEST-анализа в вопросе изучения экономики заключается в необходимости выявить, как на государственном уровне распределяются ресурсы. Получение этих сведений важно для работы любой организации. Что касается социальных аспектов, они также важны для PEST-анализа. Технологические факторы – это тенденции, появляющиеся в процессе технологического развития. Часто именно они выступают в роли причин, по которым рынок меняется и несет потери. Вследствие этих аспектов иногда появляются и новые продукты.

Данные анализируются в соответствии со схемой «фактор – предприятие». Результаты PEST-анализа оформляют как матрицу, главные составляющие которой – факторы, присутствующие в микросреде. Далее по значимости выделяют силу воздействия этих факторов с присвоением баллов, рангов и иных единиц измерения. Выводы и результаты позволяют провести адекватную оценку внешней экономической ситуации, которая складывается в производственной и коммерческой среде.

Поскольку PEST-анализ затрагивает внешние факторы, влияющие на работу организации, деление внешней среды производится по определенной схеме. В ней выделяется:

  • Макросреда (речь идет здесь о правительстве, экономике, социально-демографической среде, научно-техническом прогрессе и природных факторах).
  • Микросреда (речь идет о поставщиках, акционерах, покупателях, кредиторах, профсоюзах, конкурентах).

Как правило, PEST-анализ предприятия изучает только макросреду, включающую в себя различные факторы. В связи с этим из всего количества факторов внимание заостряют на 4 ключевых направлениях, более всего влияющих на работу предприятия.

Пример SWOT- и PEST-анализа

Например, предприятие А занимается производством и продажей товаров. Оно работает на высококонкурентном рынке, на котором отсутствует явный лидер (монополист). Емкость рынка составляет 100 тыс. тонн и имеет динамику роста — 5% в год. В ходе анализа мы установили:

Блок 1 — наши силы и слабости

 

Блок 2 — куда мы идем

 

Блок 3 — возможности и угрозы

Наши сильные стороны: товары предлагаем по доступным ценам, у нас большой ассортимент, используем современные формы и методы продаж, предприятие имеет хороший имидж на рынке.

Благоприятные условия (возможности): стабильный спрос и возможности его увеличения, сохранение прежнего уровня конкуренции в отрасли, отсутствие дефицита требуемых работников на рынке труда, широкий круг потребителей.

Благоприятные условия (возможности): стабильный спрос и возможности его увеличения, сохранение прежнего уровня конкуренции в отрасли, отсутствие дефицита требуемых работников на рынке труда, широкий круг потребителей.

Наши слабости: отсталость информационных технологий внутреннего пользования, низкая зарплата персонала, слабая мотивация и бедный набор средств системы стимулирования, неуклонный рост издержек из-за малых объемов производства.

 

Угрозы: увеличение цен на теплоснабжение, электроэнергию, газ, сырье, материалы, комплектующие и транспортные услуги; приход на рынок крупного западного производителя; неблагоприятная налоговая политика государства.

Как применять SWOT- и PEST-анализ в сложных задачах

В статье электронного журнала «Генерального Директора» ваши коллеги делятся опытом, как они действуют, когда надо принять ответственное решение и как им в этом помогает SWOT-анализ.

Примеры анализа

Главные факторы PEST-анализа

P (Political)

Речь идет о факторах в политико-правовом окружении организации. Рассматривая политико-правовое окружение сферы, проводя PEST-анализ рынка или государства, нужно дать ответы на ряд вопросов, затрагивающих ключевые изменения в правовом регулировании и стабильной политической ситуации.

Следует определить, могут ли в ближайшем будущем произойти изменения в законодательной базе государства, рыночной среде, сфере, в которой работает предприятие, способно то или иное изменение повлиять на работу фирмы (касается это, прежде всего, вопросов, связанных с доходом).

Эти и другие факторы позволяют провести PEST-анализ. Пример: планируется ли введение закона, ограничивающего вероятность наценки на продукцию; меняется ли налогообложение в сфере, где работает компания, вводятся ли новые тарифы; вводится ли закон, согласно которому будет ограничена реклама или распространение продукции; будут ли ужесточены требования по сертификации продукта.

Далее следует определить, насколько государство вмешивается в бизнес-процессы организации, насколько значительна степень заинтересованности, может ли ситуация измениться в ближайшее время. Важно выяснить, насколько коррумпирована отрасль, и как этот фактор влияет на работу организации.

И, наконец, важно, в каких отношениях состоит страна с другими государствами и международными компаниями. Планируется ли изменение, упрощение или усложнение взаимоотношений?

E (Economical)

Ведется рассмотрение факторов экономической ситуации на рынке. Рассматривая факторы PEST-анализа, входящие в данную группу, следует выделить 6 основных параметров, по которым можно судить о текущем экономическом состоянии государства/рыночной среды, в которой работает организация.

Итак, рассматривать необходимо:

  • динамику развития экономической сферы (упадок, рост, стагнацию);
  • изменения в курсах валют, цены на капитал;
  • изменения в уровне безработицы;
  • изменения в уровне инфляции;
  • изменения в располагаемом доходе на душу населения;
  • ряд тенденций в банковской отрасли.

S (Socio — cultural)

Стоит заострить внимание и на факторах культурной и социальной обстановки на рынке. Рассматривая факторы PEST-анализа данной группы, следует сосредоточиться на 5 ключевых параметрах:

  • изменениях в демографическом состоянии: уровне роста или убыли населения – движении, половозрастной структуре рынка, изменениях в расовых принадлежностях;
  • уровне образованности общества, квалификации, которую имеют кадры;
  • особенностях в менталитете, важных культурных ценностях;
  • изменениях в социальных слоях населения;
  • изменениях во вкусах и предпочтениях общества, устоявшихся предубеждениях и мифах.

T (Technological)

Эти факторы PEST-анализа позволяют отследить изменения в технологическом прогрессе в той или иной области. Составляющие данной группы нуждаются в детальном анализе, поскольку в период, когда технологический процесс особенно важен, именно технологические изменения могут внести серьезные поправки в устоявшуюся ситуацию на рынке.

Анализируя технологические факторы, следует заострить внимание на 4 параметрах, а именно:

  • возможных изменениях в основных технологиях, которыми пользуются в рыночной среде (инновациях в оборудовании, материалах, определенной бизнес-модели, способах организовывать и вести бизнес);
  • влиянии интернета на развитие рыночной среды;
  • влиянии мобильных технологий на развитие рыночной среды;
  • инновациях в информационных технологиях, обеспечивающих эффективную конкуренцию в рыночной сфере.

Пошаговая инструкция по проведению PEST-анализа

Шаг 1. Определите факторы для анализа.

Составьте перечень факторов, которые с большей вероятностью повлияют на продажи и прибыль бизнеса в ближайшие 3-5 лет. Ряд выявленных факторов следует разбить по 4 группам, отнеся их к политическим, экономическим, технологическим и социально-культурным.

К примеру, (Р) РOLITICAL – политические факторы во внешней среде. Речь в данном случае идет о следующих составляющих:

  • устойчивости власти и действующего политического правления;
  • бюрократизации и коррупционном уровне;
  • налоговой политике (льготах и тарифах);
  • информационной свободе и независимости СМИ;
  • тенденциях к урегулированию или дерегулированию сферы;
  • торговой политике, количественных и качественных ограничениях на импорт;
  • стремлении к протекционизму сферы, наличии госкомпаний в данной отрасли;
  • уровне защищенности собственности интеллектуального характера и законе об авторстве;
  • антимонопольном и трудовом законодательстве;
  • законодательстве в области охраны окружающей среды;
  • будущем и текущем законодательстве, регулирующем правила в сфере деятельности;
  • вероятности возникновения нестабильной военной обстановки на территории страны.

(Е) ЕCONOMICAL. Речь идет об экономических составляющих PEST-анализа внешней среды предприятия, в частности:

  • о темпах роста в экономике;
  • уровне инфляции и процентных ставках;
  • курсах ключевой валюты;
  • уровне безработицы, размере и условиях оплаты трудовой деятельности;
  • уровне развития предпринимательской деятельности и сферы бизнеса;
  • кредитно-денежной и налогово-бюджетной политике в государстве;
  • уровне располагаемой гражданами прибыли;
  • степени глобализации, открытости экономической среды;
  • уровне развития банковской отрасли.

(S) SOCIО-CULTURAL. Говоря о социально-культурных факторах во внешней среде, следует упомянуть:

  • об уровне развития образовательной и здравоохранительной сфер;
  • отношении к продукции и услугам импортного производства;
  • отношении к трудовой деятельности, карьерному росту, отдыху, процессу выхода на пенсию;
  • требованиях к качеству продуктов и сервиса;
  • культуре формирования сбережений и кредитованию в общественной среде;
  • образе жизни и привычках покупателей;
  • развитии религиозных и иных верований;
  • отношении к экологически чистой продукции натурального, природного происхождения;
  • темпах прироста населения;
  • уровне миграции и иммиграционных настроениях;
  • половозрастной структуре населения и продолжительности жизни;
  • меньшинствах, социальной стратификации в обществе;
  • размере и структуре семей.

 (Т) ТECHNОLOGICAL:

  • степень развития инноваций и технологий в вашей сфере деятельности;
  • затраты на проведение исследований и разработок;
  • законодательное урегулирование вопросов по технологическому оснащению сферы;
  • уровень развития и проникновения сети интернет и мобильных гаджетов в отрасль;
  • степень доступа к инновационным технологиям;
  • уровень пользования, введения и передачи технологических процессов.

Шаг 2. Определите степень влияния факторов.

Следует оценить, как каждый фактор воздействует на бизнес-процесс. Силу воздействия можно оценить в соответствии со шкалой от 1 до 3:

Цифрой 1 обозначают малый уровень влияния фактора; работа организации почти не меняется при воздействии фактора;

2 – показатель, который говорит о том, что на уровень продаж и доход фирмы могут повлиять лишь значительные изменения в факторе;

3 – балл, свидетельствующий о том, что фактор способен оказать значительное воздействие на работу организации; при любых колебаниях продажи и прибыль фирмы могут изменяться.

Следует учитывать, что факторы, не сильно влияющие на работу фирмы, не должны быть в таблице. Оценивать, насколько сильно влияет фактор – значит, давать субъективную экспертную оценку.

Шаг 3. Проведите оценку вероятности изменения фактора.

Уровень вероятности колебаний оценивают в соответствии с пятибалльной шкалой. К примеру, 1 в данном случае – минимальная степень вероятности того, что фактор может претерпеть изменения, а 5 – соответственно, максимальный уровень вероятности.

Хорошо, если оценка будет проводиться не в индивидуальном порядке, а совместно со специалистами, обладающими определенным опытом работы в данной сфере и проведении экспертиз в любом направлении деятельности. После того, как все оценки выставлены в отдельной колонке, можно перейти к расчету среднего арифметического по ним.

Шаг 4. Оцените реальную значимость факторов.

Следующий шаг – расчет реальной значимости всех факторов в отдельном порядке. Если Вы располагаете информацией о реальной значимости, можно оценить, как организация должна контролировать факторы внешней среды. PEST-анализ в этом вопросе значительно упрощает работу. Расчет значимости ведется как возможность изменений в факторе, взвешенная на степень воздействия данного фактора и работу организации. От того, насколько высок уровень реальной значимости фактора, зависит, стоит ли уделять внимание и прикладывать усилия к тому, чтобы снижать негативное влияние фактора на бизнес-процесс. Если значимость высока, следует прикладывать достаточно усилий для изменения ситуации и уделять фактору повышенное внимание.

Шаг 5. Составьте сводную таблицу PEST-анализа.

Следует сделать завершающий шаг в анализе – привести все расчеты в матричный формат. Матрица PEST-анализа должна содержать в себе все факторы по убыванию важности.

Шаг 6. Подведите итоги.

РEST-анализ и таблица, составленные по ряду показателей, являются промежуточным вариантом. Для завершения анализа нужны выводы. Следует определить, как каждый из факторов воздействует на сферу деятельности, предприятие, а также провести планирование, выявив, какие из программ требуется проводить в целях снижения негативного влияния фактора и максимального использования его положительного влияния на работу фирмы. Это одна из задач, которую должен решить РEST-анализ.

PEST-анализ: инструкция составления

    logo
    ×
    Простите, что прерываем Вас...

    Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

    Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    и скачать материал
    Зарегистрироваться
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.