Цифровая трансформация бизнеса: на что обратить внимание промышленникам и ритейлерам

195
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Соловьев Сергей
Директор компании ICL Services, Казань

Передовые компании реального сектора экономики интегрируют IT во все направления своей деятельности: как в организацию внутренних процессов, так и во взаимодействие с потребителями. Расскажу о главных тенденциях в этой сфере.

Производство

Производители формируют 25% спроса на программное обеспечение и IT-услуги. Причем сектор характерен инновационными, сложными и узконаправленными проектами.

Цифровая трансформация бизнеса: на что обратить внимание промышленникам и ритейлерам

Наибольшее количество реализованных IT-проектов связано с решениями SAP, разработкой программного обеспечения, аутсорсингом рабочих мест, модернизацией устаревшего оборудования и процессов, тестированием, разработкой и внедрением мобильных решений.

Лидеры промышленности в России и на Западе уделяют внимание таким направлениям развития IT.

  1. «Интернет вещей». С его помощью производства выстраивают в режиме онлайн связь со станками, датчиками, компьютерами и людьми. Получают круглосуточный доступ к управлению предприятием и к производственной аналитической информации. Так, 40 российских предприятий используют отечественную систему мониторинга заводского оборудования, основанную на межмашинном взаимодействии. С помощью этой технологии предприятия в режиме реального времени отслеживают состояние оборудования, его загрузку, создают отчеты и пр.
  2. Роботизация. Производители сокращают персонал, автоматизируя все большее число процессов. Такая политика ведет к снижению затрат. Бостонская исследовательская компания прогнозирует в ближайшие 10 лет среднегодовые темпы роста рынка робототехники на уровне 10,4%. В том числе порядка 10,1% годового роста продаж роботов в производстве для сварочных, сборочных, погрузочно-разгрузочных и других видов работ.
  3. Виртуальная и дополненная реальность. Эти технологии упрощают тестирование и вывод новых продуктов на рынок, послепродажное обслуживание. Варианты использования: визуальная оценка еще не выпущенного или не созданного изделия, пошаговое руководство по ремонту и эксплуатации продукта на основе его 3D-модели.
  4. 3D-печать. Всего пять лет назад по этой технологии изготавливали только мелкие детали. Сейчас 3D-печать используют на ключевых и дорогостоящих участках производства. Такие авиастроительные корпорации, как Boeing и Lockheed Martin, применяют технологии лазерного спекания и плавки для производства систем вентиляции, несущих компонентов и даже деталей реактивных двигателей. А предприятие Local Motors при помощи 3D-печати изготавливает кузова автомобилей. 3D-печатные технологии экономят производителям время и снижают себестоимость продукции.

Торговля

Кризис стал катализатором развития IT в ритейле. Торговые предприятия с помощью IT-технологий сокращают расходы и выстраивают взаимодействие с потребителями. При этом ритейлеры отказываются от традиционного IT-аутсорсинга и переходят на гибкие сервисные модели IT-услуг по конкретному проекту. Это оптимизирует затраты на аутсорсинг. В то же время ритейлеры не спешат отказываться от более дорогих западных продуктов в пользу российского программного обеспечения и оборудования.

Ключевая тенденция на российском рынке автоматизации торговли – переход на онлайн-кассы. Данные онлайн-касс по всем транзакциям торговые предприятия обязаны передавать в ФНС. Это требование новой редакции Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», которая вступит в силу в 2017 году.

Среди других трендов автоматизации торговли в 2016 году отмечу внедрение сервисов персональных рекомендаций клиентам, автоматизацию программ лояльности, внедрение терминалов самообслуживания, использование облачных решений, CRM-решений для управления складами и логистикой, внедрение биометрической системы оплаты. Например, сеть «Азбука вкуса» совместно со Сбербанком России внедрила в одном магазине систему приема платежей по отпечаткам пальцев.

Лидеры отрасли в России и на Западе уделяют внимание следующим направлениям развития IT.

  1. Разрабатывают и внедряют мобильные приложения. Это помогает наладить быстрые контакты внутри компании и организовать оперативное взаимодействие с покупателями. Например, торговая сеть «Перекресток» летом этого года запустила мобильное приложение. Клиенты сети могут копить в приложении баллы и расплачиваться ими на кассе. Для списания кассир сканирует карту прямо из приложения в телефоне покупателя.
  2. Объединяют онлайн- и офлайн-форматы сбора данных, используют BigData для увеличения объема продаж. В немецком торговом центре Metro Future Store каждому клиенту предлагают карту магазина. Придя в магазин, нужно положить карту в «умную корзину». Система на основе прошлых покупок выдает человеку рекомендации или показывает список покупок, который клиент сформировал в личном аккаунте. А еще пять лет назад «Перекресток» отдал истории покупок 2 млн держателей своих карт британскому агентству Symphony EYC для анализа. Полученные рекомендации торговая сеть использовала в десяти целевых маркетинговых кампаниях, в ходе которых 1,5 млн клиентов получали именные sms, электронные письма, флаеры по почте. Целевая аудитория «Перекрестка» увеличила покупки на четверть.
  3. Внедряют оплату покупок через мобильные устройства. Бесконтактные платежи работают там, где есть пометки PayPass или payWave. Больше всего таких мест в Москве и в других крупных городах России. Бесконтактные платежи уже сейчас поддерживает большинство крупных сетей, например «Л’Этуаль».
  4. Осваивают формат интернет-магазинов, не отказываясь от офлайн-формата (в России оба формата развивают магазины бытовой техники и электроники «М.Видео» и «Эльдорадо»).
  5. Используют в работе облачные решения. В магазинах чешской сети по продаже модной одежды Reserved и Cropp данные с камер интегрированы с кассовой системой и хранятся в облаке. Хранилище позволяет быстро находить данные по отдельным магазинам, времени посещения и кассовым операциям.

Как компании экономят с помощью IT

Продемонстрирую экономическую выгоду аутсорсинга IT-функций на примере поддержки рабочих мест пользователей. Для сравнения возьму два типичных варианта организации этого процесса.

  1. Владение лицензиями и поддержка рабочих мест собственными силами. На тысячу рабочих мест затраты на лицензирование составят 15 млн руб. в год. Поддержка инфраструктуры потребует 7 млн руб. в год. Итого: затраты на поддержку одного рабочего места составят примерно 1850 руб. в месяц.
  2. Организация виртуального рабочего места. В зависимости от технологии реализации затраты составят 1–1,5 тыс. руб. в месяц.

Таким образом, передав услугу поддержки рабочих мест на аутсорсинг, владелец бизнеса сэкономит 350–850 тыс. руб. в месяц на каждой тысяче рабочих мест.

Цифровая трансформация бизнеса: на что обратить внимание промышленникам и ритейлерам

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль