4 примера социального бизнеса, который работает в России

1151
Фото © Flickr
Фото © Flickr
Остроброд Эдуард
Основатель и партнер проекта «ДТП-нет!», Москва
  • Почему полезно смотреть по сторонам, особенно за границей
  • Способен ли социальный бизнес приносить прибыль
  • Как социальному бизнесу привлекать b2b-заказчиков

Есть предубеждение, что социальный бизнес не приносит прибыли. Это не так – наш пример тому доказательство.

Когда я был в Израиле, то увидел на машине наклейку с телефонным номером и вопросом «Я хороший водитель?». Мне стало любопытно, что это за разновидность рекламы. Позвонил по телефону. Оказалось, это не реклама, а служба контроля водителей. На транспорт вешают наклейку. Если водитель нарушает правила, участник движения звонит и сообщает об этом. Все жалобы на водителя попадают его начальнику. И тот решает, как воздействовать на сотрудника: сделать выговор или взыскать штраф.

Перед тем как попасть в аварию, водитель не раз нарушает ПДД. Он уверен, что никто не заметит этого. Задача проекта – предотвратить аварию и снизить число травм и смертей, повысить культуру вождения. Я задумал сделать нечто подобное в России. Так возникла идея социального бизнеса «ДТП-нет!».

4 примера социального бизнеса, который работает в России

Начал с исследования рынка. Узнал, что подобные службы работают в Дубае, в США и ряде других стран. Бизнес, помимо прибыли, сокращает аварийность на 35% в месяц.

Я нашел партнера по бизнесу, и мы приступили к реализации проекта. Вложили личные средства, внешнее финансирование не привлекали. Сидели в одном офисе вместе с моим основным бизнесом – компанией по производству одежды Sela. Пользовались одной бухгалтерией, одними юристами.

Наш продукт отличается от зарубежных. За границей операторы подобного сервиса принимают все заявки, которые затем отправляют начальникам транспортных служб. Во время тестирования продукта мы увидели, что 60–70% обращений, которые идут на горячую линию, не подтверждаются либо оказываются нерелевантными. Решили вычищать необоснованные жалобы. Еще взяли на работу бывших сотрудников ГИБДД. Они отлично знают правила дорожного движения. Таким образом, теперь мы передаем начальникам транспортных служб клиентов только подтвержденные жалобы.

С ГИБДД не сотрудничаем, поскольку у нас разные методы работы. Мы не принимаем решений по вынесению постановлений. Задача нашего социального бизнеса – собрать и передать информацию руководству компании без штрафов и лишений прав.

Самый сложный этап – поиск клиентов. Небольшая часть заказчиков, чей бизнес связан с транспортом, находят нас самостоятельно в Интернете. Других мы сами привлекаем. Обращаемся с предложением только к первым лицам, остальные не заинтересованы в том, чтобы брать на себя дополнительную работу по воспитанию водительского состава.

Мы не стали размещать рекламу. Вместо этого участвуем во всевозможных конференциях, где присутствуют лица, принимающие решения. Продукт с подобной эмоциональной окраской легче продвигать. Тем, кто сомневался в эффективности, мы предлагали попробовать сервис бесплатно на три месяца. Полученный ими результат продает сам себя.

4 примера социального бизнеса, который работает в России

Сейчас с нами работают такие компании, как «Х5 Ретейл групп», «Нестле», «Евросеть», «Холодильник.ру», «БелкамНефть». Однако главное достижение – привлечение государственных компаний, которые перевозят пассажиров. Это ГУП «Мосгортранс» в Москве и МКУ «Горэлектротранспорт» в Новосибирске.

Если говорить о Мосгортрансе, то мы начали с одного автобусного парка. Предложили им бесплатно протестировать сервис в течение трех месяцев. Результат был впечатляющим: аварийность упала на 25%, хотя ожидали порядка 15%, так как их водители и так аккуратные.

Чтобы найти идею социального бизнеса, надо искренне интересоваться проблемами общества, проявлять любознательность. Нельзя говорить: «У меня нет на это времени». Все-таки Генеральный Директор – это духовный руководитель. Его задача – вдохновлять и генерировать идеи.

Есть сайт www.buysocial.me, который посвящен социальному бизнесу. Для меня он – источник вдохновения. Когда у бизнеса, помимо получения прибыли, есть большая цель – приносить пользу обществу, легче вдохновить сотрудников. Ведь у нас они не просто работают, они снижают аварийность и смертность на дорогах, по которым ходят и ездят их близкие. Это очень сильный стимул.

Кроме того, государство предоставляет социальному бизнесу некоторые льготы. В Законе «О рекламе» (Федеральный закон от 13.03.2016 №38-ФЗ) прописано, что СМИ обязаны размещать социальную рекламу в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы. Раньше телеканалы шли на это неохотно. Они размещали бесплатно, а налоги платили как за платное размещение. Изменения в Налоговом кодексе сняли бремя с телеканалов, и теперь они обязаны размещать социальную рекламу (заключая договор об этом) в рамках 5% и не обременены налогом. Сейчас мы хотим запустить рекламу проекта. И пусть логотип компании будет меньше, чем он был бы в обычной рекламе, зато мы не потратим ни копейки из бюджета.

Три примера удачного социального бизнеса в России

1. Ресторан «В темноте». В 2006 году в Москве открыли ресторан, в котором работают слабовидящие люди. В залах темно, посетители едят «на ощупь». Владелец ресторана – врач-офтальмолог – соблюдает основные принципы социального бизнеса. Он решил социальную проблему, дав хорошо оплачиваемую работу инвалидам по зрению. Средний счет в ресторане – 2500 руб.

2. Компания «Картон Черноземье». Компанию основали в 2009 году двое предпринимателей, которые ранее работали в строительном бизнесе. Они жили в г. Семилуки Воронежской области. Захотев сделать город чище, начали собирать и перерабатывать мусор. В 2013 году компания выиграла конкурс социальных предпринимателей фонда «Наше будущее» и получила беспроцентный заем в размере 4,25 млн руб. сроком на три года. Закупила контейнеры для раздельного сбора мусора. Позже собственники открыли в Воронежской области производство по изготовлению мусорных контейнеров. Сегодня бизнесмены работают с сетевыми ритейлерами, в частности, получают от них картон, который перерабатывают, прессуют. Эти заготовки служат сырьем, например, для изготовления туалетной бумаги Zewa.

3. «Садики» Надежды Самойловой. В Санкт-Петербурге работает сеть частных детсадов для особых детей. Задача воспитателей – развивать у детей самостоятельные навыки. Для каждого ребенка составляют индивидуальный план. Затраты на самостоятельное развитие и реабилитацию ребенка в два раза выше, чем стоимость максимального пакета в детсаду. Владелица сети запустила проект, лично столкнувшись с такой ситуацией: третий ребенок в семье родился с синдромом Дауна. Это подтолкнуло ее начать собственный социальный бизнес.

4 примера социального бизнеса, который работает в России

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль