Главные угрозы для бизнеса, которых боятся во всем мире

3402
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

В 2016 году компания PwC провела исследование «Чаяния российского бизнеса», чтобы выяснить, чего опасаются руководители российских предприятий. Директора отметили, что в этом году число угроз для бизнеса выросло. Главная угроза – дефицит квалифицированных кадров. Его отметили 79% респондентов. На втором месте – взяточничество и коррупция. На третьем – неготовность к принятию мер в условиях кризиса. Эксперты рассказали, как снизить главные риски.

1. Дефицит кадров

Проблема дефицита кадров характерна и для Китая, и для США. Директора компаний этих стран ставят ее на первое место. Вот как в России решают проблему.

Пример 1. Мебельное производство «MZ5» из Кирово-Чепецка создает семейные династии. На предприятии организовали бесплатные детский сад, летний лагерь, профкурсы для старшеклассников. Детям сотрудников компания оплачивает полис ДМС. Результат: средний срок работы сотрудника – 10,5 лет, текучесть – 4,6% уже 10 лет подряд, что не превышает естественную норму в 5%.

Пример 2. Московское производство «Кухонный двор» приглашает женщин работать на мужских участках. Оказалось, что слабый пол отлично справляется со сложной работой. Сегодня на заводе два смешанных участка, два мужских участка и один участок, где на 20 мужчин приходится одна женщина – контролер ОТК.

Главные угрозы для бизнеса, которых боятся во всем мире

Говорит Генеральный Директор

Алена Владимирская, Руководитель компании «Антирабство», Москва

В дефиците квалифицированных кадров зачастую виноваты сами руководители. Чтобы снизить риск, помните о двух правилах.

1. Не наделяйте потенциальных сотрудников несуществующими качествами. Бывает, услышал руководитель хороший отзыв о человеке – и позвал на работу. Считает, что нашел клад. Так он наделяет человека несуществующими компетенциями. Недостатки, недопустимые для Вас и компании, обязательно вскроются. Сотрудник уйдет, уведет с собой команду, клиентов, заберет информацию. Чем выше должность, на которую Вы ищете человека, тем внимательнее отбирайте кандидатов. Берите паузу, чтобы обдумать впечатления. Введите правило: новый топ приходит, если его кандидатуру одобряют остальные топ-менеджеры

2. Правильно ставьте цели и давайте обратную связь. Сотрудник, получая от Вас задание, должен четко уяснить, что ему делать. Озвучьте срок выполнения и ожидаемый результат. Мало похвалить сотрудника или указать ему на плохо выполненную работу. Объясняйте, чем и почему Вы довольны или недовольны. Говорите, как выполнить задачу эффективнее. Выясняйте, что непонятно сотруднику.

Главные угрозы для бизнеса, которых боятся во всем мире

2. Неготовность принимать меры в кризис

Руководители США, Китая и других стран уверены, что кризис открывает новые возможности для роста компаний. С западными коллегами согласны лишь 39% российских предпринимателей. Большинство же наших руководителей считают кризис источником угроз бизнесу. Это прямой путь к краху бизнеса. Не допустите этого.

Пример. Владелец компании по производству тортов «Кусочек счастья» в кризис 2014 года оказалась на грани разорения из-за скачков курса валют. Денег оставалось на полгода. Сохранить бизнес помогли пять шагов. Предпринимательница представила худший сценарий развития событий. Обнаружила, что, даже если дела пойдут совсем плохо, это еще не конец. Останется клиентская база и наработки. Она отказалась от статусных затрат, пересмотрела отношения с поставщиками, сократила сотрудников, работу которых способна делать сама, и освоила интернет-продвижение.

Говорит Генеральный Директор

Святослав Бирюлин, Директор компании Sapiens Consulting, Москва

К кризису готовьтесь заранее, чтобы в час «икс» воспользоваться готовым планом. Для этого выполните три шага.

1. Разработайте долгосрочный или среднесрочный план развития. Составление плана заставляет персонал обдумывать варианты развития внешней среды и искать способы минимизировать последствия.

2. Станьте риск-менеджером. Перечислите возможные риски Вашей компании, ранжируйте их по степени угрозы для бизнеса и вероятности возникновения. Разработайте план по минимизации последствий главных рисков.

3. Используйте триггер-сигнал. Триггер – негативный фактор, который указывает, что пора переключиться на план «Б». У каждого бизнеса – свой триггер. Для одних – это снижение доходов населения, для других – падение цен на нефть. В стратегии предусмотрите сценарий на случай триггера. Например, уход в другие рыночные ниши, сокращение персонала и т. д.

3. Изменения в поведении клиентов

Люди стараются меньше покупать, переходят на более дешевые продукты. Подобная тенденция характерна и для сектора b2b. Выиграют предприятия, которые сумеют правильно среагировать на новые запросы клиентов. А чтобы узнать их мнение, встречайтесь с заказчиками, проводите опросы.

Плохой пример. Федеральная торговая сеть «Светофор» позиционирует себя магазином низких цен. Однако как минимум в двух регионах – Иркутской области и Красноярском крае – компания установила минимальный лимит суммы покупки: 500 и 300 руб. соответственно. В магазинах висят объявления: покупателям «рекомендуют» набирать товар на сумму не меньше указанной.

Хороший пример. В кризис ресторанная компания «Арпиком», владеющая брендами «Колбасофф» и Goodman, включила в меню бизнес-ланчей стейк весом 250 г. Обычно стейки весят до 900 г. На антикризисный стейк компания удерживает доступные цены. Благодаря этому в обеденное время продается 13% всех стейков. Это на 3% выше по сравнению с досанкционным периодом, когда меню бизнес-ланча включало те же стейки, что и в вечернее время.

Главные угрозы для бизнеса, которых боятся во всем мире

Рассказывает практик

Марина Ерскова, Руководитель практики «Эффективность маркетинговых коммуникаций» компании «Nielsen Россия», Москва

Изменения в потребительском поведении – не угроза бизнесу, а открытие новых возможностей для компании в любой сфере деятельности.

Знайте, что сердце бизнеса – потребитель. Выясните, кто он, что любит, где бывает. Только зная ответы на эти вопросы, вы примете верные решения для роста компании. Оперативно отреагируете на нужды, вовремя уловите изменения в предпочтениях и предугадаете желания.

Общайтесь с клиентами. Не тратьте усилия впустую. Общайтесь с клиентом там, где он бывает. Открывайте новые точки продаж там, где требует покупатель. Представляйте бренд в магазине. У Вас есть 15 секунд, чтобы убедить купить Ваш товар.

Продвигайте товар правильно. Сбалансируйте стратегию компании и ценовую политику в акциях. Чередуйте и смешивайте ценовые и неценовые промоакции.

Оценивайте эффективность продвижения. Вкладывая деньги в рекламную кампанию, убедитесь, насколько верно Вы оценили ее эффективность. Держите все под контролем: правильное позиционирование, дизайн упаковки, каналы продвижения, реакцию аудитории. Нейроисследования нашей компании показали, что реклама с наилучшими эмоциональными откликами повышает объем продаж на 23%.

Как снизить риски других угроз для бизнеса

Среди угроз, которые назвали владельцы бизнеса: взяточничество, отсутствие доверия к бизнесу, кибератаки.

По данным исследования компании PwC, мошенничество и взяточничество ухудшают моральное состояние сотрудников – так ответили 50% опрошенных. Кроме того, мошенничество влияет на деловые отношения с партнерами, репутацию бизнеса – такие выводы сделали 35 и 34% опрошенных соответственно. Снизить риски можно, если создать в компании службу безопасности. Это под силу даже небольшой компании.

Другой вид угрозы для безопасности бизнеса – кибератаки. Исследования показывают, что лишь 1–2% краж коммерческих данных на совести топ-менеджмента, в 70% виноваты рядовые сотрудники. Оставшаяся часть – результат внешних вторжений. Хакеры взламывают почтовые ящики, аккаунты в соцсетях, получают доступ к облачным хранилищам. Защитить бизнес можно программными средствами. Но чтобы решить, какой продукт покупать, нужно проанализировать угрозы. Какая информация представляет интерес для конкурентов? Кто имеет доступ к таким данным? По каким каналам могут утечь сведения? Ответы на эти вопросы позволят четко сформулировать задачи по защите бизнеса.

Главные угрозы для бизнеса, которых боятся во всем мире

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль