text

Активировать демо-доступ >

Генеральный директор

Как управлять внутренней мотивацией, измеряя ценностную эффективность сотрудников

  • 20 сентября 2016
  • 2799
  • Темы:
  • KPI
Генеральный Директор и владелец компании «Скай Лайн Консалтинг», Новосибирск
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Я устал мириться с равнодушным отношением сотрудников к учебе и корпоративным мероприятиям. Компания оплачивает тренинги, бронирует столы в ресторане, а у сотрудников находятся срочные рабочие дела именно тогда, когда запланировано событие. Услышав в очередной раз подобную отговорку, понял: без внутренней мотивации персонала прогресса не достигнем.

К тому моменту мы внедрили систему KPI. Показатели контролировали оборот, дебиторскую задолженность, исполнение бизнес-процессов. Это натолкнуло на мысль установить еще один показатель – ценностная эффективность.

Четыре цели, которые должен достичь новый KPI

Первая цель – развить у сотрудника желание проявлять инициативу, посещать мероприятия. Если сотрудник искренне хочет участвовать в неформальных событиях, значит, он разделяет ценности компании, неравнодушен к тому, что происходит на предприятии.

Вторая цель – установить правила поведения в организации.

Третья цель – стимулировать персонал улучшать рабочие процессы, экономить средства организации.

Четвертая цель – получить дополнительный инструмент для поощрения и наказания.

Как оцениваем вовлеченность

Каждому сотруднику добавили новый KPI – ценностная эффективность. Например, его вес для должности менеджера по работе с клиентами – 18%. Для сравнения приведу вес других KPI:

  • выполнение плана продаж – 14%;
  • количество новых договоров на постоянное обслуживание – 27%;
  • объем допустимой дебиторской задолженности – 7%;
  • количество разовых договоров (тендер, анализ и т. п.) – 15%;
  • уровень удовлетворенности клиентов – 14%;
  • своевременное представление управленческой отчетности – 5%.

Ценностную эффективность считаем в баллах. Для оценки KPI разработали показатели с ценой от –3 до +3 баллов. Показатели разбили на две группы:

  • положительная, включает 10 показателей, которые оценивает сам сотрудник;
  • отрицательная, включает пять показателей, которые оценивает руководитель (см. табл. 1 и 2).

Как управлять внутренней мотивацией, измеряя ценностную эффективность сотрудников

Как управлять внутренней мотивацией, измеряя ценностную эффективность сотрудников

В конце месяца суммируем баллы. Если сотрудник уходит в минус, то приравниваем его баллы к нулю. Если он набирает больше десяти баллов, то лишние игнорируем.

План – пять баллов в месяц.

При достижении этого значения сотрудник получает 100% премии по данному KPI.

Если менеджер набрал 10 баллов, то его премия по этому KPI удваивается, составив 36% (18% × 2).

Если менеджер получил 7 баллов, значит, он выполнил KPI на 140% (7 : 5 × 100%). Пропорционально увеличиваем премию – она составит 25,2% (18% × 1,4).

Иными словами, каждый балл приносит по 3,6% – премия или увеличивается, или уменьшается. Учет ведем в программе «1С». Сумма баллов автоматически попадает в матрицу расчета KPI.

Пример. Менеджер по работе с клиентами оценил себя на 15 баллов. Руководитель дал –1 балл, поскольку сотрудник сделал ошибку в отчете, и его пришлось переделывать. В итоге считаем, что у сотрудника 10 баллов, так как четыре не учитываем. Допустим, оклад менеджера – 20 тыс. руб. Премия за ценностную эффективность составит 7200 руб. (20 000 руб. × 18% × 2).

Проверка баллов

Баллы по обеим группам в конце месяца рассматривает комиссия по ценностной эффективности. В нее входят руководители и инспектор по контролю. Если комиссия не принимает балл, то объясняет сотруднику причину незачета. Например, сотрудник указал, что участвовал в собрании корпоративного совета. А руководитель видел, что в течение всего собрания работник играл в телефоне.

Если показатель сложно трактовать однозначно, выносим решение в пользу сотрудника. Так, сотрудник утверждает, что не играл в телефоне, а отвечал на срочный вопрос клиента или коллеги.

Внедрение нового инструмента внутренней мотивации персонала не обошлось без сложностей. На первом этапе запустили много показателей, некоторые дублировались. Бывало, сотрудники завышали показатели, спорили с руководителями об отрицательной оценке. Поэтому через полгода описали процедуру обжалования показателей. Предусмотрели, как и в какие сроки сотрудник подает обжалование, кто рассматривает заявку. Для наглядности представили процедуру в виде графика.

Как управлять внутренней мотивацией, измеряя ценностную эффективность сотрудников

Ценностная эффективность – добавочный инструмент внутренней эффективности к KPI сотрудников. Индивидуальные показатели ценностной эффективности зависят от сферы деятельности компании и виденья и желания учредителей и руководства. Спустя год после внедрения описанной методики мы достигли таких результатов:

  • NPS не падает ниже 60%, в среднем составляя 85%;
  • 10% клиентов приходят к нам по рекомендации сотрудников;
  • текучесть снизилась в два раза, с 10 до 5% в год;
  • 75% сотрудников постоянно обучаются.

Кроме того, сотрудники теперь сами организуют корпоративные мероприятия.

Как управлять внутренней мотивацией, измеряя ценностную эффективность сотрудников

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.