8 правил управления сотрудниками из Тайваня и Японии, которые шокируют, но работают

1411
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
  • Зачем работники стоят по стойке «смирно» девять часов
  • Почему топ-менеджерам полезно заняться уборкой офиса
  • Как пустая комната и зеркало выявляют конфликтных сотрудников

В компаниях из Азии есть правила управления сотрудниками, которые вы вполне можете реализовать. Руководители двух предприятий рассказывают о своих способах мотивации.

Руководители – это обслуживающий персонал для новичков

Нарек Сираканян, Председатель правления торгово-производственной компании Bing Han, Тайбэй (Тайвань)

В нашей компании менеджеры высшего звена не страдают «звездной болезнью». Даже если ты зарабатываешь миллионы, настанет и твоя очередь дежурить на кухне или мыть офис. Физический труд помогает развить самоиронию и демократизм в общении с подчиненными.

Правило 1. Отбор через стресс. Принимая новичка в команду, мы обращаем внимание на внешность, опрятный вид, улыбку. Важно, чтобы у сотрудника был приятный голос и хорошие манеры, ведь дистрибьютор контактирует с покупателями. Важна и стрессоустойчивость. Последнее качество мы проверяем так. Группа новичков из 10–20 человек во главе с руководителем прилетает в Тайбэй, в центральный офис, на тренинги. Перелет из России занимает десять часов, поэтому люди приезжают уставшие, раздраженные. Мы предлагаем группе присесть в комнате для гостей. В помещении одно-единственное зеркало и рукомойник. То, как ведут себя люди, говорит нам об их качествах больше, чем собеседование. За происходящим наблюдает наставник. С конфликтными новичками мы сразу расстаемся.

Правило 2. Новичок – VIP-гость. После отбора начинаем обучать новых дистрибьюторов. С этого момента мы воспринимаем новичков как дорогих гостей. Сотрудники погружены в тренинги и семинары, задача топ-менеджмента – способствовать их скорейшей адаптации и обеспечить бытовой комфорт. Центральный офис принимает до 2 тыс. дистрибьюторов единовременно, которые во время учебы проживают на территории компании. Персонал со стороны мы не нанимаем, задачи по уборке помещений и приготовлению пищи ложатся на руководителей. Мы сами готовим еду три раза в день, моем туалеты и выполняем другую «черную» работу. Российские партнеры удивляются, видя, как директор, зарабатывающий два-три миллиона в месяц, драит полы. Но в азиатской компании подобное в порядке вещей. Это вопрос преодоления себя и лекарство от «звездной болезни».

Правило 3. Сотрудники обучаются шесть раз в год. Наша компания не жалеет денег на развитие сотрудников. Ведь чем профессиональнее дистрибьютор, тем больше покупателей он найдет и больше продукции реализует. Каждые два месяца в Тайбэй приезжают дистрибьюторы из разных стран на обучающие семинары, которые проводят директора компании. Учеба длится восемь дней, в это время в офисе находится от 1000 до 1500 приезжих гостей и столько же местных сотрудников. Все расходы оплачивает компания, за исключением дорожного сбора в 100 долл. США. На повышение квалификации персонала мы тратим около 10 млн долл. США ежегодно.

Правило 4. Деньги – не мотивация. Стимул в работе для тайваньца – вовсе не заработок, а похвала руководителя. Добиться персонального внимания от высшего руководства очень нелегко. Мощный мотиватор – когда директор на общем тренинге называет имя и фамилию сотрудника и говорит спасибо за хорошую работу. К этому стремится 90% дистрибьюторского состава. Чтобы заслужить уважение руководства и коллег, тайваньские сотрудники практикуют упражнение: стоят неподвижно, как часовой на посту, столько, сколько смогут. Можно два раза сделать перерыв на 15 минут, чтобы перекусить. Рекорд принадлежит китайскому дистрибьютору, который неподвижно простоял девять часов.

Правило 5. Полное доверие. Нечистые на руку сотрудники на Тайване – нонсенс. В центральном офисе нашей компании множество ценных вещей: заспиртованные корни женьшеня стоимостью до миллиона долларов США, антиквариат и элементы интерьера из мрамора, нефрита и золота. При этом нет охраны. Офис даже не запирается на ночь. Однако за 26 лет существования компании у нас ничего не украли. Если подобный инцидент произойдет, виновник будет найден, после чего вора не примет на работу ни одна уважающая себя тайваньская компания. Сотрудники знают об этом и не рискуют репутацией.

Главное правило в Японии - живое общение

Хироаки Тезука, Генеральный Директор компании «Тошиба Рус», Москва

Руководя транснациональной компанией, я не раз сталкивался с недопониманием между людьми разных культур. Последствия для директора печальны: сначала снижается интенсивность коммуникации, а затем и эффективность проектов. Работая с иностранными контрагентами, я извлек уроки, которые помогают общаться с людьми независимо от их национальности.

Совет 1. Постройте вертикаль «снизу вверх». В японских компаниях вертикаль власти направлена «снизу вверх». Руководитель – модератор мнений внутри департамента. Это возлагает на менеджеров среднего звена огромную ответственность: нужно собрать воедино аргументы, сомнения и прогнозы сотрудников. На уровень топ-менеджмента выносится уже оформленное решение, которое осталось одобрить у директора.

В момент согласования решение не обсуждается. Стороннему человеку это кажется признаком тоталитарного руководства, но на деле все наоборот: каждый оперативный сотрудник уже внес вклад в результат. Плоды его труда зафиксированы в документе, находящемся на столе у руководства. Такой подход экономит время и ресурсы – снижается число доработок и согласований. Все вовлеченные лица заранее осведомлены о деталях проекта и о своей роли в нем. Еще повышается уровень ответственности и самостоятельности оперативных сотрудников, разгружается верхнее звено руководства. Директора занимаются стратегией, не отвлекаясь на рутину.

Совет 2. Разрабатывайте только один вариант предложения. При подготовке предложений партнерам в России принято давать сразу несколько вариантов. Так российские компании показывают контрагентам, что у них есть выбор. Это способ сказать: «Уважаемый заказчик, мы много для Вас работали, но решение принимать Вам». Для японской компании такой подход – свидетельство слабости предложения. Японец в этой ситуации слышит: «Уважаемый заказчик, внутри моей компании для Вас решения нет. Мы сомневаемся, что лучше для нашего сотрудничества». В японских компаниях предлагают один вариант, но досконально проработанный, с оптимальным соотношением издержек и эффекта. Такой подход требует полного погружения, временных затрат и изучения потребностей клиента. Зато вероятность успешной продажи проекта, по моей оценке, на 55–60% выше. К моменту передачи решения клиенту в презентации не остается узких мест, она полностью основана на потребностях Вашего партнера.

Совет 3. Общайтесь вживую. Несмотря на удобство электронной почты, даже в международных проектах необходимо находить время для живого общения. То, что неочевидно при прочтении письма, Вы увидите в глазах и жестах сотрудника или партнера. При личном общении гораздо проще выяснить опыт других подразделений в схожих проектах. Можно представить более убедительные доводы, лучше понять эмоциональное состояние Вашего визави и даже найти новые человеческие ресурсы.

правила управления сотрудниками

Я ежедневно общаюсь с сотрудниками российского представительства с глазу на глаз. Стараюсь чаще выходить из кабинета, чтобы поучаствовать в офисной жизни, перекинуться парой слов с менеджерами. Мой совет – не стремитесь за полчаса совещания уделить время каждому сотруднику. Лучше поговорите с двумя-тремя менеджерами в течение рабочего дня. Тогда Вы всегда будете в курсе деталей проектов. Если же необходимо обсудить дела с международными партнерами, лечу в командировку и там максимум времени посвящаю живому общению. Ключевые договоренности фиксирую уже в почте.

В японских компаниях, где особенно важна субординация, сотрудник обязательно поставит в копию непосредственного руководителя, но никогда – топ-менеджера. Заставить японского сотрудника «перепрыгнуть» через голову начальника невозможно.

8 правил управления сотрудниками из Тайваня и Японии, которые шокируют, но работают

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем Вас..

      Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и скачать все файлы
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль