Тренды в HR: изменись или проиграешь

3441
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Тренды в HR-2017– переход в цифровую плоскость. Компании, которые не смогут измениться, проиграют в борьбе за лучших специалистов.

HR-боты, видеоинтервью и еще три тренда в сфере HR

Тренд 1. Боты в мессенджерах

Каждая четвертая компания, автоматизирующая рекрутмент, провела цифровые собеседования за последний год, утверждает портал HeadHunter. Сеть «Связной» в мессенджере Telegram даже запустила HR-бот. Это программа, которая общается с пользователем без участия человека. В онлайн-режиме кандидаты отвечают на вопросы, и программа отсеивает неподходящих. Первичное интернет-собеседование показывает уровень профессиональных знаний кандидатов, а также степень их стрессоустойчивости. Если потенциальные сотрудники успешно проходят первичный отбор, HR-специалисты занимаются ими уже более детально. За неделю работы бот отобрал 100 кандидатов в менеджеры по продажам и одного программиста. Основная цель использования бота – экономия времени сотрудников HR-службы. Сопутствующая задача: привлечение молодежной аудитории и внимания СМИ.

Тренд 2. Видеоинтервью

Компании PricewaterhouseCoopers и «ВымпелКом» используют видеоинтервью для подбора персонала. «Все сотрудники проходят отбор по ценностям, – говорит Елена Ешилова, директор по организационному развитию компании «ВымпелКом». – При подборе профессионалов присылаем ссылку с вопросами, ответы на которые соискатель записывает на видео. Затем мы просматриваем ролики и приглашаем людей на следующий этап. Кандидаты на массовые позиции записывают интервью у нас в офисе. Это экономит время рекрутеров и соискателей. Минус такого способа в том, что некоторые кандидаты ведут себя зажато, так как не привыкли говорить перед камерой».

Вскоре рекрутер и вовсе станет не нужен на этапе предварительного отбора – его заменит компьютерный анализ. Через несколько лет такие программы, как, например, HireVue Insights, будут анализировать слова и внешность соискателей по видео на предмет того, обладают ли они навыками и качествами, необходимыми для данной вакансии, а затем составлять список наиболее подходящих кандидатов.

Тренд 3. Мобильное трудоустройство

Кандидаты все реже ищут работу, сидя за персональным компьютером. Работодателям следует адаптировать к мобильному формату как свои сайты, так и рекламу вакансий. Люди просматривают объявления на ходу и на маленьком экране, поэтому скорее обратят внимание на краткий, но емкий текст. По данным портала SuperJob, 90% кандидатов, ищущих работу через мобильные устройства, реагируют на объявление или откликаются на подходящую вакансию в течение часа. И в свою очередь тоже ждут быстрой реакции. «За последние полтора-два года созданы новые мобильные приложения для поиска работы, – комментирует Наталья Сторожева, Генеральный Директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива». – Появились «биржи» для общего и специализированного поиска медицинского, ресторанного персонала, IT-специалистов. Порталы HeadHunter, SuperJob, «Работа.ру», с которыми чаще всего взаимодействуют рекрутеры, предлагают соискателям использовать мобильные приложения».

тренды в hr

Тренд 4. Контроль удаленных сотрудников

Работодатели традиционно хотят знать, чем занимаются сотрудники в каждую минуту рабочего времени. Особенно их интересуют те, кто трудится на выезде или на дому. Смартфоны и планшеты можно использовать как GPS-трекеры при установке нужного мобильного приложения. Компания Cisco выдает всем сотрудникам маршрутизаторы, с помощью которых отслеживает не только их работу, но и степень выполнения задач. Сотрудник удаленно подключается к офисным системам и передает нужные отчеты.

«Я могу поручить сотруднику выполнение задачи в любой торговой точке дистанционно, – рассказывает Инга Паныч, руководитель отдела технологий и процессов продаж компании «САН ИнБев» в России. – Работник приходит на точку и видит задачу в приложении: установить холодильник, расширить ассортимент, увеличить количество SKU на полке. Приложение фиксирует дату создания и выполнения задачи. Для контроля я запрашиваю фотоотчет, затем проверяю результат во время аудита. Приложение собирает данные по продажам, на основе которых мы проводим исследования. Оперативный контроль и обмен данными помогает нам своевременно реагировать на изменения рынка, быстро принимать решения и действовать по ситуации».

Сотрудник заполняет to-do-list

Елена Ешилова, директор по организационному развитию компании «ВымпелКом», Москва

В 2015 году мы запустили проект BeeFree, который предполагает удаленную работу за счет использования цифровых технологий. Сегодня в проекте участвует 3 тыс. сотрудников. Принципы удаленной работы и работы в офисе несильно отличаются. А потребность контролировать сотрудника возрастает. Мы даем понять, что ценим его время и комфорт, предоставляя возможность работать из дома или любимого кафе. Но взамен сотрудник должен планировать и выполнять те задачи, которые ставит компания.

Основной инструмент для контроля деятельности удаленных работников – to-do-list, или список задач. Сотрудник заполняет его в начале дня, а вечером руководитель проверяет статус выполнения рабочего плана.

Внутреннее исследование показало, что в 92% случаев такой список выполняется. Компания предоставляет развитую IT-инфраструктуру, серверы, обеспечивающие непрерывный удаленный доступ к корпоративным сервисам. Сотрудник получает ноутбук и доступ к корпоративным ресурсам, использует почту, мессенджер, офисные программы.

Некоторым сотрудникам время от времени нужно приезжать в офис, встречаться с партнерами или клиентами, оформлять документы. В таких случаях они занимают любое свободное место в офисе, где работают или проводят очную встречу. Технические специалисты, которым требуются большие мощности или специфическое оборудование, не всегда могут работать удаленно.

Тренд 5. Геймификация индивидуальных планов развития

Обучение – один из наиболее быстрорастущих сегментов HR-софта. В последние годы процесс обучения интегрируется с процессами управления талантами и разработкой личных планов развития. Часто обучение организуется в виде игры. По данным исследования Gartner Group, к 2017 году при работе с персоналом уже 50% компаний будут использовать игровые процессы. Дмитрий Багинский, бизнес-тренер, экс-заместитель Генерального Директора компании «Сбербанк Страхование», делится опытом применения геймификационной платформы для разработки индивидуальных планов развития сотрудников: «За выполненные задания, которые система назначала в соответствии с индивидуальным планом развития, сотрудник получал баллы. Например, для развития компетенции «рутинный менеджмент» система отправляла на почту задания: до 1 февраля прочитать книгу по тайм-менеджменту, до 10 февраля написать рецензию (не менее 4 тыс. символов), загрузить в систему (12 баллов). Баллы отражались на индивидуальном рейтинге сотрудника и на рейтингах его подразделения и руководителя. Накопленные баллы человек менял в виртуальном кафе на призы. Мы предлагали не только айфоны и ноутбуки, но и нематериальные стимулы: ужин с директором, сокращенный рабочий день в течение недели, дополнительный день к отпуску, заграничную командировку».

трендв в hr

KPI и рейтинги работают все хуже

Даниил Мартыненко, Партнер компании «Экопси Консалтинг», Москва

Оценка результативности работы только из того, достиг ли сотрудник плановых значений KPI, снижает мотивацию. Внешняя среда изменчива, люди не в силах контролировать так много факторов. Использование системы рейтингов – выделение лучших, средних и худших, согласно психологическим исследованиям, также создает барьеры для развития. Что взамен?

Модель «Цели и ключевые результаты». Компания тестирует модель objectives and key results (англ., цели и ключевые результаты) в одном из подразделений. Руководитель очерчивает сотруднику цель, а подчиненный уже сам определяет пути ее достижения, ставит себе задачи. Руководитель оценивает его по двум критериям: насколько активно сотрудник обновляет задачи и насколько эффективно ему удается их реализовать. Например, цель сотрудника: вывести на рынок новый продукт и достичь объема продаж 10 млн руб. в год. Сотрудник ежемесячно ставит перед собой задачи: подготовить пресс-релиз продукта, провести переговоры с потенциальными клиентами, затем отчитывается в исполнении. По итогам года руководитель анализирует финансовые результаты и усилия сотрудника на пути к цели.

Обратная связь в реальном времени. Мы также тестировали метод обратной связи по «горячим следам» (real-time feedback) – сразу после взаимодействия сотрудников друг с другом или с руководителем (встреча с клиентом, подготовка совместных проектов). Сотрудник давал обратную связь по качеству работы коллег. Предлагали, что изменить в процессе и как совершенствовать навыки. Эксперимент повысил вовлеченность персонала, поскольку многие благодарили друг друга за работу. Люди посмотрели на свое поведение в сложных ситуациях со стороны и поняли, что им нужно изменить, чтобы добиться лучшего результата.

Тренды в HR: изменись или проиграешь

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль