text
Генеральный Директор

Я посчитал, сколько трачу на одного сотрудника, и удивился

  • 12 октября 2016
  • 15260
Генеральный Директор транспортной компании «Уника», Омск
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Не все директора владеют информацией о своих реальных расходах на сотрудников. Причины разные: руководитель не запрашивает данные, считая это делом профильных сотрудников; бухгалтерия в силу недобросовестности предоставляет неверные сведения.

За последние пару лет я общался с директорами нескольких десятков компаний. На вопрос, сколько вы тратите на одного работника, смогли ответить лишь трое. В своей компании расходы на сотрудника я считаю два года. Поделюсь методикой подсчета расходов на сотрудников, которую использую.

Как арендовать помещение по выгодной цене: 12 лайфхаков

Любому бизнесу приходится арендовать помещение. Кому-то чаще, кому-то реже. Мы опубликовали 12 лайфхаков, которые помогут сократить затраты на аренду.

Используя приемы из статьи, Вы сможете сократить цену вдвое.

Активировать бесплатный доступ к статье >>>

Итак, расходы на сотрудников разбиваю на 3 группы

1. Прямые расходы – заработная плата сотрудника плюс налоги.

2. Косвенные затраты – содержание рабочего места плюс вспомогательный персонал.

3. Потери – суммы, потраченные и не заработанные по вине сотрудника, потери из-за плохой организации труда.

1. Прямые расходы. К подобным затратам отношу:

  • оклад;
  • доплату (районный коэффициент);
  • сверхурочные;
  • премию;
  • оплату больничного;
  • отпускные;
  • налоги.

В таблице представлен пример подсчета прямых расходов на сотрудника исходя из МРОТ в 7500 руб. Сотруднику начислено 8625 руб. (7500 + 1125). Затраты – 3626 руб. (1898 + 440 + 250 + 17 + 1021). Расходы компании на одного работника составили +42% (3626 : 8625).

Я посчитал, сколько трачу на одного сотрудника, и удивился

Теперь пересчитаем затраты исходя из суммы, которую сотрудник получит на руки. Дело в том, что рабочие не разбираются, какие налоги платит компания. Они способны оценить лишь то, что им выдали. Вернемся к примеру. Сотрудник получит «чистыми» деньгами 7503 руб. (8625 руб. – 13%).

НДФЛ, удержанный с зарплаты, включим в затраты на содержание одного работника:

Я посчитал, сколько трачу на одного сотрудника, и удивился

Поделим результат на сумму, выданную сотруднику на руки. Получается, что на самом деле затраты предприятия на содержание одного работника составляют +63% (4747 : 7503).

В пример я не включил оплату сверхурочных и больничных. Но их лучше учитывать.

Взяв расчетный листок, вы за три минуты посчитаете сумму реальных расходов на одного сотрудника. Кроме того, если вы хотите привлечь какого-либо работника, то определив, сколько он будет получать на руки, прибавьте к сумме 63%. Это прямые расходы предприятия. Теперь посчитайте, какой минимальный размер прибыли должен приносить сотрудник.

2. Косвенные затраты. В расчет включите две группы расходов: на содержание сотрудника и на обслуживание его рабочего места.

1. Затраты на содержание сотрудника:

  • покупка спецодежды;
  • оформление санитарных книжек;
  • аттестация рабочих мест;
  • доставка до работы (если за счет компании).

2. Расходы на обслуживание рабочего места:

  • зарплата бухгалтера, кадровика, инженера;
  • налоги на зарплату бухгалтера, кадровика, инженера;
  • стоимость и содержание их рабочих мест.

Косвенные расходы за месяц поделите на число сотрудников и прибавьте полученную сумму к прямым расходам на одного работника. Помните, что затраты на бухгалтера, кадровика, инженера не относят к прямым. В ряде случаев их можно сократить.

3. Потери по вине сотрудника. Приведу три примера подобных расходов.

1. Переплата из-за плохой организации работ. На складе пять грузчиков. Разгрузка одного вагона занимает семь часов. При жестком контроле выяснилось, что работу реально сделать за 3 часа 54 минуты. До проверки работники разгрузили 17 вагонов за месяц. То есть 17 раз зарплату за полдня пятерым сотрудникам начисляли зря. Потери составили 263,5 часа (3,1 × 5 × 17).

2. Дополнительные траты по вине работника. Компания выявила, что за месяц время опоздания грузчиков составило 43 часа, а время простоев – 75 часов. Итого – 118 часов при 8-часовом рабочем дне. Потери – 14,75 дня (118 : 8). Компания оплатила грузчикам 15 дней, которые фактически не отработаны. Допустим, грузчик получает 20 тыс. руб. В денежном выражении потери составят 13 636 руб. (20 000 : 22 р. д. × 15 р. д.).

3. Недопроизводство. Асфальтовый завод по плану производит 40 тонн асфальта за смену. В течение месяца план не выполнялся: пять раз на две тонны, четыре раза на одну тонну, два раза на восемь тонн, два раза на десять тонн и один раз на одиннадцать тонн. Суммарно недопроизводство – 61 тонна. Стоимость тонны – 2700 руб. Итого потери завода: 2700 × 61 = 164 700 руб.

Недопроизводство негативно сказывается на бюджете компании, его нельзя восполнить. Компания не может вычитать из зарплаты рабочего то, что не заработала по его вине.

Вывод

Я предложил одному из заказчиков воспользоваться данным алгоритмом. Планово-экономический отдел в течение восьми месяцев подавал директору завода такие сведения о стоимости грузчика: от 76 до 120 руб. за час. Когда директор сам посчитал затраты, оказалось, что реальная стоимость грузчика – 165 руб. за час. Сравнив цифру со средней по рынку – 125 руб., директор оптимизировал расходы. Это позволило сэкономить около 100 тыс. руб. в год на одного сотрудника.

Надеюсь, мой алгоритм мотивирует и вас подсчитать расходы на одного сотрудника и снизить издержки.

Я посчитал, сколько трачу на одного сотрудника, и удивился

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 10 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.